Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Самая южная и самая высокогорная мечеть России ждет своих прихожан

Село Куруш

История Южного Дагестана очень богата и красочна. И особое место в ней занимает период появления Ислама. До сих пор во многих селах остались потомки арабов, прибывших в наш горный край для распространения религии. И мало кто знает, что самое высокогорное селение России и всей Европы Куруш является одним из таких мест. Благодать религии, принесенной сюда соплеменниками самого Пророка Мухаммада (мир ему), позволила возродиться из небытия самой уникальной мечети России, которая теперь ждет новых праведных прихожан.

Село Куруш известно на весь мир не только как высочайшая точка в Европе. Здесь великолепные альпийские луга, прозрачные ключи, бьющие из скал, красивая природа и чистый воздух. Казалось бы, что может быть лучше!

Однако, надо признать, что эта благодатная земля исстари не кормила своих обитателей. Слишком она перенасыщена камнями и скалами, чтобы в ней курушский крестьянин мог добыть себе кусок хлеба. Его часто обменивали на животноводческую продукцию в соседнем Азербайджане. В то же время отгонное животноводство, отрывающее людей от благ цивилизации, формировало самобытную культуру и вольный характер курушцев.

Вынужденное переселение

Тяжелые условия жизни все же заставили в 1952 году жителей высокогорного села Куруш Докузпаринского района переселиться на равнину - в Хасавюртовский район. Курушцы были первыми переселенцами, они открыли дорогу на равнину многим другим горцам.

Переселение сыграло большую роль в повышении образовательного уровня курушцев. Если в горах только три человека имели высшее образование, то сейчас среди выходцев из Куруша более 10 докторов наук, профессоров, а число кандидатов наук перевалило за 50.

Курушцы достойно представлены в Российской армии. Среди них генерал-майор пограничных войск Рамазан Джафаров. Более 15 человек имеют звание полковника и проходят службу в Москве, Петербурге, других регионах России.

Утраченные религиозные традиции

Село Куруш Докузпаринского района примечательно и тем, что здесь находится самая южная и самая высокогорная мечеть на территории Российской Федерации. Когда-то давно в первом веке мусульманского летоисчисления на землю Дагестана прибыли сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему). А чуть позже на этой земле обосновались и курайшиты – представители племени, из которого вышел и сам Мухаммад (мир ему).

Существует версия, что и происхождение названия села Куруш связано с названием племени курайшитов. Самое обидное, что долгие 60 лет на земле курайшитов не звучал азан и не было ни одной мечети. И только в 2000-м году имаму селения Куруш Агамирзе Мамеднебиеву с помощью односельчан удалось открыть новую мечеть. Но как он сказал, на этом все закончилось. Мечеть посещают и по сей день очень мало людей.

«Я когда поинтересовался у старшего поколения, как же они раньше собирались на пятничный намаз, то они ответили, что оставляли жен пасти овец, а старики на лошадях собирались на пятничный намаз. До открытия у нас мечети, я со своим зятем вместе начал совершать намаз. И я всем объясняю, что пятничный намаз - это обязанность каждого мусульманина. Хотя мы вдвоем проводили джума либо у меня, либо у него дома.

Потихоньку я и своих детей обучил этому. Слава Богу, и мои дети тоже сейчас совершают намаз. Мои просьбы, мои обращения услышал Всевышний. И я надеюсь, что у нас в селении в дальнейшем будут возрождаться те обряды, которых придерживались наши деды и прадеды.

На пятничную молитву, у нас, к сожалению, до сих пор собирается очень мало народу. Приблизительно пять-шесть человек. Старая мечеть, после переселения наших сельчан в село Куруш Хасавюртовского района не сохранилась. И после распада Советской власти, нам необходимо было в селе оборудовать новую мечеть. Мы его переделали из подсобного хозяйства. У нас есть возможность на сегодняшний день делать пятничные намазы. И есть возможность соблюдать основные требования нашей религии».

Язык Корана завлекает

С детства у имама мечети села Куруш Агамирзы Мамеднебиева была любовь к Исламу. Но так как не было людей, которые могли бы его обучить хотя бы азам религии, он сам начал изучать их. А в дальнейшем усовершенствовал свои знания у алимов- специалистов по Шариату.

«Я приходил со школы и садился за изучение арабского языка. Мне это было настолько интересно, что Всевышний мне видимо потому помог в его изучении.

Когда я был в Махачкале, мне попалась под руку книга: «Изучение арабского языка». По ней я сначала начал изучать язык Ислама. А затем научился читать Коран. Но когда я вижу, как читают его образованные люди, то замечаю, что мое чтение не отличается от их чтения. Хвала Всевышнему, у меня появилась возможность подтянуть свои знания.

Вскоре я оказался в Махачкале на курсах повышения квалификации. Я преподаватель ОБЖ и физкультуры. До обеда посещал курсы повышения квалификации, а после обеда ходил к знатокам Ислама в центральную мечеть. Они выслушали меня. Узнав, что я самоучка, посоветовали поучиться. Хвала Всевышнему, учеба пошла мне на пользу. Произношение на арабском языке действительно подтянулось». 

Пример праведника заразителен

Агамирзе Мамеднебиев

Имам мечети села Куруш

Курушцы отзываются об имаме мечети восторженно. По словам главы села Куруш Тагира Баширова, учитель физкультуры и имам мечети в одном лице Агамирзе Мамеднебиев очень порядочный и воспитанный человек. Впрочем, как и вся его семья. «Он все время призывает молодежь, население нашего села, чтобы мы возродили то, что утратили, к сожалению, за годы Советской власти. Имам Агамирзе человек добропорядочный, гостеприимный.

Он является для многих достойным примером для подражания. Никогда не откажет в просьбе, всегда выручит. Более того, имам Агамирзе с другими нашими сельчанами на пожертвования людей построил новый мост, который значительно облегчил нелегкую жизнь курушцев».

Сам Агамирзе Мамеднебиев на достигнутом останавливаться не собирается. Имам самой южной мечети нашей страны признался, что есть у него одна мечта, которая не покидает его ни минуты. Имам мечтает о том дне, когда небольшая мечеть в селе Куруш Докузпаринского района наполнится верующими людьми. И надеется, что его мечта когда-нибудь обязательно сбудется. Так как благодать, оставшаяся от предков, не может просто так исчезнуть!

Альбина Курбанова, Наталья Бахадори

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Рекорды Дагестана

Жители Нового Куруша сообщили об уголовном преследовании местных салафитов

В селении Новый Куруш члены суфийской общины закрыли салафитскую мечеть

Крупнейшую в Европе мечеть планируют построить в Дагестан

День знаний над облаками

Комментарии (25)
Комментарий #5, дата: 06 апрель 2012 18:40
Это у меня тон? Что это вы мне одолжение тут делаете,пишите всякую ересь и судорожно реагируете на любое замечание! По мне лучше вообще не писать чем писать такое
"Слишком она перенасыщена камнями и скалами, чтобы в ней курушский крестьянин мог добыть себе кусок хлеба. Его часто обменивали на животноводческую продукцию в соседнем Азербайджане"

Комментарий #4, дата: 06 апрель 2012 14:45
Ярмет, что за тон? Вы что следователь что ли? Я и не брался отвечать на все вопросы. Лучше скажите спасибо авторам, которые день и ночь пишут для вас. Написали бы сами что нибудь. А то превратитесь в сетевых хомячков, перетирающих чужие материалы

Комментарий #3, дата: 06 апрель 2012 14:34
simpleuser,
А по поводу азерибажана почему не ответили?

Комментарий #2, дата: 06 апрель 2012 11:27
Уважаемый лезгин под номером 66. Очевидно же что автор имел в виду первый век ислама, а не первый век христианской эры. Не надо во всем и везде считать себя умнее всех. Читайте внимательнее и будьте уважительны к стараниям своих соплеменников

Комментарий #1, дата: 06 апрель 2012 00:45
Уважаемые авторы! Статья содержит две неточности: первая - некорректно говорить, что курушцы всегда обменивались животноводческой продукцией с Азербайджаном, так как, в течении, более чем, тысячелетней истории села к югу от земель Куруша распологались другие государственные образования, а название"Азербайджан" перенесено на эти земли на турецких штыках в 1918 году; вторая - общеизвестно, что Ислам возник в седьмом веке и как он при этом мог появиться на Кавказе в первом - непонятно. Возможно, что это просто описка, но в любом случае такие ляпы недопустимы в редакционной статье на сайте ФЛНКА. С уважением!




Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия