Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Древний Ашар

Рассказ о селе с многовековой историей

Село Ашар расположено в юго-западной части Курахского района. Со всех сторон аул окружен зелеными бесзлесными, травянистыми горами. Ашар стоит на подножии гребня Самурского хребта, на его северо-восточных склонах, на правом берегу реки Курах.
Прямо над селом, на гребне Самурского хребта, на высоте 3004 метра расположена горная вершина Ялак. А близ этой горы, у самого гребня хребта, на высоте 2758 м находится очень живописное озеро с говорящим названием – Чехивир.
С северо-востока, по другую сторону реки Чираг, к селу примыкают горы хребта Чимидаг, прямо напротив Ашара высится гора Хвананкиль на высоте 2261. По ту сторону от Хвананкиля расположено селение Хпедж.
А чуть севернее горы, прямо на гребне Чимидага, расположена летняя стоянка для скота Чуткан. Ближайшие селения от Ашара – Гельхен, расположенный выше по течению реки Курах, и Кукваз, находящийся ниже по течению.
История
Село имеет богатую историю. Оно было основано в конце 10 века. Как и многие села Южного Дагестана, было несколько раз разрушено и снова восстановлено. В 1994 году ашарцы отметили 2500-летие своего аула.
600-700 лет назад после очередного разрушения аул был отстроен жителями различных окрестных сел. Слово "Ашар" в переводе с арабского языка означает "десять". Аул образован горцами из  десяти сел, поэтому название очень логично.
Названия этих аулов сохранились до наших дней - Атай, Агьахуьр, Сгак, Хемхе, Ратак, Гъвечер, Гъвеер, Кьерегь, Къелегьан, Ашагъул. В Ашаре до наших дней встречаются представители тухумов Гьасанбегар (их предки переселились из Манкулидхюра); Кичерар (из аула Кича); ЧIарагъар (из Чарага); Чакъалар (из Мискинджи); Гьирегар (из Играха); Бегъерчияр (из Агула), которые в разные годы дополнили образ жителя этого горного аула.
Всего в Ашаре 19 тухумов, помимо выше перечисленных еще встречаются представители родов Алтияр, Абачар, Базаяр, Бегьияр, Гъазаяр, Квасаяр, Кьуштунар, Мамалияр, МегьанцIаяр, Сабуяр, УстIарар, Шаласияр, Шерифар.
ЧIехи вир
Имеются свидетельства, что в прошлом аул по своей форме напоминал некий сосуд (ягълав), находящийся на очаге, т.е. село было зауженным сверху и закругленным книзу. Ранее населенный пункт называли Ашар-шегьер - город Ашар. 
Со слов стариков, еще недавно в Ашаре было около 40 улиц и более 700 хозяйств. Издавна основными занятиями ашарцев были скотоводство и земледелие. Также ашарцы славились своими ремесленниками.
Известно, что в селе было около 20 тысяч голов мелкого и крупного рогатого скота. Ашар и сейчас остается большим селом с огромными полями и пашнями, нивами и лесами, многочисленными садами и огородами.
За непокорность воины Тамерлана разрушили Ашар полностью, а жителей села заживо перемололи. В 1735 году войска Надира-шаха вторглись в Курахскую долину. Как и многие другие аулы региона Ашар был разрушен персами.
Память жителей Курахской долины хранит сказания о  "шах-харманах", местах, где персы собирали горцев для того, чтобы их растоптать конницей. Подобные трагические места есть в каждом селе региона.

 

Результатом борьбы с войсками Надира-шаха стало практическое уничтожение села Ашар и его жителей. В который раз село практически воскресло из пепла. На место современного села переехали горцы из разных местностей, среди них были представители разных национальностей. В последствии горцы стали одной гармоничной семьей. 
Еще в досоветские времена в селе были построены 2 мечети. В Ашаре в особом почете мусульманские ученые, имена которых помнят и до наших дней ашарцы. В ауле 9 зияратов (пIир Абдуллагь, пIир Абдуллагь, Ибрагьим, Сулейман, Салман, Зекери, Гъизран, Бакьир, Биркь Адал, Абдулла).
О высокой степени религиозности ашарцев говорит тот факт, что еще до 1922 года 6 жителей села совершили хадж в Мекку. Это Абдуллагь, Жамал, Аттай, Мукаил, Шериф, ТIежиб.
В Ашаре находится мавзолей Гаджибубы-эфенди. Особо почитаем среди ашарцев шейх Исмаил, которое многое сделал для родного аула. Его сын ученый-арабист, поэт Ашар Рамазан является автором стихотворения,  в котором рассказывается о войне горцев под руководством имама Шамиля против царских захватчиков. Известными поэтами своего времени были также Сарадин, Гаджиали и Мугудин.
В 1966 году в результате разрушительного землетрясения аул ощутимо пострадал, поэтому часть ашарцев переселись на земли в Кизлярском районе, где они образовали село Сарасар и совхоз "Ашарский".

Сулейман Джафаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Хпедж

Родина поэтов Цилинг

Ялак - село и гора

«Село в селе» - Хюрехюр

Есть на Кавказе Кукваз…

Комментарии (12)
Комментарий #12, дата: 29 октябрь 2021 10:12

Название села, судя по всему, образовалось в результате контаминации (объединения элементов двух форм), в данном случае ашагь-шагьар, где первая часть аша-гь имеет значение "(расположенное) перед ложбиной". Основа "аш" восходит к несохранившему в лезгинском языке слову *ач1 (арч1) "ложбина". Оно вытеснено из языка заимствованным дегьне, но сохранилось в родственных языках. Кроме лезгинских наречиях, названия образованные на основе этого слова встречается в других языках, в частности аварском.


Комментарий #11, дата: 20 октябрь 2014 18:41

Допущена грамматическая ошибка, село пишется Сар-Сар, оно существовало до переселения лезгин.

Достаточно много в селе грамотных математиков, однако сам факт конце 10в., не достоверен, существуют исторические документы, которые невозможно опровергать, надмогильные плиты, где начертания письменности Кавказской Албании, исторические факты связи с Урарту и много других, пусть историки копаются глубоко, а не пишут что угодно правящим.


Комментарий #10, дата: 11 ноябрь 2013 01:29

В Баку в центре города азеры проложили дорогу из кладбищенских Памятников Русских и Армян,перед этим разгромив кладбища Христиан.После дождя,жители увидев на дороге лица и фамилии усопших Христиан,сильно Испугались....И когда их спросили власти "Что в этом плохого,вы же должны получать моральное удовольствие от того что ходите по ним и топчите их" На что один азер набравши смелости сказал " А я когда  ночью иду мне страшно,они вроде как шахиды да, кто знает что у них на уме на том свете..." Ну как назвать этих НЕлюдей азерба....


Комментарий #9, дата: 09 ноябрь 2013 00:07

Достоверно известно об ашарце, который совершил хадж в первой половине XVIII в.


Комментарий #8, дата: 08 ноябрь 2013 23:49

Среди имен духовных деятелей Ашара можно отметить Малла Мухаммада, сына Малла Хидира, хаджи Абдуллаха, сына Исы, Джамалудина-эфенди. Сохранились документальные данные о том, что некоторые духовные лица из Ашара были высланы в 1941 г. в Казахстан, другие умерли в Астрахани.


Комментарий #7, дата: 08 ноябрь 2013 18:36

Комментарий удален Администрацией


Комментарий #6, дата: 08 ноябрь 2013 18:31

Комментарий удален Администрацией


Комментарий #5, дата: 08 ноябрь 2013 18:12

Комментарий удален Администрацией


Комментарий #4, дата: 08 ноябрь 2013 09:44

Цитата: Куьреви
Мне стало очень интересно: если село основано в 10 веке, то как оно успело отметить 2500 лет своего существования?

У них в селе плохой учитель математики.))


Комментарий #3, дата: 08 ноябрь 2013 03:09

ЦИТАТА ИЗ СТАТЬИ:

История
Село имеет богатую историю. Оно было основано в конце 10 века. Как и многие села Южного Дагестана, было несколько раз разрушено и снова восстановлено. В 1994 году ашарцы отметили 2500-летие своего аула.

 

Мне стало очень интересно: если село основано в 10 веке, то как оно успело отметить 2500 лет своего существования?





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия