Ризван Эмиргамзаев: «Сегодня мы все должны броситься на спасение родной культуры»
Сегодня людей, по-настоящему болеющих за свой народ, за моральное состояние молодежи, за развитие родной культуры найти не так просто. Однако те, что неутомимо трудятся на этом поле, являются настоящими самородками лезгинского народа. Одним из таких уникальных подвижников своего дела является Ризван Эмиргамзаев, директор средней школы селения Филя. В нашей беседе он коснулся самых наболевших проблем развития родной культуры, образования и воспитания молодежи.
- Как сегодня поставлен процесс образования в средней школе, касаемо родной истории, истории и культуры родного народа?
- Все зависит от людей, которые работают в школе. Преподаватель, независимо от того какой предмет он преподает, должен быть патриотом. Лично я недоволен тем, что происходит на сегодняшний момент. На уроках дети изучают историю Египта, других стран. Но очень мало внимания уделяется урокам родной речи, истории края. Под историю Дагестана отведен один час в неделю. История лезгин вообще не изучается.
- Учебников, пособий, достаточно в школе?
- Нет. Эти предметы считаются второстепенными, поэтому обеспечиваются материально в последнюю очередь.
- У преподавателей хватает навыков, знаний, чтобы восполнить этот пробел? Приведу пример, я, когда ездил по историческим селам, думал о том, что развалины древних селений можно использовать как наглядное пособие. Проводить на этих местах экскурсии, рассказывать детям о родной истории и показывать им древние памятники. На такое хватает энтузиазма у преподавателей?
- Его как раз и не хватает. Не хватает патриотов, любящих свое дело. Мало людей готовых рассказывать историю села, родного края.
- В чем причина этого?
- В воспитании, не в последнюю очередь. После развала Советского союза, отношение многих людей к истории очень негативное. Многим это просто не интересно.
- Это связано с развалом системы образования или с пропагандированием чуждой нам культуры через телевизор?
- Чуждая культура навязывается еще и другими народами. Своя культура забывается, все подражают Западу, воспитанию, поп-культуре. Посмотрите на имена, которые мы сейчас даем своим детям, это тоже показатель. Многим уже наши традиционные лезгинские имена кажутся странными, некрасивыми. Молодые родители стремятся дать детям имена, которые они слышат в телевизоре. В семье не осталось патриотического воспитания.
- Каждый историк знает, что мы фактически живем на огромных исторических пластах. Много исторических селений кругом. Копнуть чуть глубже, исследовать развалины и можно буквально потрогать историю руками. Возможно ли пробудить интерес у молодежи, чтобы ходить и наглядно изучать историю. Есть энтузиасты?
- Есть. Хочу отметить, что причина такого негатива, что у нас нет ресурсов, чтобы профессионально изучать историю народа. Есть несколько энтузиастов, которые осваивают ее своими силами, и никто их не контролирует. Элементарно, что происходит с культурой. Что сейчас поет так называемая национальная эстрада. Это все бесконечно далеко от нашей культуры. Это все равно, что Тимати объявить представителем русской культуры.
- Что можно было бы сделать в ближайшие пять лет? Какие инструменты нужно для этого использовать - создание общественных организаций, поиск меценатов? Что могли бы сделать наши патриоты, чтобы ситуацию изменить в корне?
- Нужно объединить усилия нашим лидерам, главам администраций района, главе города Дербент с крупной лезгинской общиной Имаму Яралиеву, нашим землякам в Москве. Нужно жестко контролировать каждую брошюру, которую выпускают по истории народа, художественную литературу, музыку, все, что звучит из телевизора, радио.
Превратили культуру на рода в ширпотреб. Это же непотребное что-то, что пропагандируют эти «звезды», а каналы тоже показывают все подряд, лишь бы им деньги платили. Если мы сегодня не возьмемся все вместе, это будет катастрофа.
Нужно собирать вместе молодых энтузиастов, преподавателей, историков. Устраивать дискуссии, круглые столы, показывать это все по телевизору. Беседовать о том, во что превратилась наша культура сегодня, как жили наши предки в прошлом столетии, что означают названия тех или иных сел, что значат лезгинские имена.
Можно проводить конкурсы ашугов, конкурсы танца, родной песни между школами. Надо вовлекать молодежь в эту активность, ходить по детским домам, домам престарелым, узнавать, чьи это родные, кто их бросил, почему лезгины дошли до такого состояния… Работы не просто много – ее непочатый край.
- Вы уже начинаете говорить о конкретных проектах – это же требует создания отдельной видеостудии…
- Конечно. Подобные видеостудии должны быть в каждом селе, при каждой школе. Чтобы занять полезным трудом и самообразованием наших школьников – они и культуру свою узнают, и профессиям новым научатся, и своим землякам огромную службу сослужат. При каждой школе должна быть своя маленькая газета – пусть ребята учатся писать, фотографировать, беседовать с интересными людьми.
При этом подобную активность должны развивать сами ребятишки. При помощи учителей и старших, конечно. Но не так, как у нас в Дагестане сейчас происходит, когда учителя сами пишут за учеников конкурсные работы. Другого пути к возрождению родной культуры и истории нет.
- С какими сложностями на этом пути вы сталкиваетесь?
- Самая главная проблема на сегодняшний день – отсутствие понимания глубины всех этих проблем у наших земляков – у простых людей, у чиновников, у бизнесменов. Для нас, к примеру, в школе даже видеокамеру купить проблема. Поскольку деньги на нее не заложены в бюджет школы.
У лезгинских бизнесменов до нас ни руки не доходят, ни чувство ответственности не вызревает за состояние молодежи в родных селах и районах. А если обращаться к сельчанам с просьбой скинуться – у них тоже забот по горло. Многие даже слышать не хотят о каких-то общественных проектах.
Максимум на что хватает сегодня наших земляков – собираться по свадьбам, закупать ящиками водку, приглашать развратных певичек, которые, потеряв всякий стыд, открывают мужчинам свои увядающие прелести, и кричать на пьяную голову «Сагърай, лезгияр!». Вот это состояние нашей культуры сегодня. Но это же катастрофа!
- В ваших словах чувствуется не только переживание за свой народ, но и изрядный преподавательский и управленческий опыт…
- Спасибо. Надо отметить, что я же не только директор школы. Я еще и отец четверых детей. Я стараюсь, чтобы они выросли знающими свою историю людьми, чтобы в них горел дух наших предков, гордость за свой народ и за свою культуру.
А ведь в процессе их воспитания принимаю участие не только я, но и сама школа, и даже улица, на которой они проводят больше времени, чем дома. Чтобы это влияние было в правильном русле, мы должны браться не только каждый за своего ребенка, но за всю молодежь, за весь народ сразу.
- Что вы ответите на страхи российских журналистов о том, что такая концентрация внимания молодежи на национальной истории и культуры будет противоречить общероссийским ценностям? Мешает ли любовь к родной культуре осознавать себя гражданами единой страны?
- Нет, конечно. Если человек не любит себя, свою семью и народ, то не будет любить и Россию.
- Что вам известно о деятельности ФЛНКА? Какие могли бы быть пожелания к повышению эффективности работы?
- Я знаком с их деятельностью. Сегодня слежу за сайтом и проектами автономии. ФЛНКА делается многое, но надо очень аккуратно подходить ко всему. Например, часто устраиваются концерты, это хорошо. Но не надо кого попало приглашать на концерты, зачем нужны эти полуголые «звезды»?
Если наши серьезные национальные организации их приглашают, значит, поднимают их авторитет, и еще больше молодежи ориентируется на этих звезд. Желаю ФЛНКА больших успехов на пути служения своему народу. А мы здесь на местах поддержим любую инициативу.
Альбина Курбанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Как ты богат, язык моей матери...
Детская катастрофа лезгин. Спасение – в создании детского движения
Убийство в Курахе – показатель нашего духовного упадка
Встреча с лезгинской общиной Саратовской области и проблемы сохранения родной культуры
В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения родного языка в школах