Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Самая южная и самая высокогорная мечеть России ждет своих прихожан

Село Куруш

История Южного Дагестана очень богата и красочна. И особое место в ней занимает период появления Ислама. До сих пор во многих селах остались потомки арабов, прибывших в наш горный край для распространения религии. И мало кто знает, что самое высокогорное селение России и всей Европы Куруш является одним из таких мест. Благодать религии, принесенной сюда соплеменниками самого Пророка Мухаммада (мир ему), позволила возродиться из небытия самой уникальной мечети России, которая теперь ждет новых праведных прихожан.

Село Куруш известно на весь мир не только как высочайшая точка в Европе. Здесь великолепные альпийские луга, прозрачные ключи, бьющие из скал, красивая природа и чистый воздух. Казалось бы, что может быть лучше!

Однако, надо признать, что эта благодатная земля исстари не кормила своих обитателей. Слишком она перенасыщена камнями и скалами, чтобы в ней курушский крестьянин мог добыть себе кусок хлеба. Его часто обменивали на животноводческую продукцию в соседнем Азербайджане. В то же время отгонное животноводство, отрывающее людей от благ цивилизации, формировало самобытную культуру и вольный характер курушцев.

Вынужденное переселение

Тяжелые условия жизни все же заставили в 1952 году жителей высокогорного села Куруш Докузпаринского района переселиться на равнину - в Хасавюртовский район. Курушцы были первыми переселенцами, они открыли дорогу на равнину многим другим горцам.

Переселение сыграло большую роль в повышении образовательного уровня курушцев. Если в горах только три человека имели высшее образование, то сейчас среди выходцев из Куруша более 10 докторов наук, профессоров, а число кандидатов наук перевалило за 50.

Курушцы достойно представлены в Российской армии. Среди них генерал-майор пограничных войск Рамазан Джафаров. Более 15 человек имеют звание полковника и проходят службу в Москве, Петербурге, других регионах России.

Утраченные религиозные традиции

Село Куруш Докузпаринского района примечательно и тем, что здесь находится самая южная и самая высокогорная мечеть на территории Российской Федерации. Когда-то давно в первом веке мусульманского летоисчисления на землю Дагестана прибыли сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему). А чуть позже на этой земле обосновались и курайшиты – представители племени, из которого вышел и сам Мухаммад (мир ему).

Существует версия, что и происхождение названия села Куруш связано с названием племени курайшитов. Самое обидное, что долгие 60 лет на земле курайшитов не звучал азан и не было ни одной мечети. И только в 2000-м году имаму селения Куруш Агамирзе Мамеднебиеву с помощью односельчан удалось открыть новую мечеть. Но как он сказал, на этом все закончилось. Мечеть посещают и по сей день очень мало людей.

«Я когда поинтересовался у старшего поколения, как же они раньше собирались на пятничный намаз, то они ответили, что оставляли жен пасти овец, а старики на лошадях собирались на пятничный намаз. До открытия у нас мечети, я со своим зятем вместе начал совершать намаз. И я всем объясняю, что пятничный намаз - это обязанность каждого мусульманина. Хотя мы вдвоем проводили джума либо у меня, либо у него дома.

Потихоньку я и своих детей обучил этому. Слава Богу, и мои дети тоже сейчас совершают намаз. Мои просьбы, мои обращения услышал Всевышний. И я надеюсь, что у нас в селении в дальнейшем будут возрождаться те обряды, которых придерживались наши деды и прадеды.

На пятничную молитву, у нас, к сожалению, до сих пор собирается очень мало народу. Приблизительно пять-шесть человек. Старая мечеть, после переселения наших сельчан в село Куруш Хасавюртовского района не сохранилась. И после распада Советской власти, нам необходимо было в селе оборудовать новую мечеть. Мы его переделали из подсобного хозяйства. У нас есть возможность на сегодняшний день делать пятничные намазы. И есть возможность соблюдать основные требования нашей религии».

Язык Корана завлекает

С детства у имама мечети села Куруш Агамирзы Мамеднебиева была любовь к Исламу. Но так как не было людей, которые могли бы его обучить хотя бы азам религии, он сам начал изучать их. А в дальнейшем усовершенствовал свои знания у алимов- специалистов по Шариату.

«Я приходил со школы и садился за изучение арабского языка. Мне это было настолько интересно, что Всевышний мне видимо потому помог в его изучении.

Когда я был в Махачкале, мне попалась под руку книга: «Изучение арабского языка». По ней я сначала начал изучать язык Ислама. А затем научился читать Коран. Но когда я вижу, как читают его образованные люди, то замечаю, что мое чтение не отличается от их чтения. Хвала Всевышнему, у меня появилась возможность подтянуть свои знания.

Вскоре я оказался в Махачкале на курсах повышения квалификации. Я преподаватель ОБЖ и физкультуры. До обеда посещал курсы повышения квалификации, а после обеда ходил к знатокам Ислама в центральную мечеть. Они выслушали меня. Узнав, что я самоучка, посоветовали поучиться. Хвала Всевышнему, учеба пошла мне на пользу. Произношение на арабском языке действительно подтянулось». 

Пример праведника заразителен

Агамирзе Мамеднебиев

Имам мечети села Куруш

Курушцы отзываются об имаме мечети восторженно. По словам главы села Куруш Тагира Баширова, учитель физкультуры и имам мечети в одном лице Агамирзе Мамеднебиев очень порядочный и воспитанный человек. Впрочем, как и вся его семья. «Он все время призывает молодежь, население нашего села, чтобы мы возродили то, что утратили, к сожалению, за годы Советской власти. Имам Агамирзе человек добропорядочный, гостеприимный.

Он является для многих достойным примером для подражания. Никогда не откажет в просьбе, всегда выручит. Более того, имам Агамирзе с другими нашими сельчанами на пожертвования людей построил новый мост, который значительно облегчил нелегкую жизнь курушцев».

Сам Агамирзе Мамеднебиев на достигнутом останавливаться не собирается. Имам самой южной мечети нашей страны признался, что есть у него одна мечта, которая не покидает его ни минуты. Имам мечтает о том дне, когда небольшая мечеть в селе Куруш Докузпаринского района наполнится верующими людьми. И надеется, что его мечта когда-нибудь обязательно сбудется. Так как благодать, оставшаяся от предков, не может просто так исчезнуть!

Альбина Курбанова, Наталья Бахадори

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Рекорды Дагестана

Жители Нового Куруша сообщили об уголовном преследовании местных салафитов

В селении Новый Куруш члены суфийской общины закрыли салафитскую мечеть

Крупнейшую в Европе мечеть планируют построить в Дагестан

День знаний над облаками

Комментарии (25)
Комментарий #15, дата: 09 апрель 2012 02:35
Куьреви,
«Он все время призывает молодежь, население нашего села, чтобы мы возродили то, что утратили, к сожалению, за годы Советской власти. Имам Агамирзе человек добропорядочный, гостеприимный.

Он является для многих достойным примером для подражания. Никогда не откажет в просьбе, всегда выручит. Более того, имам Агамирзе с другими нашими сельчанами на пожертвования людей построил новый мост, который значительно облегчил нелегкую жизнь курушцев».

Комментарий #14, дата: 08 апрель 2012 23:46
Во-первых, название Куруш никак не связано с наименованием племени курайшитов. Согласно исторической литературе, Куруш был создан семьями, убежавшими из Миграха, после того, как мусульмане-захватчики взяли этот город с помощью предателя, зарезали всех лезгин, кто не принял ислам. Эти наши предки были вынуждены убегать от арабов-захватчиков в самое не приспособленное для жизни место, название которого происходит от лезгинского слова "кьур" ("голяк"), как и название села "Кьурагь".
Во-вторых, богу молится каждый для себя. Что для народа, для облегчения жизни односельчане сделал этот имам, чтобы говорить, что он для народа что-то делает? И что интересного в этой статье? По-моему, ничего, кроме банальностей...

Комментарий #13, дата: 07 апрель 2012 23:05
иера, абсолютно согласен. Двачую, +100, верно подмечено и так далее.

