Древний Ашар
Рассказ о селе с многовековой историей
Село Ашар расположено в юго-западной части Курахского района. Со всех сторон аул окружен зелеными бесзлесными, травянистыми горами. Ашар стоит на подножии гребня Самурского хребта, на его северо-восточных склонах, на правом берегу реки Курах.
Прямо над селом, на гребне Самурского хребта, на высоте 3004 метра расположена горная вершина Ялак. А близ этой горы, у самого гребня хребта, на высоте 2758 м находится очень живописное озеро с говорящим названием – Чехивир.
С северо-востока, по другую сторону реки Чираг, к селу примыкают горы хребта Чимидаг, прямо напротив Ашара высится гора Хвананкиль на высоте 2261. По ту сторону от Хвананкиля расположено селение Хпедж.
А чуть севернее горы, прямо на гребне Чимидага, расположена летняя стоянка для скота Чуткан. Ближайшие селения от Ашара – Гельхен, расположенный выше по течению реки Курах, и Кукваз, находящийся ниже по течению.
История
Село имеет богатую историю. Оно было основано в конце 10 века. Как и многие села Южного Дагестана, было несколько раз разрушено и снова восстановлено. В 1994 году ашарцы отметили 2500-летие своего аула.
600-700 лет назад после очередного разрушения аул был отстроен жителями различных окрестных сел. Слово "Ашар" в переводе с арабского языка означает "десять". Аул образован горцами из десяти сел, поэтому название очень логично.
Названия этих аулов сохранились до наших дней - Атай, Агьахуьр, Сгак, Хемхе, Ратак, Гъвечер, Гъвеер, Кьерегь, Къелегьан, Ашагъул. В Ашаре до наших дней встречаются представители тухумов Гьасанбегар (их предки переселились из Манкулидхюра); Кичерар (из аула Кича); ЧIарагъар (из Чарага); Чакъалар (из Мискинджи); Гьирегар (из Играха); Бегъерчияр (из Агула), которые в разные годы дополнили образ жителя этого горного аула.
Всего в Ашаре 19 тухумов, помимо выше перечисленных еще встречаются представители родов Алтияр, Абачар, Базаяр, Бегьияр, Гъазаяр, Квасаяр, Кьуштунар, Мамалияр, МегьанцIаяр, Сабуяр, УстIарар, Шаласияр, Шерифар.
ЧIехи вир
Имеются свидетельства, что в прошлом аул по своей форме напоминал некий сосуд (ягълав), находящийся на очаге, т.е. село было зауженным сверху и закругленным книзу. Ранее населенный пункт называли Ашар-шегьер - город Ашар. Со слов стариков, еще недавно в Ашаре было около 40 улиц и более 700 хозяйств. Издавна основными занятиями ашарцев были скотоводство и земледелие. Также ашарцы славились своими ремесленниками.
Известно, что в селе было около 20 тысяч голов мелкого и крупного рогатого скота. Ашар и сейчас остается большим селом с огромными полями и пашнями, нивами и лесами, многочисленными садами и огородами.
За непокорность воины Тамерлана разрушили Ашар полностью, а жителей села заживо перемололи. В 1735 году войска Надира-шаха вторглись в Курахскую долину. Как и многие другие аулы региона Ашар был разрушен персами.
Память жителей Курахской долины хранит сказания о "шах-харманах", местах, где персы собирали горцев для того, чтобы их растоптать конницей. Подобные трагические места есть в каждом селе региона.
Результатом борьбы с войсками Надира-шаха стало практическое уничтожение села Ашар и его жителей. В который раз село практически воскресло из пепла. На место современного села переехали горцы из разных местностей, среди них были представители разных национальностей. В последствии горцы стали одной гармоничной семьей.
Еще в досоветские времена в селе были построены 2 мечети. В Ашаре в особом почете мусульманские ученые, имена которых помнят и до наших дней ашарцы. В ауле 9 зияратов (пIир Абдуллагь, пIир Абдуллагь, Ибрагьим, Сулейман, Салман, Зекери, Гъизран, Бакьир, Биркь Адал, Абдулла).
О высокой степени религиозности ашарцев говорит тот факт, что еще до 1922 года 6 жителей села совершили хадж в Мекку. Это Абдуллагь, Жамал, Аттай, Мукаил, Шериф, ТIежиб.
В Ашаре находится мавзолей Гаджибубы-эфенди. Особо почитаем среди ашарцев шейх Исмаил, которое многое сделал для родного аула. Его сын ученый-арабист, поэт Ашар Рамазан является автором стихотворения, в котором рассказывается о войне горцев под руководством имама Шамиля против царских захватчиков. Известными поэтами своего времени были также Сарадин, Гаджиали и Мугудин.
В 1966 году в результате разрушительного землетрясения аул ощутимо пострадал, поэтому часть ашарцев переселись на земли в Кизлярском районе, где они образовали село Сарасар и совхоз "Ашарский".
Сулейман Джафаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны: