Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Удинское возрождение

Язык как основа самосохранения древнего народа

 

 

 

Удинский букварь в руках его автора
Недавно  в Институте языкознания РАН состоялся круглый стол на тему "Удины и удинский язык в России". Его инициаторами выступили Информационно-координационный центр удинских общин и РОО «Московская община удин». На мероприятии был презентован удинский букварь «Нанай муз» («Родной язык»), который создавался для облегчения процесса обучения удинскому языку детей. Как оказалось российская диаспора удин прилагает большие усилия для сохранения своего уникального языка и вместе с ним своей самобытности.

 

 

Одна из страниц удинского букваря

 

Удинский язык входит в лезгинскую ветвь нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Он раньше всех обособился от остальных лезгинских языков, но, несмотря на это предки современных лезгинских народов всегда составляли единый массив. Возможно древние миграции предков нынешних персов, талышей и других западноиранских народов на их нынешнюю родину раскололи единую пралезгинскую общность.

 

 

Последующие события на Восточном Кавказе определили непростую судьбу удинского народа. Многие ученые считают удин самым многочисленным лезгинским народом в период существования Кавказской Албании. Однако ареал расселения удин стремительно уменьшался, сохраняясь в горной части Карабаха и предгорьях Большого Кавказа. А затем он и вовсе сократился до села Нидж и города Варташен (нынешний Огуз) в АР и села Зинобиани (Октомбери) в Грузии.
В настоящее время численность удинской диаспоры в России составляет 4267 человек, что превышает их количество (официальное) в Азербайджанской Республике – 3800 человек. Резкий приток удин пришелся на 90-е годы прошлого века, когда многие из них вынуждены были переехать в Россию из Азербайджана, спасая свои жизни, так как их принимали за армян. Но он сохранился и в последующем.
В итоге самая большая удинская община обосновалась в Ростовской области (1866 человек), особенно в городах Шахты – 517 человек и Таганроге – 288 человек и Азовском районе – 339 человек. Город Шахты стал своеобразным центром российских удин. Там располагается Информационно-координационный центр удинских общин, который возглавляет Владислав Дабаков – автор удинского букваря.

 

Владислав Дабаков 

 

Мероприятие открыл заведующий отделом кавказских языков Института языкознания доктор филологических наук Михаил Алексеев. Он представил руководителя РОО «Московская община удин» Владимира Куранова

 

Михаил Алексеев и Владимир Куранов

 

Владимир Куранов рассказал об эволюции общественной и религиозной жизни удин на родине и за ее пределами. Он подробно остановился на том, как несколько лет назад удины, живущие в Москве, Подмосковье и Иванове собрались и создали Московскую общину удин, которую он возглавил.

Удинский календарь 

С основным докладом выступил Владислав Дабаков, который начал свое выступление с краткой историко-географической справки и рассказал о работе возглавляемого им центра. Главным событием мероприятия стала презентация удинского букваря. Важной особенностью этого красочного издания было то, что слова и тексты, из которых он состоит, даются и на ниджском и на варташенском диалектах. Необходимо подчеркнуть, что издание букваря стало возможным благодаря тому, что необходимые средства были собраны самой удинской общиной.

 

Тимур Майсак

Один из сотрудников отдела кавказский языков Тимур Майсак в своем докладе познакомил всех с тем, как развивалась письменность удин, начиная с 20 века. Среди участников «круглого стола» разгорелась дискуссия о том, нужен ли удинам единый алфавит и на какой графической основе.

 

Дмитрий Ганенков

 

Высказывались противоположные идеи. Одна из них отразила существующую трагическую судьбу удинского народа: для живущих в Азербайджане предлагалось оставить латинский вариант (так как государственный азербайджанский язык использует латиницу и это облегчит процесс обучения для удинских детей), а для диаспоры в России – разработать и внедрить кириллическую письменность.

 

Артем Куранов

 

Однако один из представителей удинской общины Артем Куранов, защитивший в свое время кандидатскую диссертацию по удинскому языку, категорично настаивал на едином алфавите на основе кириллицы. В поддержку своей позиции он высказал несколько доводов. Во-первых, удины предпочитают учиться в школах с обучением на родном языке, во-вторых, тесная связь с Россией очень сильна и продолжает укрепляться из-за того, что половина народа живет там. В-третьих, для родственных удинскому дагестанских языков разработана единая графическая основа, базирующаяся на кириллице, и в этом отношении он не должен выделяться от них.

Наида Рзаева

 

 

 

Среди выступавших на «круглом столе» следует отметить Наиду Рзаеву, которая рассказала о проекте «Üfüq-S», занимающегося языками национальных меньшинств Азербайджанской Республики. В настоящее время с помощью сотрудников этой организации осуществляется перевод Библии на удинский язык. На вопрос из зала о том, помогает ли богатое азербайджанское государство благородной работе этой структуры, Наида Рзаева ответила отрицательно.

Удинский календарь

Спустя некоторое время состоялась беседа Владислава Дабакова с председателем Исполкома ФЛНКА Амилем Саркаровым. Владислав рассказал о ближайших планах  Координационного центра. В частности, намечен перевод и издание книги «Удины», подготовленной и выпущенной на азербайджанском языке в Баку в 90-е годы прошлого века.

В целом большая часть работы Центра будет посвящена языку, среди них карманный русско-удинский словарь, разговорники. Среди самых смелых планов – выпуск ежеквартального журнала на русском и частично на удинском языках.

Рассказывая о современном положении, Владислав Дабаков отметил, что если в Варташене удин, к сожалению, осталось очень мало, то в городе Шахты Ростовской области люди не задают вопрос: «а кто такие удины?». В то же время было подмечено, что обучение родному языку в Азербайджане постепенно сворачивается, удинский язык может попасть в учебный план лишь за счет других предметов, что создает естественное нежелание его вводить.
В конце разговора Саркаров и Дабаков договорились находить точки сближения для налаживания взаимодействия между родственными народами в культурно-языковой сфере.

 

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

Издан удинский букварь с иллюстрациями "Нанай муз (Родной язык)"

Стратегическая "любовь" Баку к удинам

Тысячелетняя боль Албании глазами удинского беженца

Почему молчат ученые?

Комментарии (49)
Комментарий #19, дата: 16 октябрь 2013 01:53

Цитата: Gatagvi
Цитата: Куьреви
...лезгины за свои земли 12 веков подряд воевали с мусульманами-захватчиками...

 Лезгины воевали с завоевателями, причем здесь их явно афишируемая религиозная принадлежность?  Воистину, иблис изощренен...

Это всего лишь был ответом на ни на чем не основанное утверждение 

Цитата: LHMAO
все значимые войны мой народ прошел под знаменем Ислама.  

Я констатировал факт, что лезгины свои "все значимые фойны" 12 веков подряд, до вхождения в состав России вели с теми, кто шёл захватывать наши земли под знаменем ислама, т.е. с захватчиками-мусульманами. Все приходящие называли себя "братьями-мусульманами", а были "мусульманами-грабителями"...


Комментарий #18, дата: 16 октябрь 2013 00:52

Цитата: Куьреви
...лезгины за свои земли 12 веков подряд воевали с мусульманами-захватчиками...

 

Лезгины воевали с завоевателями, причем здесь их явно афишируемая религиозная принадлежность?  Воистину, иблис изощренен...


Комментарий #17, дата: 15 октябрь 2013 21:44

Цитата: mihran
Не малую роль  в  уничтожении удин  и  армян сыграли и  последователи Мухаммада  из  Кавказских  народов  ,  в  том  числе и лезгин .

 

а ссылки можно, где и когда лезгины уничтожали, а армяне спасали удин?


Комментарий #16, дата: 15 октябрь 2013 21:11

Цитата: LHMAO
 Религия имеет самое важное значение. Нас учит история, и смотря на историю я вижу что лезгинский народ сохранился по воле Аллаха Всевышнего, все значимые войны мой народ прошел под знаменем Ислама.  

Что правда, то правда. С момента появления мусульман-захватчиков на Кавказе (640-ые годы) и до вхождения Лезгистана в состав России (1813 год) лезгины были вынуждены воевать за свои земли и за свою культуру с завоевателями, которые приходили на наши земли под знамёнами ислама. Это и арабы, и персы, и тюрки всех мастей. Если не считать хазаров, исчезнувших так же быстро, как и появились, то лезгины за свои земли 12 веков подряд воевали с мусульманами-захватчиками...


Комментарий #15, дата: 15 октябрь 2013 20:26

Цитата: LHMAO
 А то что где то, какое то лезгинское селение отказывалось принять Ислам не означает что лезгины были насильственно обращены в Ислам, лезгины приняли Ислам по собственному желанию и хвала Аллаху.
 

Для справки отрывок из "Ахты-наме" о том, как жители Миграха "по собственному желанию" приняли ислам:

«Семь месяцев Микраг был в осаде и упорствовал, но Дервиш-аи открыл наконец к нему путь изменою, склонив на свою сторону любимца Самсама Эмир-Кяга: врата города были отворены, и Самсам был лишен жизни, а из жителей пощажены только те, которые приняли магометанскую веру, упорные же идолопоклонники были все истреблены. Эмир-Кяга сделался начальником Микрага с окрестными селениями Кяла-Кюри и Курушем. …С этой эпохи в вольных обществах распространилась вера Магомета»


Комментарий #14, дата: 15 октябрь 2013 15:37

[/quote]Религия имеет самое важное значение. Нас учит история, и смотря на историю я вижу что лезгинский народ сохранился по воле Аллаха Всевышнего, все значимые войны мой народ прошел под знаменем Ислама. А что стало с удинами, их то в армяне записывали, то они были вынуждены покидать свои места проживания, потому что ни могли оказать сопротивления, идеологии не было.
А то что где то, какое то лезгинское селение отказывалось принять Ислам не означает что лезгины были насильственно обращены в Ислам, лезгины приняли Ислам по собственному желанию и хвала Аллаху.
 [/quote]

Если  ты  не    курсе  этого , спроси  удин  из  села  Зинобиани,  что  в  Грузии - за  что  и  кто уничтожал  их - они  тебе  ответят. Можешь  спросить   и  у  грузин, как  с  ними  обходились аварцы, чеченцы  и  лезгины , подстрекаемые  турками -  они  тебе  всё !  расскажут.


Комментарий #13, дата: 15 октябрь 2013 14:39

Цитата: LHMAO
Цитата: Куьреви
Цитата: LHMAO
Молодцы. Вот если удины еще ислам бы приняли вообще было бы отлично.

А зачем им это надо? Как известно (см.книгу "Ахты-наме"), и лезгины ислам не принимали...
Среди осетин есть и мусульмане, и христиане, и атеисти, и, возможно, кришнаиты, но это не мешает им быть одним этносом. Значит, религия не имеет никакого значения для самоидентификации этноса.
Религия имеет самое важное значение. Нас учит история, и смотря на историю я вижу что лезгинский народ сохранился по воле Аллаха Всевышнего, все значимые войны мой народ прошел под знаменем Ислама. А что стало с удинами, их то в армяне записывали, то они были вынуждены покидать свои места проживания, потому что ни могли оказать сопротивления, идеологии не было.
А то что где то, какое то лезгинское селение отказывалось принять Ислам не означает что лезгины были насильственно обращены в Ислам, лезгины приняли Ислам по собственному желанию и хвала Аллаху.
 

Дорогой  друг при  арабском  халифате не  трогали  ни  армян  ни  удин . Резать удин  и  армян начали  ,  когда появились турки .  Не малую роль  в  уничтожении удин  и  армян сыграли и  последователи Мухаммада  из  Кавказских  народов  ,  в  том  числе и лезгин . Армяне как  то  выжыли ,  удинам  повезло  меньше . И  это  доказали  события  в  Арцахе . Лезгины  вместе  с  турками резали  Арцахцев . И  не  надо  мешать  сухое  с  мокрым !


Комментарий #12, дата: 15 октябрь 2013 14:28

Цитата: Куьреви
Цитата: LHMAO
Молодцы. Вот если удины еще ислам бы приняли вообще было бы отлично.

А зачем им это надо? Как известно (см.книгу "Ахты-наме"), и лезгины ислам не принимали...
Среди осетин есть и мусульмане, и христиане, и атеисти, и, возможно, кришнаиты, но это не мешает им быть одним этносом. Значит, религия не имеет никакого значения для самоидентификации этноса.
Религия имеет самое важное значение. Нас учит история, и смотря на историю я вижу что лезгинский народ сохранился по воле Аллаха Всевышнего, все значимые войны мой народ прошел под знаменем Ислама. А что стало с удинами, их то в армяне записывали, то они были вынуждены покидать свои места проживания, потому что ни могли оказать сопротивления, идеологии не было.

А то что где то, какое то лезгинское селение отказывалось принять Ислам не означает что лезгины были насильственно обращены в Ислам, лезгины приняли Ислам по собственному желанию и хвала Аллаху.

 


Комментарий #11, дата: 15 октябрь 2013 13:16

Цитата: Куьреви
Цитата: LHMAO
Молодцы. Вот если удины еще ислам бы приняли вообще было бы отлично.

А зачем им это надо? Как известно (см.книгу "Ахты-наме"), и лезгины ислам не принимали...
Среди осетин есть и мусульмане, и христиане, и атеисти, и, возможно, кришнаиты, но это не мешает им быть одним этносом. Значит, религия не имеет никакого значения для самоидентификации этноса.

 В этом  вопросе  согласен  с  Вами  полностью


Комментарий #10, дата: 14 октябрь 2013 23:14

Октомбери  означает  Октябрьскиое




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия