Цахурская трагедия
Под молчание властей исчезает древний народ
Цахуры – это коренной народ, живущий в верховьях Самура и в Алазанской зоне Азербайджана. До того как цахуры вошли в состав царской России 1830 г. они жили в демократически свободных общинах.
Общины разделялись на села. Цахурская община: Цахур, Муслах,Сюгють, Хиях ,Микик. Илисуйская община: Сарваг, Агчай, Кашкачай, Верхний Малах,Амбарчай; Гельмецкая община: Гум, Зарна, Чинар, Лекить,Кутюклы; Сувагыльская община: Сувагыль ,Каркай Кас, Калял, Эзгелли; Джиныхская община: Джиных, Корш,Аттал, Джинджимих Аласкар, Мамрых, Гудьбараг Гульлюг; Мухахская община: Горный Мухах, Калял, Сапунджий, Мухах, Гал, Чобанкол, Мишлеш, Кусур и другие.
Цахуры один из лезгинских народов. Предки цахуров вместе с другими родственными народами под названием йикийцы-албанцы входили в состав Кавказкой Албании и занимали цельную территорию на юго-западе на границе с Арменией и Грузией. Многие названия Кура-Алазанской долины связаны с цахурским языком, имеют древнюю культуру и письменные традиции.
Села цахуров, расположенные в Закатальском округе, остались в составе Азербайджанской ССР. Если в Дагестане 11селений, то в Азербайджане расположены не меньше 16-ти цахурских селений. Цахуры, проживающие в Азербайджане, в подавляющем большинстве записываются азербайджанцами и теряют родной язык. Поэтому численность цахуров особенно в Азербайджане катастрофически уменьшается. Распад СССР подвел окончательную черту по разъединению цахуров как этноса.
В 80-х годах прошлого столетия в Кахский район Азербайджана добровольно переехали многие семьи из Горного Магала. Они работали в виноградарческом совхозе Агязы (Узумлы), на огромных территориях которого выращивали виноград.
Во времена перестройки генсек и первый президент Советского Союза М.С.Горбачев принял сухой закон, после этого эти виноградники были срублены до основания. Цахуры, компакто проживающие в двух переселенческих селах, остались без работы и без единого шанса на нормальное проживание.. Они были вынуждены снова перебираться в Россию, но здесь они оказались на птичьих правах и никому не нужными.
Что касается цахуров, живущих в РФ в Дагестане, то их положение более или менее благоприятное. В 1990 году Правительство Дагестана приняло решение о введении письменности для цахурского, рутульского и агульского языков.
Данное постановление было реализовано. С 1995 года в Махачкале издается газета "Нур" на цахурском языке, с 2002 года выходят в эфир радио и телепередачи, а с 2009 года начал выпускаться детский журнал «Лачын».
Составлены школьные программы и учебные планы. С 1991 года в школах началось изучение языков малочисленных лезгинских народов. Был издан букварь и книги для 2 класса. Но в последние годы в школах района эта работа стала идти на спад. Часы родных языков часто отдаются другим предметам.
Во многих школах уроки родного языка и вовсе не ведутся. Специалистов родных языков школах катастрофически не хватает. Для учебы в высшие учебные заведения на факультет родных языков студенты идут неохотно.
Сохранение языка, культуры и традиций находится под большой угрозой из-за оттока сельского населения в большие города. Цахуры, проживающие за пределами своих селений, сливаются с другими народами России, теряют самобытность и забывают свой родной язык.
Главная причина негативных тенденций - большая безработица в населенных пунктах района. В селах для молодежи никаких перспектив нету. Если и в дальнейшем ситуация не измениться, то многие учителя так же в скором времени останутся без работы. Если раньше в школьных классах сидели по 20-25 учеников, то сегодня их количество составляет 3-5 человек.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть важнейшую роль институтов власти, которые должны способствовать удержанию оттока населения с гор в города республики и другие регионы страны, сохраняя народы в традиционных местах своего проживания.
Гюльнара Керимова, цахурский участок ФЛНКА в Дагестане
Региональное представительство ФЛНКА