Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Сценическое возрождение «Шарвили»

Магомед Гусейнов

Один из выдающихся деятелей музыкального искусства Дагестана, композитор Магомед Гусейнов в 2008 году после восьмилетнего изнурительного труда завершил работу над самым масштабным своим произведением – оперой «Шарвили». Однако прошло столько времени, а сценического воплощения это замечательное произведение не получило. В чем дело? Где зарыта собака? На эти и другие волнующие нас вопросы (от идеи создания оперы «Шарвили» до ее сценического воплощения) любезно согласился ответить композитор М.Гусейнов. Надеюсь, его «хождения по мукам» никого не оставят равнодушным.

- Обычно, - говорит Магомед Азизханович, - при создании опер композиторы обращаются к различным жанрам художественной литературы: мифам, летописям, сказаниям, поэмам, повестям, романам и т.д. Вопрос о выборе литературной основы для моей оперы не возникал. Её сюжетом мог быть только «Лезгинский народный героический эпос Шарвили», восстановленный поэтами Забитом Ризвановым и Байрамом Салимовым. В своё время я писал музыку к спектаклям «Хаджи-Давуд» и «Шарвили» в постановках Лезгинского государственного музыкально-драматического театра им. С.Стальского. К сожалению, они не стали репертуарными для театра. Выбор эпоса «Шарвили» для сюжета был решающим. Во-первых, я через знакомый с детства образ могучего богатыря мог обратиться к исторической памяти народа, чтобы всколыхнув её, противостоять унифицирующим жизнь нашего народа жестоким процессам нашего времени. Во-вторых, я вырос в горах, где с детства звучали самые оригинальные, самые чистые и честные народные мелодии и песни. Мне до боли обидно, что эти вековые шедевры народного искусства под «прессом» современных, бездушных и безликих «творений звёзд» нашего времени, исчезают навсегда. Конечно, до нас не дошли песни и мелодии в том звучании, в каком их исполняли до времён «Кавказской Албании».

Я стремился использовать в опере старинные лезгинские мелодии, в которых, наверняка, много общего с мелодиями, которые звучали в те далёкие века. Много ценного материала для истинных музыкантов можно найти в замечательной музыковедческой работе талантливого теоретика и композитора, заслуженного деятеля искусств России С.А.Керимова (1921-1991гг.) «Музыкальное творчество лезгин». В частности, С.А.Керимов в своей книге приводит нотные примеры лезгинских народных песен в размерах 5/8, 7/8. У лезгин, как и у армян, болгар, румын и других были круговые танцы в размере 5/8. Вышеназванные народы сохранили эти танцы, а у нас нет. Я стремился воссоздать многие мелодии и танцы в этом размере. Сегодня у нас десятки, сотни виртуозных танцевальных коллективов, но как однообразна их ритмика! Почти, вся их концертная программа построена на танцах в ритме танца «Лезгинки» и в размере 6/8.

В 2000-м году известный политик и общественный деятель И.М.Яралиев предложил мне руководить музыкальной частью праздника эпоса Шарвили. В том же, 2000 году, и родилась у меня идея написать оперу Шарвили, которую горячо поддержал И.М.Яралиев.

Чтобы начать работу над ней, необходимо было иметь сценарий - либретто оперы. Я обратился к нашим известным деятелям литературы. При этом предупреждал их, что либретто оперы должно быть на высоком художественном уровне, соответствующего жанру оперы. При разговоре с предполагаемыми авторами, я не почувствовал энтузиазма с их стороны. Только один твёрдо обещал, что он с удовольствием возьмётся за работу. Но только после многократных напоминаний, этот деятель через два месяца представил три листа текста, буквально перепечатанные из эпоса Шарвили. Меня не устраивал и сценарий спектаклей пьес, посвящённых эпосу Шарвили в постановке Лезгинского музыкально-драматического театра.

Имара Багирова

Автор либретто оперы «Шарвили»

Я был какое-то время в растерянности. И вдруг, полушутя - полусерьез, журналистка, с которой я работал в одной художественной редакции на радио в гостелерадио компании «Дагестан» Имара Багирова предложила свои услуги в создании либретто оперы. Я сказал: «Попробуйте». Сказал я это почти без надежды на успех. Хотя знал, что И.Багирова - талантливая журналистка, выпускница Ленинградского государственного университета, с несомненным поэтическим даром и в совершенстве владеющая русским и лезгинским языками.

Буквально через три месяца И.Багирова приносит мне либретто на 20-ти листах, написанное со знанием всех законов театральной драматургии. При этом И.Багирова отталкиваясь от содержания эпоса, пишет своим языком, более поэтичным для музыки, пения.

В работе над своей самой значимой работой я старался и в музыке максимально подчеркнуть две дополняющие друг - друга линии: героика эпическая и лирическая. В образе Шарвили - героя-богатыря воплощены лучшие черты характера наших народов: беззаветная преданность Родине, храбрость, верность друзьям, сочувствие к бедным, чувство дружбы с другими народами, мудрость и т.д.

Лирические страницы оперы, в основном, связаны с прекрасным образом Эквер, возлюбленной Шарвили, храброй, преданной девушки. В сценах связанных с образом Эквер - свадьба, праздник «Лунные дни», я обратился только к глубинным пластам лезгинского музыкального фольклора.

При ознакомлении с партитурой оперы свои пожелания высказывал и выдающийся дагестанский композитор Ширвани Чалаев. Кстати, не раз внимательно слушавший мои многие сочинения и, как всегда, искренне выразивший своё отношение.

В 2009г. я представил оперу для обсуждения на художественный Совет оперного театра и художественно-экспертной комиссии Министерства культуры РД. Вот некоторые высказывания при обсуждении оперы.

Юбилейный вечер М.Гусейнова

Фрагменты из оперы Шарвили в исполнении артистов Дагестанского государственного театра оперы и балета

23.11.2011г. Большой зал Русского театра


А.Бобин-Шмит - солист Даггостеатра оперы и балета: «Мне кажется, из этой оперы может получиться великолепный спектакль. Здесь огромный простор для творчества всего коллектива: и для режиссёра, и для художника, и для исполнителей. У этого спектакля есть своя изюминка, которая сделает его особенно привлекательным - это его самобытность».

Т.Курачев - засл.арт.РФ, солист Даггостеатра оперы и балета: «Чем сложнее опера, тем, наверное, она интересней. Мы живём на дагестанской земле, поэтому этот спектакль будет близок и любим нами. В этом произведении всё построено на наших обычаях и традициях. Личность героя - эпическая, и это украшает оперу».

С.Беймурзаева - засл арт.РД: «Приятно, что у нас появиться новая опера. Я буду рада получить в этой опере даже небольшую роль».

Оперу единогласно приняли для постановки. Как известно, для этого требуются финансы, а их у нас, ничтожно мало. В последние два года театр для этих целей получал всего по 300 тысяч рублей в год. Сравнение. Заместитель директора Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» Герман, который побывал у нас с солистами этого театра во время фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи» говорил, что их театр при поставке оперы «Тоска» потратил 7 миллионов руб., а при восстановлении оперы «Кармен» 1,5 миллиона рублей.

За все годы существования дагестанской профессиональной музыки написано всего 4 оперы, посвящённые дагестанской тематике. Называю: «Хочбар», «Йырчи-Казак», «Горцы» и «Шарвили». Тенденции в современной и в дагестанской музыке таковы, что вряд ли наши композиторы, по многим причинам, обратятся в будущем к жанру оперы.

Для постановки оперы «Шарвили» требуется 1 млн. 600 тысяч рублей. В моём возрасте «ходить с шапкой по дворам?». А что делать, другого выхода нет. В интернете нашёл сайт «Лезгинская бизнес элита». Обратившиеся к ним люди предупреждали меня, что они даже и не отвечают на просьбы. Им не ответили, а мне может быть ответят… По электронной почте обращаюсь с письмом к самому богатому нашему миллиардеру С.Керимову. О его благих делах знает весь мир. Лезгины и все дагестанцы должны гордиться, что у нас есть личность по имени Сулейман. Ответа на моё письмо от него я не дождался. Думаю, с подобными письмами к нему обращаются тысячи людей. Как сказал в своё время В.И.Ленин: «Мы пойдём другим путём». К своему письму о значимости оперы «Шарвили» я приложил фото с моего юбилейного вечера, где коллектив Даггостеатра оперы и балета в концертном варианте исполняет фрагменты из оперы «Шарвили», смету расходов, подписанную директором театра М.А. Ахмедовым. И через месяц получил от людей с команды С.Керимова письмо о его готовности помочь в постановке оперы и первоначальную сумму денег. Радости моей не было предела, но весть о том, что С.Керимов помогает в постановке оперы «Шарвили» повергла некоторых моих коллег и «друзей» в шоковое состояние. Хочется им сказать: «Примите моё сочувствие».

Опера – музыкальное произведение и в успехе постановки немаловажную роль играет режиссура спектакля. В музыкально-драматических театрах Дагестана работают талантливые режиссёры, но режиссура оперного спектакля несколько иная. Здесь на первом плане должна быть музыка. В 2011г. Министерство культуры РД предложило руководству театра дать возможность поставить дипломный спектакль выпускнице Российской академии театрального искусства (РАТИ, в Москве) по специальности «Режиссура оперного театра» Д.Бижитуевой. Молодой режиссёр выбрал для постановки одну из гениальных сценических произведений П.И.Чайковского, одноактную оперу «Иоланта». После постановки в театре оперы С.Рахманинова «Алеко», эта была вторая опера русской классики, которую зритель принял с восторгом. Опера «Иоланта» прочно вошла в репертуар нашего театра. Я с удовольствием присутствовал на репетициях «Иоланты» и видел, как тщательно готовилась сама и работала с коллективом Д.Бижитуева. Как режиссёр музыкального театра, она умеет точно расставлять акценты в действии. Ещё до премьеры «Иоланты» я предложил Д.Бижитуевой, чтобы она взялась за постановку оперы «Шарвили». Она согласилась и сразу начала изучать эпоху возникновения эпоса, что является очень важным для постановки столь серьёзной работы, как опера о героическом эпосе Шарвили.

PS: Сейчас работа над постановочным проектом оперы «Шарвили» идет полным ходом. Во время очередной встречи художественный руководитель Даггостеатра оперы и балета заслуженный деятель искусств РФ М.Гусейнов горячо, с большим волнением говорил не только об опере «Шарвили» как о символе любви к родному краю, как о классике дагестанского музыкального искусства, но и необходимости национальной культурной консолидации общественности для реализации и других произведений исторической, патриотической и духовно-нравственной значимости. Именно в этом – в сохранении и развитии этих незыблемых ценностей – залог дальнейших успехов нашей лезгинской культуры. Именно так мы внесем свой весомый вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Трудно с этим не согласиться.

Райсама Фатуллаева

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дагестанский театр оперы и балета откроет 15-й сезон оперой «Шарвили»

Аншлаг оперы Шарвили

И снова о «Шарвили»

Подготовка к опере «Шарвили» идет полным ходом

От вершины к вершине

Комментарии (13)
Комментарий #3, дата: 06 сентябрь 2012 18:44
Спасибо Магомед Гусейнову за его, поистину, великий труд. Д.Бижитуева действительно талантливый режиссер. Смотрел "Иоланту", прекрасная постановка.
Сейчас работа над постановочным проектом оперы «Шарвили» действительно идет полным ходом. Но хотелось бы обратить внимание на то, что есть проблема костюмов эпохи Шарвили, а также исполнителя роли Шарвили. Вопрос в том, что эту роль должен исполнить именно лезгинский актер. Такой актер есть, это Велибеков Арсен, сыгравший в Опере "Иоланта" роль охранника короля Артура и прекрасно справившийся с этим. Но может возникнуть ситуация, что на деньги Сулеймана Керимова, по произведению Магомеда Гусейнова роль Шарвили могут дать какому-нибудь другому актеру, в силу неких кулуарных решений руководства театра, что по моему мнению, недопустимо и ФЛНКА необходимо взять данный вопрос под контроль.
Также есть вопрос в части костюмов эпохи того времени. В этой части считаю необходимым подключить Лезгинский театр, в качестве консультантов по лезгинским костюмам эпохи Шарвили. Насколько мне известно, в оперном театре хотят использовать национальные костюмы аварцев, черкесов позднего периода, что снизит ценность самой постановки и введет в заблуждение зрителей относительно культуры лезгин раннего периода. Мною лично указанная информация передана ближайшему окружению Имама Яралиева, но я не знаю, какие меры в этой части он предпринял.
Надеюсь, что общими усилиями, опера "Шарвили" станет шедевром искусства.

Комментарий #2, дата: 06 сентябрь 2012 17:44
Лезги халкьдин мурадрикай са мурад кьилиз акъатзава. Яргъи ва экуь уьмуьр гурай квез, Мегьамед стха!

Комментарий #1, дата: 06 сентябрь 2012 15:09
ЧIехи агалкьунар хьурай Мегьамед Гьуьсейновахъ. Чандин сагъвал, рикIин регьятвал гурай. Адан вири зегьметар чи Лезги халкьдин культура вилик кутун паталди я!!!




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия