Исчезновение аула Сараг
На карте Лезгистана появилось еще одно заброшенное село
Озеро Макьар-вир в 2 км от селения Сараг
Недавно стало известно, что обновился список заброшенных лезгинских сел: к сожалению, обезлюдело горное селение Сараг Курахского района. До самого последнего времени в нем проживали 8 человек, функционировала школа с одним учеником, однако сейчас аул оставили его последние жители.Сарагцам были выделены земли в селе Кири для постройки жилья. Кроме того, в течение некоторого времени ученики местной школы после 4 класса отправлялись на учебу в Киринский интернат. Еще 5 назад в селе было 7 хозяйств. Остались они по причине хороших условий для разведения мелкого и крупного рогатого скота.
Следует сказать, что расположенный в живописном горном уголке Южного Дагестана на высоте около 1500 метров над уровнем моря аул Сараг по численности населения и по своей площади был наименьшим среди всех населенных пунктов Курахского района. Примечательно село еще и тем, что недалеко от него находится могила одного из родоначальников лезгинской поэзии Етима Эмина.
Находясь в окружении горных лугов, ущелий и лесов, селение буквально утопает в зелени, поэтому издалека его можно не сразу заметить. Сараг открывается гостям сразу, когда пройдешь окружающий его лесной массив.
Селение, согласно преданиям, основано два-три столетия назад. Первыми поселенцами оказались несколько семей из селения Кири, которые, желая укрыться от нападков и издевательств нукеров хана, ушли к юго-востоку от села и спрятались в лес. Выбрав наиболее удобное место в чаще леса, они построили землянки.
Могила Етима Эмина
Беглецы занимались возделыванием конопли и пшеницы. Конопляное семя и все то, что они изготавливали из конопли (пеньковые паласы, волокно, обмотки для чарык, пеньковые нитки, пояса, канаты) продавали жителям близлежащих сел. В основном, этим ремеслом занимались женщины и они из ниток конопли и шерсти ткали, вязали ковры, материи, жакеты, чулки, сети.В прежние столетия в лезгинских селах бытовал обычай: к приданому невесты добавляли и «сварагар» - вязаные чулки, чувяки, тапочки и перед выводом невесты из родительского дома, всем гостям и сельчанам показывали «сварагар». Зная качество работы мастериц из лесных землянок, в те времена многие лезгины заказывали «сварагар» именно у них. Согласно народной этимологии, название села Сараг также происходит от слова «свараг», т.е. аул мастеров, изготовляющих сварагар.
Со временем на месте этих лесных землянок образовался аул Сараг. Жители вышли из своих землянок и построили добротные дома. Используя прекрасные окружающие природные условия, сарагцы преуспели в ведении животноводства. Вместе с тем ремесло их предков - изготовление «сварагар» - сошло на нет.
В годы Великой Отечественной войны воины-сарагцы, став на защиту Родины, приняли участие в разгроме немецких захватчиков. Уроженец Сарага Гаджиахмед Бейбутов командовал батальоном и прошел по фронтовым дорогам до Германии. Несколько сарагцев геройски пали в жестоких сражениях с врагом.
Приведем заметку с сайта «Лезги Яр», опубликованную несколько лет назад:
«В настоящее время в ауле осталось пять хозяйств. Остальные живут в поселке Белиджи, городе Дербент, в Калмыкии. Сараг относится к Икринской администрации. В ауле действуют медпункт, начальная школа. Жители занимаются личными подсобными хозяйствами, держат домашний скот, овец, коз.
Сарагцы верят, что когда-нибудь их сородичи вернуться обратно, в лоно прекрасной природы, в обиталища предков. Среди сарагцев есть хорошие педагоги, мастера, бизнесмены, спортсмены. В их числе тренер по вольной борьбе Минхажудин Казиев, предприниматель Улухан Ремиханов, почетный лесник Баламирзе Казиев, чемпион Европы и мира по вольной борьбе Вагиф Казиев».
Как видим, к сожалению, судьба распорядилась иначе и на лезгинской карте появился еще один аул-призрак, свидетелями конца славной истории которого все мы с вами стали.
Упорство Биче Джабраиловой
Всем дагестанцам известна история жительницы горного аула Гра в Ахтынском районе Биче Джабраиловой, которая вот уже более 40 лет живет в одиночестве в родном селе, заброшенном всеми ее односельчанами.
Напомним, что Гра опустел после разрушительного землетрясения 1966 года, в результате которого были разрушены большинство домов и строений в селе. Грарцы покинули свою Родину, забыв ремесленные традиции отцов и предав забвению могилы предков. Опустела некогда многолюдная мечеть, не собираются уж аксакалы на годекане, заросли бурьяном плодоносящие сады, от села остались лишь стены и камни.
И лишь Биче хала хранит покой родного Гра, лелея в глубине сердца надежду на возвращение в аул былой оживленности, детского смеха, звуков азана и околосвадебной суеты селян.
«Я не представляю себя в другом месте. Мои односельчане польстились на легкую жизнь, Бог им судья. Но я не могу бросить эти развалины и дедовские могилы. Спасибо, что помните обо мне. Только не старайтесь напрасно. Знайте, отсюда я никуда не уеду», - рассказывает бабушка Биче в интервью одному из дагестанских изданий.
Последние случаи опустения сел
Истории с похожим сценарием развивались и в других дагестанских аулах.
Так, совсем недавно обезлюдело горное кубачинское село Амузги Дахадаевского района. В январе этого года скончалась последняя его жительница Патимат Нугаева, которой было более 80 лет. Со смертью женщины этот горный населенный пункт окончательно опустел, сообщает «Кавказский узел».
Долгое время бабушка Патимат жила вместе с дочерью, будучи единственными жителями Амузги. Она отказалась переезжать к своим детям в другие села и города. Патимат Нугаева занималась выращиванием скота, ухаживала за небольшим огородом. Она не раз повторяла: "Здесь мой дом, здесь я и умру". Известно, что дочь не будет жить в Амузги, так как она жила с матерью только из-за нее, и помогала ей вести хозяйство.
Селение Амузги
Сотни людей, отдавая дань уважения любви старушки к своему родному селу, прошли по единственной тропинке, ведущей сюда из поселка Кубачи, в Амузги пришли сотни людей, чтобы проститься с последним жителем этого селения - бабушкой Патимат.В средние века селение Амузги слыло крупным центром производства кузнечных изделий, особенно холодного оружия, пользовавшегося большой известностью в Дагестане и за его пределами, сообщает «Кавказский узел».
Амузгинцы являются субэтносом кубачинцев, говорят на одном из диалектов кубачинского языка. В средние века аул оружейников являлся сильным укрепленным населенным пунктом, о чем косвенно говорит и название «амузги», что с языка местных жителей означает «три холма/ три возвышенности». И действительно, село располагается на трех горных вершинах.
Роковым для амузгинцев стал 1944 год, когда их переселили вместе с другими горцами Дагестана на земли, освободившиеся после депортации чеченцев и ингушей. По возвращению из депортации в 1957 году в селе еще оставались кузницы и мастерские, однако большинство жителей предпочло переселиться в имеющий более благоприятные природные условия Дербентский район.
В данный момент, к сожалению, село полностью заброшено и находится в развалинах, а многовековые традиции выделки клинков холодного оружия канули в лету.
Абдулжалил Абдулжалилов
«Мэр» ГамсутляЕще одним из недавно опустевших сел является горный аварский аул Гамсутль. Весной 2015 года умер последний житель Гамсутля Абдулжалил Абдулжалилов, вернувшийся более 20 лет назад в заброшенное село, откуда был родом, сообщает РГВК «Дагестан».
Гамсутль стал для него смыслом жизни. Несмотря на то, что старик Абдулжалил жил один, он не считал и не чувствовал себя одиноким. Двери его дома были всегда открыты для гостей. К нему приезжали журналисты и просто люди со всех концов России. О нем и старинном селе снимали фильмы и репортажи, писали статьи и рассказы. Его даже называли «мэром» Гамсутля. Последний житель пытался возродить родное село. Но все его попытки оказались безуспешными.
Селение Гамсутль
Есть ли будущее у покинутых сел?Бывший глава поселка Кубачи Расул Куртаев, занимающийся изучением и систематизацией информации о заброшенных селах Дагестана, претворил в жизнь новый способ развивать туризм в родном селе, сообщает «Кавказский узел».
Для этого он зарегистрировался на сайте для каучсерферов (помощь путешественникам), и после этого практически каждую неделю принимал туристов как из регионов России, так и зарубежных стран. По словам Расула Куртаева, только за прошлый год Кубачи и его окрестности таким образом посетили туристы из Дании, Чехии, Словакии, стран Латинской Америки.
Руководство Дахадаевского района Дагестана, принимая во внимание большой потенциал для формирования туристско-рекреационной инфраструктуры, предпринимает меры для привлечения туристов: начато строительство комфортабельной гостиницы, построен корпус спортивно-оздоровительного лагеря с возможностями обслуживания 50 человек.
Для туристов разработаны и организуются туристские маршруты "Горские легенды и предания", "Народные художественные промысли", "Башни в горах", "По следам первобытных художников".
Еще один прекрасный пример показали представители аварского народа. Выходцы из обезлюдевшего дагестанского аула Тлондода запустили уникальный проект его спасения, в результате в горы потянулись дети и взрослые, сельские и городские, учителя из Махачкалы и лекторы из Москвы, сообщает сайт «Это Кавказ».
Селение Тлондода
Селение Тлондода расположено высоко в горах в Цумадинском районе Дагестана. До Махачкалы — 180 километров, до райцентра Агвали — 15, до грузинской границы — 40. Когда-то в селе было 200 хозяйств, местные жители — аварцы — выращивали пшеницу, разводили овец. Сейчас осталось 50 домов, где живут почти одни старики. Остальные уехали в города, на равнину. В 2014 году в селе осталось всего одиннадцать школьников — меньше, чем учителей, и сельскую школу хотели закрыть. Но тлондодинская диаспора в Махачкале решила иначе.— Если умрет школа, умрет и наше село, — говорит Магомед Асадулаев, стоматолог с практикой в Махачкале. Именно он придумал, как остановить неизбежный, казалось бы, процесс. — Те, кто выросли в городе, в село не вернутся, поэтому мы решили отправить своих детей в горы.
Тлондодинцы, живущие и работающие в Махачкале, не просто привезли своих детей в село — они пригласили и самостоятельно оплачивают работу молодых учителей, организовали интернат в мектебе при мечети.
Мектеб вполне отвечает задачам тлондодинцев: дать детям хорошее светское среднее образование и начала исламских знаний. Идея осуществилась: 1 сентября 2014 года в школу пошли 11 сельских и 30 городских юных тлондодинцев. То же самое произошло и в 2015 году.
Все они с утра учатся в обычной школе, затем городские возвращаются в мектеб, где едят, отдыхают, дополнительно занимаются арабским и английским языком и заучивают суры из Корана.
В данный момент в мектебе учатся мальчики и девочки. Следует сказать, что пока ученицами мектеба являются 10 десять местных девочек, поскольку для приема девушек из города пока нет необходимых условий. Однако, тлондодинцы надеются, что со временем и этот вопрос будет решен.
Развалины селения Кахул
Необходимо отметить, что лезгины также предпринимали попытки «оживить» свои заброшенные села. Так, несколько лет назад появилась информация о желании восстановить село Кахул Ахтынского района; кроме этого, филялинцы занимались ремонтом родника и зиярата в старом селе Филя Магарамхюрского района.Однако эти проекты пока, увы, не реализованы. Надеемся, что в ближайшем будущем у них получится воплотить в жизнь свою светлую идею. Помимо этого необходимо большее внимание со стороны республиканских и районных властей к восстановлению и развитию малых сел, благо примеры такой работы в Дагестане уже есть.
Ясно сейчас лишь одно - всем нам необходимо обязательно поехать в Гра в гости к Бике хала, не лишним будет посетить Сарагар и с большим трепетом и уважением относиться к селам, находящимся на грани исчезновения. К сожалению, таких аулов с каждым годом становится все больше...
Сулейман Джафаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны: