Удушение и оживление Кураха
Горцы на фоне циничной политики Махачкалы пытаются оживить свое село
Ни для кого не секрет, что с момента краха Советского Союза, горные районы и села Дагестана постепенно приходят в запустение. Бюджеты районам урезаются, рабочие места сокращаются, молодежь выезжает в города Центральной России на заработки.
Тупиковый Курах
Не является исключением и Курахский район. Его положение не является радужным на фоне остальных соседних районов еще и потому, что он является тупиковым по отношению к другим. То есть, через Курахский район нет транзитных путей, ведущих в другие районы.
Ведь наличие транзитных путей через Сулейман-Стальский район в Хивский, Агульский и Курахский, а через Магарамхюрский – в Докузпаринский, Ахтынский, Рутульский районы и Азербайджан приводит к тому, что огромное количество проезжающих через них людей стимулирует развитие частной торговли и сферы обслуживания.
Речь идет о многочисленных кафе, выпечек, шиномонтажных станций, заправок, ремонтных мастерских, которые позволяют создать более или менее устойчивый сектор малого бизнеса и частного предпринимательства.
Однако такой возможности лишены тупиковые по отношению к своим соседям районы. Таковыми в Южном Дагестане являются Рутульский, Агульский и соответственно Курахский районы. Отсутствие в них больших потоков транзита людей и транспорта не создает никаких дополнительных стимулов развитию малого бизнеса.
Вид на селение Курах
Медленное удушениеКроме того, циничная политика Махачкалы в Южном Дагестане приводит к тому, что здесь стремительно сокращается количество бюджетных мест. Которые в горных районах являются самыми мощными якорями по удержанию населения в родных селах.
К примеру, Махачкала делает все возможное, чтобы сократить в районах Южного Дагестана все возможные ведомства. Так, в Курахе закрыт районный отдел Военного комиссариата, закрыт и переведен в Дербент местный отдел ГИБДД.
Кроме того, что это выбрасывает на улицу десятки людей, которые раньше были привязаны к зарплатам в этих структурах, так теперь еще огромному количеству местных жителей приходится ездить по любой мелкой нужде в Касумхюр и Дербент.
Более того, районам Южного Дагестана уделяется преступно меньшее внимание по сравнению с районами Нагорного Дагестана в сфере развития современной социальной инфраструктуры. Здесь не строятся новые школы, детские сады, спортзалы и дома культуры.
Современное состояние всех этих центров социальной жизни в Курахе просто катастрофическое. А о малых селах и говорить не приходится. Кроме того, Махачкала делает все возможное, чтобы в районах Южного Дагестана было как можно меньше источников для развития местной аграрной экономики.
Райцентр селение Курах
Отсечение от денежных потоковК примеру, в районах Южного Дагестана закрыты почти все отделения Россельхозбанка, который обслуживает жителей сельских районов и выдает кредиты на развитие фермерских хозяйств по различным правительственным программам.
Это при том, что в Нагорном Дагестане на каждый район приходится несколько отделений Россельхозбанка. В ближайшее отделение этого банка от Кураха находится в Хиве. Редкий курахский фермер доедет до Хива, чтобы оформить в банке документы на получение кредита для развития своего малого хозяйства.
Кроме того, в горных селах сейчас заработные платы работникам бюджетной сферы также начали зачислять на пластиковые карты. Причем на карты именно Россельхозбанка. Теперь всем бюджетникам вне зависимости от возраста и наличия автомобиля приходится ездить в далекий Хив для получения своих заработных плат.
Мало того, что на поездку в Хив уходит солидная для жителя горного района часть зарплаты. Так еще в самом хивском отделении Россельхозбанка в дни выдачи заработной платы творится что-то несусветное.
Поскольку за получением своих зарплат кроме жителей самого Хивского района сюда приезжают жители сразу нескольких районов – Курахского, Сулейман-Стальского, Агульского. Очереди и давка в тесном отделении банка невероятные.
Причем многим не удается получить свою зарплату в день приезда. Озлобление и отчаяние людей, не могущих получить свои кровные заработанные копейки после дальнего пути, просто запредельные.
Горцы на пике возмущения проклинают и коррумпированную Махачкалу, и Москву, которая сделала их заложниками продажных дагестанских кланов.
Заброшенное селение Кочхюр
Умирающий районПо этим, а так же по многим другим причинам именно эти тупиковые районы приходят в запустение одними из первых. Оттого уже на сегодняшний день можно говорить о медленном умирании ряда сел Курахского района.
Так, в селах Вини Мака, Ага Мака, Кимихюр, Тетель, Цилинг, Кочхюр Курахского района практически нет уже ни одного жителя. Из некоторых сел жители разъехались и распылились в поисках заработка по всей России, а жители некоторых – переселились на равнину.
Тем не менее, итог один и тот же. Верхние села Курахского района мертвы и вряд ли уже восстановятся. Кроме того, в запустение приходит и сам Курах. Уже сегодня в райцентре пустует большое количество домов, поскольку все больше сельчан выезжает в регионы России на заработки.
Тем не менее, оставшиеся жители не теряют бодрости духа и стойкого желания сохранить свои села. Причем, в этом желании солидарны и власти района, и простые труженики райцентра и окрестных сел.
Власть и общество держат оборону
Так, на наших встречах в селе огромное количество курахцев клялись, что ни при каких обстоятельствах не покинут родные стены и горы. «Курах-дере и не такие тяготы видел, - утверждают они, - И выстоял, всем бедам назло».
Руководство района и райцентра в лице Замира Азизова и Сейфудина Курбанова на имеющийся скудный бюджет умудряются хоть как-то обновлять и развивать дряхлеющую социальную инфраструктуру.
Пусть и медленно, но все же дорога в райцентр получает асфальтовое покрытие. Пусть и пустеющая школа, но все же выделила освободившиеся помещения под дополнительный детский садик.
Пусть и не сразу, но природный газ пришел во все дома древнего Кураха. Пусть и при растущем идеологическом расколе общества в районе властям удается поддерживать достаточно высокий уровень общественной безопасности.
Пусть и отсеченные от кредитных средств, трудолюбивые курахцы начинают закладывать и развивать свои фермерские хозяйства, выстраивая на окраинах села подсобные помещения и содержа стада в несколько сотен голов.
Зеленая инициатива
Особенно поразительным на этом фоне являются инициативы простых горцев и тружеников села, пытающихся своими силами облагородить свое легендарное село. Речь не только об облагораживании родников и кладбищ, за которые берутся жители и в других районах.
Так, к примеру, в Курахе идет асфальтирование сельских улиц. Спонсорскую помощь в асфальтировании улиц оказывает меценат Гаджикурбан Гаджиев, выходец из Кураха, проживающий и работающий в Краснодаре.
Речь также идет и о такой замечательной инициативе, которая вдруг охватила жителей Кураха, как озеленение прилегающих к их домам участков в целях создания уникальных зеленых уголков.
Так, стоит отметить усилия таких стойких курахцев, как Катиб Катибов, Джалалдин Гасанов, Али Бабаев, а также их сыновья. К примеру, они начали высаживать на скудной курахской почве виноград, увивший своими побегами суровые камни, а также целые сады и рощи вдоль русла реки.
Курахцы, несмотря на сохраняющийся недостаток зелени в селе, считают эти зеленые островки предметом своей гордости. С интересом наблюдают за тем, как начинают ветвиться эти саженцы и создавать радующий глаз зеленые уголки.И чем больше эта инициатива охватывает курахцев, чем больше начинают разрастаться зеленые островки в каменном ландшафте древнего Кураха, тем больше сельчане начинают обретать новую веру в то, что смогут вдохнуть новую жизнь в свое легендарное и иссеченное шрамами истории село.
Фарида Санджах, Магомедзагир Бабаев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.