Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Яран Сувар или Новруз?

В отличие от других республик в Дагестане местные праздники оказались второстепенными

Фото: Арсен Садыки
Как известно, день весеннего равноденствия с незапамятных времен является особой датой, которую торжественно отмечают многие народы. Зародившись в земледельческих культурах, эти праздники также были восприняты и кочевыми народами.

Однако у дагестанских народов этот праздник носит глубоко самобытные черты и, несмотря на огромное влияние персидской культуры и, конкретно, Новруза, продолжает отмечаться под своими местными названиями.

В этом отношении празднование Новруза в Республике Дагестан диссонирует с тем, что наблюдается в других республиках России, которые в день весеннего равноденствия отмечают свои национальные праздники.

«Республика Дагестан признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций» – говорится в статье 6 Конституции РД.

Национальные праздники, особенно пришедшие из глубины веков, являются наиболее ярким достоянием данных культурных и исторических традиций. Поэтому вопросы их сохранения и воспроизведения в широком контексте общественной жизни республики являются важными и требуют особого подхода.

Как отмечала известный дагестанский этнограф Ангара Булатова, весенние праздники народов Дагестана можно разделить на две группы. В первую группу включаются празднования дня первой борозды, которым отводилась ключевая роль в земледельческом цикле Нагорного Дагестана (у аварцев, даргинцев, а также лакцев) и кумыков. Одно из отличий дня первой борозды заключается в том, что он не привязан к конкретной календарной дате.

У народов Южного Дагестана и ногайцев на первом месте стоит празднование дня весеннего равноденствия. Если тюрко-иранские народы: таты, персы, терекеменцы, тюрки-азербайджанцы, ногайцы отмечали Новруз, который в Ахеменидской империи приобрел значение религиозного зороастрийского праздника, то празднества лезгинских народов сложились на местной основе, и имеют самостоятельные названия, хотя и испытали воздействие обрядовой системы Новруза.

Надо отметить, что оба празднества в той или иной степени распространены у большинства дагестанских народов, другое дело – какой из них является более значимым в среде того или иного народа. 

В «пограничной» зоне можно отметить интересные явления: у агулов и табасаран главный праздник называется соответственно, Эвелцан и Эбелцан (бытуют и другие названия), т.е. день первой борозды, хотя обрядовая сторона его соответствует лезгинскому Яран Сувару.
Торжества на праздник Эбелцан / Яран Сувар в Хивском районе
Примечательный факт, табасараны и жители лезгинского селения Куг отмечают праздник 14 марта, а не 21. Рутульский Эр также празднуется чуть раньше 17-18 марта, соседствующие с ними жители лезгинского села Хлют также празднуют Эрен Йиф 17 марта

В то же время у лакцев и кайтагцев день весеннего равноденствия гораздо более значим, и отмечается торжественней, чем у других представителей Нагорного Дагестана, что, по мнению Ангары Булатовой, может быть связано с влиянием их южных соседей – лезгинских народов.  

Яран Сувар в ряду местных праздников, символизирующих наступление Нового Года, имеет более торжественный характер и насыщенную различными мероприятиями и обрядами программу и отмечается непосредственно в день весеннего равноденствия.

Неслучайно Ангара Булатова в книге «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX века» праздники лезгинских народов объединяет под этим названием, и свое описание строит на основе того, как этот праздник отмечается у лезгин.

Именно Яран Сувар наиболее подходит на то, чтобы его отмечали на республиканском уровне. Сейчас его место занимает Новруз, который нельзя считать самобытным для Дагестана. Последний характерен для народов и культур, подавляющее большинство которых проживает за пределами Дагестана.
Празднование черкесского Нового года (ИлъэсыкIэ мэфэкI)
В этой связи хотелось бы отметить, что возрождением самобытного адыгского (черкесского) праздника Нового года на уровне республики занимаются в Адыгее и Кабардино-Балкарии. А в прошлом году проект Национального музея Республики Адыгея «Адыгский Новый год» стал лауреатом I степени в номинации «Лучший проект по популяризации народных традиций и промыслов».

В Хакасии, несмотря на то, что хакасы – тюркоязычный народ, также не стали уподобляться большинству и празднуют на республиканском уровне не Новруз, а свой праздник Нового года – Чыл Пазы. Кстати, в этот день проводится церемония вручения премий «Человек года», проводимая Советом старейшин хакасского народа.
Кадры с праздничных торжеств в Хакасии
Конечно, нельзя умалять значение Новруза,  включённого ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Однако в Дагестане, как и в любом другом регионе, во главу угла должен быть положен самобытный праздник, сложившийся на местной основе, каковым является Яран Сувар.

Конечно, Дагестан является самой многонациональной республикой России, в которой ни один народ не составляет и трети населения, а скорее всего и четверти. Однако в культурной жизни республики можно наблюдать такие явления, как выставка кукол, организованная Лабораторией национального костюма Дома дружбы, почему-то получившая название «Нани гур», что с аварского переводится, как «кукольное платье». 
Выставка "Нани гур"
Непонятно, почему было принято решение дать название выставки именно на аварском языке, если на ней представлены не только аварские национальные костюмы и само проведение такой выставки не является специфической традицией, зародившейся в аварской среде.

В то же время праздник Нового года в Махачкале отмечается как Новруз, а не Яран Сувар, хотя Яран Сувар и является специфической дагестанской (лезгинской) традицией. Кстати, правильнее этот  праздник проводить в «столице» Южного Дагестана – Дербенте, так как именно в этом регионе традиционно отмечается день весеннего равноденствия как наступление Нового года.

Но даже если отмечать его в столице Дагестана, то не может на себя обратить внимание и национальный состав его населения. Так, согласно последней переписи в этом городе проживает 84,5 тысячи лезгин и около 30 тысяч представителей других лезгинских народов, а азербайджанцев – 6 тысяч и ногайцев – 1,3 тысячи. 

Почему мы в ущерб национальным традициям местных дагестанских народов даже не упоминаем Яран Сувар? Разве это справедливо и рационально? Может все-таки пора уже внимательней отнестись к дагестанскому культурному наследию и лезгинскому в частности, взяв пример с Хакасии и Адыгеи.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Яран сувар и Новруз объединяют народы Южного Дагестана

В Махачкале и Каспийске отпраздновали Яран-Сувар

Символ новых надежд

В Сулейман-Стальском районе отметили Яран сувар

Первый объединенный праздник народов Южного Дагестана в Дербенте

Комментарии (27)
Комментарий #17, дата: 31 март 2015 23:13

 «Если хочешь победить народ, нужно уничтожить его историю и культуру».  Сунь-Цзы.

  Нелезгины очень  хорошо освоили это изречение и постепенно уничтожают наш народ, пока мы спим. И это выгодно всем нелезгинам. В отличи от нас, они знают, что без культуры и истории не будет у народа «вдохновения» ни на развитие,ни на будущее (это как  человека вдохновляет знания и прошлые успехи, так народа его культура и история) . Ни истории, ни культуры у них нет, поэтому они будут заполнять свою нашей.  Как Иера вах  отметила в своей статье, Яран сувар назвали « Новрузом», на выставке лезгинские наряды с ихними, а название дали на своем языке. Могу продолжить «Лезги миски» переименовали в «Ашурбековскую»  по имени лезгина который построил, затем название городов переименовали Кц1ар в «гусары», Куба в «губа», лезгинский танец «Лезгинка» стал танцем дагестанских народов (сейчас нелезгины называет уже своим, моль вы хуже всех танцуете) и т.д. В 30-е годы точно так лезгинов сначала перевели с арабского алфавита на латиницу  по методу типа «не ваше не наше» затем на кирилицу, лишив нас связь с нашей многовековой историей и культурой. Их метод очень прост, я называю методом «иблиса» (иблис  тоже «говорить» сначала оставь дополнительные  (намазы, садакьа и т.д.),  потом  тебя постепенно доводить до оставления обязательных столпов Истины).  


Комментарий #16, дата: 31 март 2015 17:14

 

Называя людей сушествами ты хочешь из себя корчить положительного героя, тем более к тебе никого отношения коммент не имел, так кто из нас ....кьал гвайди я )) ответ очевиден..а то что я написал до этого - это мое мнение... одно уточнение я не позиционирую, я хвала Аллагьу мусульманин. и перечисленные столпы я все без исключения Ин ша Аллагь соблюдаю - отвечаю на твой вопрос.

P. S.

Тем немение если я тебя чем то обидел я, прошу прошения ради Аллагьа

 

 

 


Комментарий #15, дата: 31 март 2015 15:30

Любопытно, это какой же взрослый человек в здравом уме и твердой памяти устраивает хороводы и прыгает через эти костры??? Скорей, оно забавы для детишек, и Ислам, в силу своей мудрости как мировой религии, никогда их не запрещал. Вот потому-то вариации этого прздника сохранились не только в глухих ущельях лезгинских гор, но и практически у всех народов, начиная от граничащих с арабами персов заканчивая татарами Поволжья. Никакого языческого духа в этом празднике давным-давно быть уже не может, остались отдельные элементы из внешней оболочки. На самом деле, крайне трудно найти идиота, который на полном серьезе будет вешать на себя красную ниточку с верой что это спасет его от гнева языческого бога. Если даже такой субъект и обнаружится, то это в чистом виде клиника и предмет разбора психиатров.

Что касается пьянок на таком празднике, так оно находится в зависимости лишь от степени культуры самого человека, а никак не от самого факта праздника. Будь то любое торжество, начиная от дня Победы, к примеру, и заканчивая обычной свадьбой.


Комментарий #14, дата: 31 март 2015 14:54

Хочу сначала поблагодарить Абдулла, за то, что заметил ошибку, впредь буду более внимательным.  На счет ссылки, в Яндексе выходить, когда набирают «заповеди и наставления Магомеда Ярагского».

 Я не буду, как вы Абдул оскорблять  потому, что это противоречить моим принципам и целям. Один из своих принципов указал в предыдущем комментарии в последней фразе, если вы не поняли, объясню на моём родном языке « пукъадиз кьал эце мир»,  ... я не хочу говорить вы такой, но вы в своих комментариях проявили так.

 Что касается Истины, я каждый год бываю дома, много общаюсь с теми кто считают себя «верующими», я им задаю всегда один вопрос «а ты закят заплатил» (1/40 часть общего годового дохода, который платят в мечеть), и все кого не спросил - ответили нет.  А я третий год выполняю 4-столпа из 5-столпов Ислама (1-Шахаду,2-намаз, 3-закят, 4-пост).  Хочу и Вам, кто позиционирует себя как Мусульманин, задать этот вопрос. И мы узнаем кто из нас ближе к Истине. Принцип Ислама «нелгать» надеюсь не забудешь  («Кто лжёт тот не из нас.» Пророк Мухаммед (с.а.с.)).


Комментарий #13, дата: 31 март 2015 01:40

Кадим ты брат Абдула? Расслабься и дыши спокойно. Тыща лет прошла а Яран Сувар уживается с Исламом, а ты все ищещ шабаш бравый охотник на ведьм. Сам покажись для начала наркологу, а то слишком много глюков тебе видется. Откуда вы такие убогие беретесь? Точно лезгины?


Комментарий #12, дата: 31 март 2015 01:12

величайшее невежество и заблуждение связывать хороводы вокруг кострищ, горлопанство и танцульки штукатуреных певичек с культурными и традиционными нормами. Больше напоминает шабаш с вызыванием потусторонних сил, или обычный эстрадный концерт с элементами шоу. Это все до-исламский пережиток который наши некоторые современщики используют в виде декоративно-прикладного искусства как повод для праздненств и возлияний. Направить бы всю эту энергию и потенциал на пропаганду истинных ценностей, в том числе по местным сми,тв и уличных баннеров против алкогольных магазинов и наркоты, псевдорелигиозных уголовных элементов, устраивать гуманитарные и благотворительные акции и т.п... Надо быть масштабней и учитывать все стороны и аспекты, тогда будет толк в этом празднике.


Комментарий #11, дата: 30 март 2015 23:33

Цитата: Абдула
все это ваше жизненно важное событие всегда заканчивается одним - пьянкой

у таких как ты все лезгинское является пьянкой

 

Цитата: Абдула
такими темпами вы далеко пойдете...культурные вы мои

БЕСкультурный и родства непомнящий Абдула. Езжай в свой ИГИЛ где продают и насилуют девочек. Это ближе к тебе и твоему пониманию Истины. Не пачкай лезгин своим присутствием (...)


Комментарий #10, дата: 30 март 2015 22:33

Цитата: supermaga
Цитата: Абдула
кто МЫ в конечном итоге - марсиане!!!???? ))))))

Цитата: Абдула
нашла о чем писать

Мы лезгины, а марсиане те кому не нравится родная культура. Абдула зачем пишешь ерунду, раздражаешь лезгин? Не нравится проходи мимо.
Молодец Иера, защищает наше наследие. Побольше таких статей

Зачем занимаешься ерундой супермага вырываешь из контекста, один такой культурный на другой ветке предлагает вам круговые или как там короче танцы где мужчины и женщины обняв танцуют....... тоже яко бы наследие, такими темпами вы далеко пойдете...культурные вы мои


Комментарий #9, дата: 30 март 2015 22:15

Цитата: Dzamilya Osman
Абдула,вы позиционируете себя как знатока ислама и при этом обзываете человека ,обвиняете его в неверии. Ведь в исламе нельзя давать клички людям , и как вы можете знать что у человека на сердце вы ж не Всевышний.Что касается статьи ,то тема затронута важная. Сегодня мы откажемся от наших традиций ,завтра от языка, а затем исчезнем как народ.
Цитата: Dzamilya Osman
Абдула,вы позиционируете себя как знатока ислама и при этом обзываете человека ,обвиняете его в неверии. Ведь в исламе нельзя давать клички людям , и как вы можете знать что у человека на сердце вы ж не Всевышний.Что касается статьи ,то тема затронута важная. Сегодня мы откажемся от наших традиций ,завтра от языка, а затем исчезнем как народ.

Один назвал культурной наследией, вы традиции и т. д. и все это ваше жизненно важное событие всегда заканчивается одним - пьянкой, в той или иной форме. В неверии я ни кого не обвинял.  в чем это обвинение выражается?


Комментарий #8, дата: 30 март 2015 20:55

Цитата: aslan_lek
Отличная новость, хотелось бы отмечать Яран Сувар на республиканском уровне под своим названием, а не под названием Новруз.
Хотелось бы конечно но АРГ-оглы не хочет.Ему ближе новруз.Как в мультфильме-А Баба Ега против!!!))))




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия