Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Голос кумыков не услышан»…

Интервью с Гаджи Мирзаевым, редактором газеты "Майдан"

 

Гаджи Мирзаев
В начале 2010 года, обострившиеся земельные проблемы стали причиной созыва чрезвычайного съезда кумыкскогонарода. И сегодня, все актуальные вопросы, иостальные проблемы кумыков, так или иначе, вытекают из территориальных споров, но несмотря на этнические  и другие проблемы, кумыкиуделяют пристальное внимание возрождению и сохранению своего самобытного языка, культуры. Опроблемахкумыков, одной из крупнейших народностей Дагестана рассказывает Гаджи Мирзаев представитель Исполкома Совета старейшин кумыкского народа, главный редактор кумыкской информационно-аналитической газеты «Майдан». 

 

Процессы становления Кумыкского национального движения в Дагестане сопровождаются противоправными действиями в отношении кумыкских лидеров и общин, как в Дагестане, так и других местах компактного проживания кумыков. Многие связывают это с возрастающей социальной активностью кумыков, каково Ваше мнение?

Меня радует, что социальная активность в кумыкской среде действительно заметно возросла. Тут много причин. Это не только преследование кумыкских лидеров и активистов, но и неравнодушие людей к тому, что происходит в Дагестане. Кумыкские общины и джамааты сплачиваются в борьбе с этим, ничем не оправданным, злом, они выражают свой протест на митингах, сельских сходах и конференциях. К сожалению, в республике создали этнокриминальную структуру правления, а руководители джамаатов не подконтрольны этнокриминалу.

В отличие от 90-х гг, и движений «Тенглик», «Ватаным» и т.д., сегодня функционируют много структурированных, действующих согласно законодательству организаций, целями которых является защита интересов кумыкского народа, на Ваш взгляд есть ли продвижение в деле защиты национальных интересов и что удалось сделать за это время?

Национальные движения, бравшие на себя ответственность решения проблем кумыкского народа, не выполнили свои обязательства, так как ограничивались проблемами кадровой политики в форме дележа портфелей. Ни разу не ставились вопросы по решению проблем коренного кумыкского народа Дагестана на основе требований международного права (получение статуса коренного народа; этнотерритории традиционного природопользования, языка, культуры и т.д.). Только усилиями джамаатов Тарки, Кяхулай, Альбурикент, Атлыбоюн и других ставятся проблемы кумыкского народа. Так, ими 15 мая 2011 года был проведен Кумыкский национальный праздник, посвященный родному языку. Дагестанский просветитель Абусупьян Акаев отмечал в своих трудах: - «Вопрос о языке - есть вопрос и жизни и смерти. Нация, которая сумела решить языковой вопрос, всегда будет успешно развиваться, опережая другие нации. Нация, которая в выборе языка стоит на ошибочном пути, всегда будет бедной и отстанет от передовых народов мира».

 

 

Российские СМИ игнорируют ситуацию с протестом кумыков
Движение протеста, получившее название «Караман», очень длительное и тяжелое по своей форме и характеру, наглядно показало, что растет самосознание кумыков, все сильнее звучат их призывы и требования, но в то же время показывает всем остальным народам, что нет реакции со стороны официальной республики, а в отношении самого протеста идут попытки придать оттенки этносепаратизма.

 

Решение проблем «Карамана» кроится в получении статуса депортированных джамаатов. Имеется не исполненное властями Дагестана и России постановление администрации города и городского собрания Махачкалы о признании вышеуказанных джамаатов незаконно депортированными. Эти же джамааты активно проводят мероприятия по возврату их экспроприированных земель. Однако власти отказываются выполнять конституционные и правовые обязательства в отношении коренного кумыкского народа Дагестана. В первую очередь это касается депортированных в 1944 году кумыкских сёл, которые наиболее остро ставят вопросы о реабилитации и компенсации нанесенного ущерба.

 

 

Чрезвычайный съезд кумыкского народа состоялся 10 февраля 2013 г в Пятигорске
Возрождение в Дагестане национальных движений, набирающие все большую популярность в народе, часто сопровождается конкуренцией за руководство между общественными лидерами, и кумыкская среда в этом плане не исключение, а происходящие убийства и покушения на кумыкских лидеров очень часто связывают именно с этим. Каково Ваше мнение?

 

Возрождение национальных движений не наблюдается, а идет процесс создания местных общин, которые больше импонируют людям, так как движения не выполнили чаяния кумыкского народа.

Проблемы дагестанских народов сегодня практически идентичны, в силу их нерешенности и отсутствия доверия госорганам, из-за чего люди сами вынуждены определять свое будущее в рамках сотрудничества с другими народами, поскольку с их точки зрения, обстановка вокруг их проблем не только не решается, но и с каждым днем ухудшается. Какую общественно-политическую модель взаимодействия сегодня должны выстраивать кумыки для достижения и реализации задач, стоящих перед кумыкской общественностью?

Единственной легитимной политической структурой, выработанной дагестанской цивилизацией и пригодной для возрождения Дагестана в настоящее время является джамаат. Профессор P.M. Магомедов в статье «Дагестан устоит, если останется единым» указал на то, что лишь возрождение основ традиционного джамаата, состоящего из жестких тухумных ячеек, устойчивой правовой системы с элементами норм традиционного права, роли религии и религиозных учреждений в общественной жизни дадут реальную опору для морального возрождения наших народов, для выздоровления дагестанского общества. Видимо эти основы будут созданы уже в XXI веке.

Позиция нынешнего руководства относительно национальной специфики республики в том, что Дагестан в качестве многонациональной республики нигде и никем не признан. И если не считать того, что в списке народов, названия которые разрешено зафиксировать во Всеобщей переписи населения, имеются и тринадцать дагестанских народов, ни один народ Дагестана (ни аварцы, ни даргинцы, ни лезгины, ни кумыки, ни другие) не признаны: ни как окончательно сложившаяся самостоятельная этнокультурная единица - в понятиях, терминах философии, ни как политически самостоятельная правосубъектная единица.(Ни один народ России, включая русских, не имеет такого статуса, за исключением коренных малочисленных народов, чья численность не превышает 50 тысяч человек – прим. ред.)

 

 

Проблемы кумыков идентичны проблемам других дагестанских народов
Одним из самых острых и конфликтных вопросов кумыкского народа является земельный. Как человек опытный, долгое время занимающийся регулированием вопросов кумыкской среды, как должны выстраиваться земельные отношения?

 

Коренные народы имеют право суверенитета над своими землями, территориями и природными ресурсами, которые они традиционно использовали или занимали. Это закреплено в международном праве, в договоренностях между государствами и коренными народами, которые включает культурные, духовные, политические (земли, территории, природные ресурсы), экономические, экологические, социальные и другие элементы необходимые для существования и выживания коренных народов.

Десятилетиями вопросы кумыков остаются не решенными, и такая обстановка приводит к излишнему напряжению, кроме того существуют силы среди самих кумыков, которые вносят раскол и только усугубляют и без того тяжелые проблемы кумыкского народа. Как  именно будут решаться вопросы консолидации кумыков ответить тяжело, возможно будут востребованы те механизмы, которые в истории нашего народа уже действовали. Для решения своих вопросов кумыки будут объединяться в форме Ассамблеи общин коренного кумыкского народа Дагестана на основе ФЗ № 82 «О гарантиях прав коренных народов РФ», а также международного права.

 

 

Совет старейшин: частная собственность на землю уничтожит остатки кумыкских территорий
Как Вы оцениваете современное состояние кумыков, какие меры необходимо внедрять для того, чтобы был всплеск патриотизма среди кумыков?

 

Оцениваю очень плачевно, возрождение возможно только через этноидентификационную работу с народом. Кумыкская интеллигенция, которая всегда была ядром в решении проблем своего народа, сегодня безмолвствует. Широкая кумыкская общественность, прежде всего, деятели культуры, образования, науки, спорта и т.д. не осознают свою ответственность за дальнейшее развитие и перспективы кумыкского народа. Кумыкская интеллигенция оторвана от народа, так как прикормлена этнокриминалом, а возрождение идет в основном силами добропорядочных людей, болеющих за свой народ.

Вы являетесь постоянным участником кумыкского диалога на различных площадках, избраны представителем различных организаций, каким видите кумыкское национальное поле в будущем, и основные ориентиры в решении кумыкских проблем?

Выполнение Российской Федерацией в отношении коренных народов Северного Кавказа обязательств по Декларации ООН. Наличие земельных и других проблем, сохранение геополитических позиций кумыков, предполагает переконструирование кумыкского политического пространства способного отражать существующие реалии национальных проблем и участвовать в деле сохранения и спасения своей идентичности и народа, а переконструирование кумыкского политического пространства возможно только на основе этноподъема общин, как высшей стадии традиционного гражданского общества.

Кумыки  всегда считали, что Дагестан спасет опора на джамааты и исламские ценности, но при этом мы являемся сторонниками укрепления позиций местного самоуправления. ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления…» предполагает создание территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов, а статья 3 Конституции РФ определяет народ как единственный и непосредственный источник власти. Муниципальные и государственные органы получают правомочия от народа и подотчетны ему.

 

 

В лагере кумыков на Карамане часто проходят задержания активистов
С какими национальными и политическими движениями Вы сотрудничаете, и какими видите лезгино-кумыкские взаимоотношения?

 

Джамааты кумыкского народа осознают, что большинство проблем народов Дагестана могут быть решены только совместными усилиями сил доброй воли. Отдельно решить вопросы и проблемы фактически невозможно. Признание существующих у кумыков проблем и сочувствие к нам со стороны братского лезгинского народа уже многого стоит. В свою очередь, кумыки могли бы оказать содействие в решении проблем разделенного лезгинского народа как посредники в переговорах с азербайджанской стороной.

Беседовал Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Участники схода кумыкского народа потребовали не допустить передела земель в Дагестане

В Чечне создана национально-культурная автономия кумыков

Кумыки возрождают культуру

В Дагестане на сходе кумыкского народа была озвучена идея создания в республике национального парламента

Представитель ФЛНКА принял участие в заседании кумыкской общественности в Дагестане

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 13 ноябрь 2013 09:05

В плане протеста, лезгинам есть чему поучиться у кумыков. Сколько времени они уже в карамане - молодцы! И не отступают!


Комментарий #2, дата: 12 ноябрь 2013 22:28

На окупированных турками территориях Лезгийриз  необходим перенять опыт борьбы  Кумыков  .Как на Кумыках как и на Лезгинах поставлен крест ,поэтому будующее зависят от них самих .не растворится а ...Рад за ФНЛКА что они в поисках  путей преодоления кризиса решения Лезги вопроса и ознакомливает  Лезги общество...  мне не понятно позиция кумыкских лидеров почему до сих пор не названо именем А,Алхаматова ни одна улица.школы больницы . ОН был личностью .... а эта акция есть месть .  Не нужно искать врагов нас делают врагами ,значит кому то это выгодно .


Комментарий #1, дата: 12 ноябрь 2013 18:55
Гаджи Мирзаев уверенно перехватывает инициативу у других кумыкских лидеров, похвально и смело...



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия