«Голос кумыков не услышан»…
Интервью с Гаджи Мирзаевым, редактором газеты "Майдан"

Процессы становления Кумыкского национального движения в Дагестане сопровождаются противоправными действиями в отношении кумыкских лидеров и общин, как в Дагестане, так и других местах компактного проживания кумыков. Многие связывают это с возрастающей социальной активностью кумыков, каково Ваше мнение?
Меня радует, что социальная активность в кумыкской среде действительно заметно возросла. Тут много причин. Это не только преследование кумыкских лидеров и активистов, но и неравнодушие людей к тому, что происходит в Дагестане. Кумыкские общины и джамааты сплачиваются в борьбе с этим, ничем не оправданным, злом, они выражают свой протест на митингах, сельских сходах и конференциях. К сожалению, в республике создали этнокриминальную структуру правления, а руководители джамаатов не подконтрольны этнокриминалу.
В отличие от 90-х гг, и движений «Тенглик», «Ватаным» и т.д., сегодня функционируют много структурированных, действующих согласно законодательству организаций, целями которых является защита интересов кумыкского народа, на Ваш взгляд есть ли продвижение в деле защиты национальных интересов и что удалось сделать за это время?
Национальные движения, бравшие на себя ответственность решения проблем
кумыкского народа, не выполнили свои обязательства, так как ограничивались
проблемами кадровой политики в форме дележа портфелей. Ни разу не ставились
вопросы по решению проблем коренного кумыкского народа Дагестана на основе требований
международного права (получение статуса коренного народа; этнотерритории
традиционного природопользования, языка, культуры и т.д.). Только усилиями
джамаатов Тарки, Кяхулай, Альбурикент, Атлыбоюн и других ставятся проблемы
кумыкского народа. Так, ими 15 мая 2011 года был проведен Кумыкский
национальный праздник, посвященный родному языку. Дагестанский просветитель
Абусупьян Акаев отмечал в своих трудах: -
«Вопрос о языке - есть вопрос и жизни и смерти. Нация, которая сумела решить
языковой вопрос, всегда будет успешно развиваться, опережая другие нации.
Нация, которая в выборе языка стоит на ошибочном пути, всегда будет бедной и
отстанет от передовых народов мира».

Решение проблем «Карамана» кроится в получении статуса депортированных
джамаатов. Имеется не исполненное властями Дагестана и России постановление
администрации города и городского собрания Махачкалы о признании вышеуказанных
джамаатов незаконно депортированными. Эти же джамааты активно проводят
мероприятия по возврату их экспроприированных земель. Однако власти
отказываются выполнять конституционные и правовые обязательства в отношении
коренного кумыкского народа Дагестана. В первую очередь это касается
депортированных в 1944 году кумыкских сёл, которые наиболее остро ставят
вопросы о реабилитации и компенсации нанесенного ущерба.

Возрождение национальных движений не наблюдается, а идет процесс создания местных общин, которые больше импонируют людям, так как движения не выполнили чаяния кумыкского народа.
Проблемы дагестанских народов сегодня практически идентичны, в силу их нерешенности и отсутствия доверия госорганам, из-за чего люди сами вынуждены определять свое будущее в рамках сотрудничества с другими народами, поскольку с их точки зрения, обстановка вокруг их проблем не только не решается, но и с каждым днем ухудшается. Какую общественно-политическую модель взаимодействия сегодня должны выстраивать кумыки для достижения и реализации задач, стоящих перед кумыкской общественностью?
Единственной легитимной политической структурой, выработанной дагестанской цивилизацией и пригодной для возрождения Дагестана в настоящее время является джамаат. Профессор P.M. Магомедов в статье «Дагестан устоит, если останется единым» указал на то, что лишь возрождение основ традиционного джамаата, состоящего из жестких тухумных ячеек, устойчивой правовой системы с элементами норм традиционного права, роли религии и религиозных учреждений в общественной жизни дадут реальную опору для морального возрождения наших народов, для выздоровления дагестанского общества. Видимо эти основы будут созданы уже в XXI веке.
Позиция нынешнего руководства относительно
национальной специфики республики в том, что Дагестан в качестве многонациональной
республики нигде и никем не признан. И если не считать того, что в списке
народов, названия которые разрешено зафиксировать во Всеобщей переписи
населения, имеются и тринадцать дагестанских народов, ни один народ Дагестана
(ни аварцы, ни даргинцы, ни лезгины, ни кумыки, ни другие) не признаны: ни как
окончательно сложившаяся самостоятельная этнокультурная единица - в понятиях,
терминах философии, ни как политически самостоятельная правосубъектная единица.(Ни один народ России, включая русских,
не имеет такого статуса, за исключением коренных малочисленных народов, чья
численность не превышает 50 тысяч человек – прим. ред.)

Коренные народы имеют право суверенитета над своими землями, территориями и природными ресурсами, которые они традиционно использовали или занимали. Это закреплено в международном праве, в договоренностях между государствами и коренными народами, которые включает культурные, духовные, политические (земли, территории, природные ресурсы), экономические, экологические, социальные и другие элементы необходимые для существования и выживания коренных народов.
Десятилетиями вопросы кумыков остаются не решенными, и такая обстановка
приводит к излишнему напряжению, кроме того существуют силы среди самих
кумыков, которые вносят раскол и только усугубляют и без того тяжелые проблемы
кумыкского народа. Как именно будут
решаться вопросы консолидации кумыков ответить тяжело, возможно будут
востребованы те механизмы, которые в истории нашего народа уже действовали. Для
решения своих вопросов кумыки будут объединяться в форме Ассамблеи общин
коренного кумыкского народа Дагестана на основе ФЗ № 82 «О гарантиях прав
коренных народов РФ», а также международного права.

Оцениваю очень плачевно, возрождение возможно только через этноидентификационную работу с народом. Кумыкская интеллигенция, которая всегда была ядром в решении проблем своего народа, сегодня безмолвствует. Широкая кумыкская общественность, прежде всего, деятели культуры, образования, науки, спорта и т.д. не осознают свою ответственность за дальнейшее развитие и перспективы кумыкского народа. Кумыкская интеллигенция оторвана от народа, так как прикормлена этнокриминалом, а возрождение идет в основном силами добропорядочных людей, болеющих за свой народ.
Вы являетесь постоянным участником кумыкского диалога на различных площадках, избраны представителем различных организаций, каким видите кумыкское национальное поле в будущем, и основные ориентиры в решении кумыкских проблем?
Выполнение Российской Федерацией в отношении коренных народов Северного Кавказа обязательств по Декларации ООН. Наличие земельных и других проблем, сохранение геополитических позиций кумыков, предполагает переконструирование кумыкского политического пространства способного отражать существующие реалии национальных проблем и участвовать в деле сохранения и спасения своей идентичности и народа, а переконструирование кумыкского политического пространства возможно только на основе этноподъема общин, как высшей стадии традиционного гражданского общества.
Кумыки всегда считали, что Дагестан
спасет опора на джамааты и исламские ценности, но при этом мы являемся
сторонниками укрепления позиций местного самоуправления. ФЗ № 131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления…» предполагает создание
территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов, а
статья 3 Конституции РФ определяет народ как единственный и непосредственный
источник власти. Муниципальные и государственные органы получают правомочия от
народа и подотчетны ему.

Джамааты кумыкского народа осознают, что большинство проблем народов Дагестана могут быть решены только совместными усилиями сил доброй воли. Отдельно решить вопросы и проблемы фактически невозможно. Признание существующих у кумыков проблем и сочувствие к нам со стороны братского лезгинского народа уже многого стоит. В свою очередь, кумыки могли бы оказать содействие в решении проблем разделенного лезгинского народа как посредники в переговорах с азербайджанской стороной.
Беседовал Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане
.