Комментарий #12, дата: 07 апрель 2012 00:56
Перетирая "хлеба и камни", жаль, что многоуважаемые читатели, наши земляки, лезгины, упустили центральную мысль статьи. Ведь главный герой статьи, житель села Куруш, имам САМОЙ южной и САМОЙ высокогорной мечети России Агамирзе Мамеднебиев достоин наших лучших слов и признаний. Человек сделал столько во имя Всевышнего и своего народа! Почему бы нам не взять с него пример и не обсуждать его благие дела?Я понимаю, что намного легче смеяться и пытаться найти недостатки у окружающих, чем что-то реальное делать самим. Огромное спасибо авторам за интересную статью!

Комментарий #11, дата: 07 апрель 2012 00:30
Да, вахар-стхаяр, я может быть и резковат. Но все по делу. Я на этом сайте недавно. Но уверяю вас - всерьез и надолго. Просто надоело кругом нытье слушать наше родное лезгинское и взаимное поливание - то не так, се не так, тот такой, этот сякой.... На сайт зашел, думал хоть здесь нормальные люди. Да нет,, и здесь то же самое. Неистребимое лезгинское качество - топить своих, чтобы самим умнее казаться. Займитесь делом, вахар-стхаяр, вместо шинкования друг друга. Только это нас спасет

Комментарий #10, дата: 07 апрель 2012 00:05
Ух как разошлись хомячки-то, а! Неймется им все, что на сайтах слесари в кесари метят. Хочется, чтобы их самих в кесари возвели. Ну так напишите дорогой ярмет чего нибудь гениальное, чтобы вас возвели в герои дня и всего лезгинского народа. Где ваш вклад в возрождение культуры народа, в возрождение его духовности, в возрождение его исторической памяти? В том, чтобы авторам хамовито тыкать в обороты, не пришедшиеся вам по вкусу? И этого на ваш взгляд достаточно, чтобы ересью называть очевидные вещи? Советую ваш грамматически-исторический зуд перевести в более общественно-полезный труд. А Лезгину за номером 66 огромное Сагърай за признание своей ошибкии извинения за задевший вас тон.

Комментарий #9, дата: 07 апрель 2012 00:04
Гьуьрметлу Ярмет стха! Обладатель самых мерзких качеств, искатель блох, кьуьзуь къари, сетевой бездельник и хомячок, полоскатель и перетиратель всего и вся - это я! Вам почти ничего не досталось от любителя удовольствий ( сужу по псевдониму).

Комментарий #8, дата: 06 апрель 2012 23:40
simpleuser,
Для чего вы тут выставляете статьи с возможностью комментировать?Давайте не будем комментировать, а будем молиться на эти шедевры журналистского искуства!И посмотри количество коментов и увидешь кто как кьуьзьу къари хьиз я и кто сетевой бездельник !А насчет написания статьи скажу следуещее, слесарю-слесарево,кесарю-кесарево! По моему не бывает твоей правды или моей правды,бывает правда или неправда.Следуещий раз при кроюсь английским именем, прежде чем у "блохастого блох искать" ,хотя вряд ли еще раз напишу ,сами ищите своих блох.Сагърай!

Комментарий #7, дата: 06 апрель 2012 23:04
Уважаемый simpleuzer! Ваше замечание справедливо и я его с благодарностью принимаю! Авторы в действительности имели в виду первый век мусульманского летоисчисления, а не общепринятого христианского. Ну, а за неприятные слова в мой адрес я, извините, Вас благодарить не хочу. Аллагьди хуьрай вун, лезги стха! Аквар гьаларай виридалай акьуллуди зун туш, вун йа.

Комментарий #6, дата: 06 апрель 2012 20:51
А вы чего такой нервный дуст-кас? Я что автор что ли этой статьи, чтобы с меня спрашивать. Я просто изливаю свое возмущение подобными сетевыми бездельниками, которые только тем и занимаются, что кьуьзуь къерияр хьиз, полоскают и перетирают чужие статьи. Вас она чем то задела? Вы в ней неправду увидели? Так напишите свою. Без камней и без хлеба. И это будет ваша правда о Куруше. Только не надо прикрываясь лезгинскими именами искать блох друг у друга. Это самое мерзкое качество, которым заразились наши земляки. Лучше оцените то, что сделано хорошего и посоветуйте, как еще улучшить работу.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия