Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Яран Сувар или Новруз?

В отличие от других республик в Дагестане местные праздники оказались второстепенными

Фото: Арсен Садыки
Как известно, день весеннего равноденствия с незапамятных времен является особой датой, которую торжественно отмечают многие народы. Зародившись в земледельческих культурах, эти праздники также были восприняты и кочевыми народами.

Однако у дагестанских народов этот праздник носит глубоко самобытные черты и, несмотря на огромное влияние персидской культуры и, конкретно, Новруза, продолжает отмечаться под своими местными названиями.

В этом отношении празднование Новруза в Республике Дагестан диссонирует с тем, что наблюдается в других республиках России, которые в день весеннего равноденствия отмечают свои национальные праздники.

«Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций» – говорится в статье 6 Конституции РД.

Национальные праздники, особенно пришедшие из глубины веков, являются наиболее ярким достоянием данных культурных и исторических традиций. Поэтому вопросы их сохранения и воспроизведения в широком контексте общественной жизни республики являются важными и требуют особого подхода.

Как отмечала известный дагестанский этнограф Ангара Булатова, весенние праздники народов Дагестана можно разделить на две группы. В первую группу включаются празднования дня первой борозды, которым отводилась ключевая роль в земледельческом цикле Нагорного Дагестана (у аварцев, даргинцев, а также лакцев) и кумыков. Одно из отличий дня первой борозды заключается в том, что он не привязан к конкретной календарной дате.

У народов Южного Дагестана и ногайцев на первом месте стоит празднование дня весеннего равноденствия. Если тюрко-иранские народы: таты, персы, терекеменцы, тюрки-азербайджанцы, ногайцы отмечали Новруз, который в Ахеменидской империи приобрел значение религиозного зороастрийского праздника, то празднества лезгинских народов сложились на местной основе, и имеют самостоятельные названия, хотя и испытали воздействие обрядовой системы Новруза.

Надо отметить, что оба празднества в той или иной степени распространены у большинства дагестанских народов, другое дело – какой из них является более значимым в среде того или иного народа. 

В «пограничной» зоне можно отметить интересные явления: у агулов и табасаран главный праздник называется соответственно, Эвелцан и Эбелцан (бытуют и другие названия), т.е. день первой борозды, хотя обрядовая сторона его соответствует лезгинскому Яран Сувару.
Торжества на праздник Эбелцан / Яран Сувар в Хивском районе
Примечательный факт, табасараны и жители лезгинского селения Куг отмечают праздник 14 марта, а не 21. Рутульский Эр также празднуется чуть раньше 17-18 марта, соседствующие с ними жители лезгинского села Хлют также празднуют Эрен Йиф 17 марта

В то же время у лакцев и кайтагцев день весеннего равноденствия гораздо более значим, и отмечается торжественней, чем у других представителей Нагорного Дагестана, что, по мнению Ангары Булатовой, может быть связано с влиянием их южных соседей – лезгинских народов.  

Яран Сувар в ряду местных праздников, символизирующих наступление Нового Года, имеет более торжественный характер и насыщенную различными мероприятиями и обрядами программу и отмечается непосредственно в день весеннего равноденствия.

Неслучайно Ангара Булатова в книге «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX века» праздники лезгинских народов объединяет под этим названием, и свое описание строит на основе того, как этот праздник отмечается у лезгин.

Именно Яран Сувар наиболее подходит на то, чтобы его отмечали на республиканском уровне. Сейчас его место занимает Новруз, который нельзя считать самобытным для Дагестана. Последний характерен для народов и культур, подавляющее большинство которых проживает за пределами Дагестана.
Празднование черкесского Нового года (ИлъэсыкIэ мэфэкI)
В этой связи хотелось бы отметить, что возрождением самобытного адыгского (черкесского) праздника Нового года на уровне республики занимаются в Адыгее и Кабардино-Балкарии. А в прошлом году проект Национального музея Республики Адыгея «Адыгский Новый год» стал лауреатом I степени в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов».

В Хакасии, несмотря на то, что хакасы – тюркоязычный народ, также не стали уподобляться большинству и празднуют на республиканском уровне не Новруз, а свой праздник Нового года – Чыл Пазы. Кстати, в этот день проводится церемония вручения премий «Человек года», проводимая Советом старейшин хакасского народа.
Кадры с праздничных торжеств в Хакасии
Конечно, нельзя умалять значение Новруза,  включённого ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Однако в Дагестане, как и в любом другом регионе, во главу угла должен быть положен самобытный праздник, сложившийся на местной основе, каковым является Яран Сувар.

Конечно, Дагестан является самой многонациональной республикой России, в которой ни один народ не составляет и трети населения, а скорее всего и четверти. Однако в культурной жизни республики можно наблюдать такие явления, как выставка кукол, организованная Лабораторией национального костюма Дома дружбы, почему-то получившая название «Нани гур», что с аварского переводится, как «кукольное платье». 
Выставка "Нани гур"
Непонятно, почему было принято решение дать название выставки именно на аварском языке, если на ней представлены не только аварские национальные костюмы и само проведение такой выставки не является специфической традицией, зародившейся в аварской среде.

В то же время праздник Нового года в Махачкале отмечается как Новруз, а не Яран Сувар, хотя Яран Сувар и является специфической дагестанской (лезгинской) традицией. Кстати, правильнее этот  праздник проводить в «столице» Южного Дагестана – Дербенте, так как именно в этом регионе традиционно отмечается день весеннего равноденствия как наступление Нового года.

Но даже если отмечать его в столице Дагестана, то не может на себя обратить внимание и национальный состав его населения. Так, согласно последней переписи в этом городе проживает 84,5 тысячи лезгин и около 30 тысяч представителей других лезгинских народов, а азербайджанцев – 6 тысяч и ногайцев – 1,3 тысячи. 

Почему мы в ущерб национальным традициям местных дагестанских народов даже не упоминаем Яран Сувар? Разве это справедливо и рационально? Может все-таки пора уже внимательней отнестись к дагестанскому культурному наследию и лезгинскому в частности, взяв пример с Хакасии и Адыгеи.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Яран сувар и Новруз объединяют народы Южного Дагестана

В Махачкале и Каспийске отпраздновали Яран-Сувар

Символ новых надежд

В Сулейман-Стальском районе отметили Яран сувар

Первый объединенный праздник народов Южного Дагестана в Дербенте

Комментарии (27)
Dzamilya Osman
Комментарий #7, дата: 30 март 2015 19:12

Абдула,вы позиционируете себя как знатока ислама и при этом обзываете человека ,обвиняете его в неверии. Ведь в исламе нельзя давать клички людям , и как вы можете знать что у человека на сердце вы ж не Всевышний.Что касается статьи ,то тема затронута важная. Сегодня мы откажемся от наших традиций ,завтра от языка, а затем исчезнем как народ.


Комментарий #6, дата: 30 март 2015 16:02

Цитата: Абдула
кто МЫ в конечном итоге - марсиане!!!???? ))))))

Цитата: Абдула
нашла о чем писать

Мы лезгины, а марсиане те кому не нравится родная культура. Абдула зачем пишешь ерунду, раздражаешь лезгин? Не нравится проходи мимо.

Молодец Иера, защищает наше наследие. Побольше таких статей


Комментарий #5, дата: 30 март 2015 12:56

Я как понял ты себя не относишь не к первым не ко втором (...) !!!! следи за своим поганным языком ,  Джими - лучше пой индийские песни !!! )))))))  


Комментарий #4, дата: 30 март 2015 12:37

Цитата: Радж
Поэтому нам лезгинам нужна минимум своя автономия в составе РФ, а не существовать под гнетом воров и барыг, которые кроме как переписать нашу культуру и историю себе не на что неспособны. Как говорил Муххамед Ярагъви "Пока на нас лежит чей-то гнет, будь то гнет верующих или неверных,- все наши дела и мысли станут позором."
Иера вах желаю вам дальнейших успехов в изучении лезгинской культуры и истории и не обращать внимание на отдельных существ, как говориться в поговорке "(ветер дует). караван идет".

Для начала научись писать слово Мухаммад  - это первое .

Джими ты наверное думаешь что автономии приходят по щучьему велению или во сне , сперва освободи себя от гнета воров и барыг и дай ссылку на свой шедевр от имени Шейха =))))) ( ты сам хоть понял что ты написал ) Если мы под гнетом Верующих и неверных то кто МЫ в конечном итоге - марсиане!!!???? ))))))


Комментарий #3, дата: 30 март 2015 09:24

Поэтому нам лезгинам нужна минимум своя автономия в составе РФ, а не существовать под гнетом воров и барыг, которые кроме как переписать нашу культуру и историю себе не на что неспособны. Как говорил Муххамед Ярагъви "Пока на нас лежит чей-то гнет, будь то гнет верующих или неверных,- все наши дела и мысли станут позором."

Иера вах желаю вам дальнейших успехов в изучении лезгинской культуры и истории и не обращать внимание на отдельных существ, как говориться в поговорке "(ветер дует). караван идет".


Комментарий #2, дата: 30 март 2015 02:53

Иера, дорогая моя землячка, как же ты далека от Истины, нашла о чем писать. 


Комментарий #1, дата: 30 март 2015 02:31

Отличная новость, хотелось бы отмечать Яран Сувар на республиканском уровне под своим названием, а не под названием Новруз.





Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия