Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Что защитит чувства верующих: закон или общественное мнение?


Руслан Курбанов

В последнее время в информационном поле России бурно обсуждаются последние провокации против православных и мусульман. Речь идет об акции панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и о скандальном фильме «Невинность мусульман», снятом неким американским режиссером.

На волне этих скандалов в России на уровне Государственной Думы, Генеральной Прокуратуры и других федеральных структур всерьез обсуждаются возможности принятия самых решительных мер по защите сообщества верующих нашей страны.

К примеру, Госдума рассматривает возможность принятии закона, предусматривающего наказание за оскорбление чувств верующих. Генпрокуратура запретила провокационный фильм «Невинность мусульман», а в регионах уже блокируется доступ интернет-пользователей к видеохостингу YouTube, на котором этот фильм и размещен.

Самое главное, чтобы власти в защите чувств верующих не перегнули палку. Например, в инициативе Госдумы все может быть хорошо, кроме того, что само выражение «оскорбление чувств верующих» не до конца прописано с правовой точки зрения. Что считать оскорблением и как его измерять? Чувства и их оскорбление – это же вещи сугубо личностные, субъективные, не поддающиеся занесению в протокол в качестве улик или вещдоков.

Оттого, в этом случае наверное стоит больший акцент сделать на законодательный запрет на вторжение на территорию храмов, надругательство над Священными Писаниями и объектами религиозной практики - крестами, минбарами и т.д. А недопустимость оскорбления религиозных чувств все-таки должна присутствовать в самом общественном сознании. Надо воспитать общество в таком духе, чтобы считалось чем-то постыдным и низким смеяться над религиозными чувствами людей.

Отдельно стоит рассмотреть и возможный запрет доступа к видеохостингу YouTube из-за размещенного на нем скандального фильма «Невиновность мусульман», оскорбляющего пророка Мухаммада (мир ему) и ислам.

Думаю, федеральные власти не пойдут на такой шаг, как полное закрытие доступа к YouTube. Разговоры об этом, как и признание фильма «Невиновность мусульман» экстремистским, представляются больше пиар-ходом властей.

Думаю, до закрытия доступа к видеохостингу дело не дойдет. В YouTube огромное количество других экстремистских материалов, признанных таковыми по решению судов. Это и обращения боевиков, и националистов, и так далее. Просто невозможно закрыть мировое информационное пространство. Это такая имиджевая пиар-акция. Надо сказать, это очень выигрышный ход для того, чтобы показать трепетное и внимательное отношение властей к интересам мусульман.

С другой стороны, этот шаг российских властей навлечет на себя огромное количество критики со стороны либеральных общественных деятелей и журналистов, которые будут усматривать в этом ограничение свободы слова – опять-таки связывая это с мусульманами.

Мне кажется, если бы чиновники проводили более продуманную политику, не допуская таких перекосов, когда федеральные власти проявляют заботу о мусульманах, а на региональном уровне не заканчиваются и даже усугубляются преследования мусульман и нарушения их прав, то тогда имиджевый эффект для власти в мусульманской среде был бы намного выше.

Что касается признания этого фильма экстремистским, то я вообще не одобряю эту практику, потому что она неэффективна. Список на сайте Минюста полнится, а эффекта – никакого. По законам информационного постмодернистского общества, в которое Россия все глубже погружается, нужно искать другие методы противодействия таким агрессивным шагам и идеологическим нападкам на ислам ли, на традиционные ли ценности российского общества.

Но наши чиновники пока не владеют технологиями нового времени и все стараются действовать запретительными мерами, как это было принято в середине 20 века. Почему это происходит – отдельная тема.

Так, российские эксперты и духовные лидеры постоянно твердят о недопустимости вмешательства религии в политику, о недопустимости политизации ислама и православия. В реальности же мы видим обратный процесс, когда политика вот уже на протяжении десятилетий вторгается в религиозную сферу.

Происходит клерикализация власти. Вмешательство политиков, чиновников, силовиков в тонкую сферу религиозных отношений наблюдается как в православном поле, так и в мусульманском.

Чиновники в последние годы ищут в церкви дополнительный источник легитимности, используют ее для поддержки своего авторитета. Значительное количество федеральных чиновников и политиков открыто благоволят церковным иерархам, принимают многие политические и административные решения с оглядкой на церковь.

На мусульманском же поле на уровне регионов, особенно в кавказских и поволжских республиках, весь пост-советский период происходило грубое вмешательство чиновников и силовиков во внутримусульманские дела.

Обеспечивалась государственная поддержка одним общинам, на другие общины обрушивалась вся мощь правоохранительной и судебной системы. Духовных лиц, близких к власти развращали большими денежными вливаниями, обеспечивали полным карт-бланшем на клеймение и преследование инакомыслящих. Как результат, происходит радикализация молодежи, борьба за бюджетные деньги, убийство высоких религиозных деятелей не только на Кавказе, но и в Поволжье.

Чем больше чиновники и силовики вмешиваются в дела религии, тем трагичнее вырисовывается картина. Для остановки этого негативного процесса необходимо, чтобы религиозным общинам самим позволили решать свои внутренние дела без вмешательства посторонних сил.

Власть должна следить за исполнением законов, обеспечивать неприкосновенность прав и свобод совести и вероисповедания, защищать права всех верующих. Все остальные вопросы должны регулироваться самими верующими.

На фоне того, что Россия постепенно теряет свои позиции в ближневосточном регионе многие державы, такие как США, Израиль, Китай и другие все агрессивнее пытаются реализовать свои планы и интересы относительно этого региона: наложить руку на энергетические, человеческие ресурсы и т.д.

Если говорить о Западе, то он в последние десятилетия по всем законам информационного общества пытается управлять процессами в мусульманском мире через информационные технологии – пропаганду, информационные вбросы, провокации, разжигание скандалов, сталкивание одних общин с другими, подрыв авторитета ислама.

Во многом это связано с тем, что мы наблюдаем в последнее время – всплеск волны провокаций в адрес всех мусульман: провокационные фильмы о мусульманах и исламе, карикатуры на пророка Мухаммада (мир ему).

Пока мусульмане оказались не готовыми к таким ударам. Верующие очень болезненно реагируют на попытки высмеять ценности мусульман, оскорбить историческую память. Мы пока не можем себя полностью обезопасить от такого информационного наката со стороны западного мира.

Поэтому мы видим огромное негодование приверженцев ислама по поводу провокаций, исходящих от западных обществ. Но мы должны стать самодостаточными и взять свою судьбу в руки, чтобы с нашим мнением и нашими позициями считались. Для этого нам необходимо овладеть всеми современными информационными, политическими и общественными технологиями, которые использует Запад, но во имя общего блага.

Руслан Курбанов

.

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Депутаты требуют найти зачинщиков, скандировавших антиисламские лозунги на «Русском марше»

Пушков предложил принять в Европе закон по защите чувств верующих

Суд США обязал YouTube удалить антиисламский фильм «Невинность мусульман»

Оскорбление патриотических чувств хотят приравнять к экстремизму

ООН призвали объявить святотатство уголовным преступлением

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 23 октябрь 2012 16:21
А чувства думающих что защитит?



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия