Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгины в товарных вагонах

Забытые страницы депортации народов Кавказа


Судьба лезгинского народа тесно переплетена с историей других народов Кавказа. Мы вместе разделяли радость и горе, победы и лишения. О том, что перенесли наши народы в сталинские годы, напоминает нам сегодняшний траурный день.

Ведь сегодня, 23 февраля, в День защитника Отечества, народы Кавказа скорбят и плачут. В истории чеченского и ингушского народов – это черный день. В этот день 69 лет назад в течение 24 часов оба народа были погружены в товарные вагоны и выселены в голые степи Казахстана и Киргизии.

Однако выселению подверглись не только эти два народа. В разное время тяготы депортации и переселения вкусили карачаевцы и балкарцы, дидойцы и лакцы, турки-месхетинцы и лезгины. Однако об истории выселения лезгин в Среднюю Азию наше поколение практически не знает.

Горькая память старожила

Какое-то время назад при знакомстве с Магомедом Лабазановым, в возрасте 123 лет считавшемся самым старым жителем России, несколько удивило, что самым тяжелым воспоминанием в своей жизни он назвал депортацию чеченцев в Казахстан. Не многочисленные войны, революции и другие бурные события, свидетелем которых дедушка был.


Когда речь зашла о депортации, он, заметно встревожившись, начал рассказывать о том, как он и его родня кутались в овечьи шкуры и зарывались в землянки, словно первобытные люди, чтобы не погибнуть от холода. Их выбросили в голую степь - ни одежды, ни жилья у них не было…

В общем, не удивительно, что именно этот период истории и остался самым тяжелым воспоминанием для старика. 23 февраля 1944 года в течение 24 часов население Чечено-Ингушской республики фактически арестовывается - начинается его погрузка в эшелоны для отправки в неизвестном направлении. Это позже все узнали, что путь их лежит в Среднюю Азию…

Кавказский пожар

В СССР утверждалось, что кавказцы «в единодушном порыве с радостью принимали советскую власть». Так было в ее первые годы, но к концу 20-х ситуация кардинально меняется.

Павел Аптекарь пишет, что размах противостояния режиму большевиков в предвоенные годы не уступал боевым действиям в эпоху Шамиля. Хновское восстание и мятеж шейха Гаджи-Мухаммада Штульского в Южном Дагестане были подавлены только в 1931 году. Другие районы Дагестана полыхали до середины 30-х годов.


Чечня и Ингушетия полыхали вплоть до 40-х годов. Накапливающееся недовольство советской властью вылилось в формирование в феврале 1940 года в Чечне теневого Временного правительства во главе с Хасаном Исрапиловым.

С началом Великой отечественной войны чеченские мятежники предельно четко дали понять, что не собираются быть ни под властью большевиком, ни под властью нацистской Германии. А потом через несколько лет случилась тотальная депортация.

Женщины, дети, младенцы на руках, еще не родившиеся дети в утробах матерей и глубокие старики, чечено-ингушские коммунисты, чечено-ингушские офицеры Красной Армии, стахановцы – «знатные люди республики», чечено-ингушские агенты НКВД и «герои социалистического труда» – все они оказались «виноваты» перед советской властью.

Партия сказала надо…

31 января 1944 вышло секретное «Постановление Государственного Комитета Обороны о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР». 20 февраля 1944 года Нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар госбезопасности Лаврентий Берия в сопровождении генерала армии И. Серова и других официальных лиц прибыл в Грозный, чтобы лично контролировать ход исполнения принятого «Постановления».

Вот как описывает выселение чеченцев и ингушей один из русских очевидцев тех событий Иван Тихонький, бывший тогда студентом грозненского нефтяного института: «…Наступил день Красной армии – 23 февраля 1944 года. Вечером того дня красноармейцы развели огни на площадях аулов и начали пение и танцы. Жители аулов, ни о чем не подозревая, собрались на это торжество как зрители.

Когда таким образом большинство жителей собралось на площади, были арестованы все мужчины. Некоторые чеченцы имели оружие, и во многих местах началась стрельба. Но сопротивление скоро было сломлено.


Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…»

Последний абрек был убит только в 1976 году

Однако сопротивление в горах Чечни советской власти продолжалось, несмотря ни на какие репрессии со стороны режима. НКВД удалось блокировать Хасана Исраилова и смертельно ранить его только 15 декабря 1944 года.

Но и это не означала полного прекращения сопротивления кавказцев. Так, последний дагестанский абрек был убит только в 1969 году. А последний кавказский абрек – чеченец Хасуха Магомадов - был убит в перестрелке с сотрудниками КГБ только в марте 1976 года.

После депортации советское национальное государственное устройство чеченцев и ингушей было ликвидировано. Сформирована просто – Грозненская область. Сталин не собирался возвращать чеченцев назад. Даже чеченские названия сел были заменены на русские.

Причем на освобождавшиеся места переселяли другие народы-побратимы – осетин в Ингушетию, лакцев на земли чеченцев-акинцев, аварцев в Чечню. Плоды этой деятельности не заставили себя долго ждать. Кавказ до сих пор сотрясается от конфликтов, заложенных в сталинские годы.

Листая черные страницы

Однако о том, что примерно через такие же тяготы прошел и лезгинский народ, сегодня мало, кто помнит. И, тем не менее, в некоторых лезгинских семьях вам могут рассказать, что половина их тухума, или даже несколько тухумов из их села живут в Киргизии.

Как наши близкие и родные оказались в степях Средней Азии? Связана эта страница нашей истории была с выселением из лезгинских сел раскулачиваемых семей в первые десятилетия советской власти.


У новой власти в России было своеобразное представление о всеобщем равенстве. Большевики почему-то считали, что не должно быть богатых, и старались, чтобы все были бедные. В то время, как другие страны боролись за то, чтобы не было бедных, и все стали богатыми.

Как бы то ни было, под каток репрессий новой власти в лезгинских горах попали многие зажиточные и крепкие семьи – на самом деле составлявшие гордость нашего народа и его экономический фундамент. Их огульно обвиняли в том, что они являются кулаками и вредителями и высылали в самые отдаленные районы Советского Союза.

О том, что помнят старики в наших горах об этом выселении, мы поговорили с жителями селений Ахты и Курах. Первым на наши вопросы отвечает директор Ахтынского краеведческого музея Ахмед Дагларов.

С чем было связано выселение некоторых лезгинских семей в Киргизию?

Лезгинские семьи много трудились и жили неплохо. Оттого наши земли были охвачены всесоюзным процессом раскулачивания и коллективизации. Выбирали людей из зажиточных семей и высылали с родных мест.

Причем выселяли не только в Среднюю Азию. Кто-то в Киргизии оказался, кто-то в Астрахани, кто-то в Архангельске. Выселяли и из Ахтов, и из Рутула. Перед отправкой их содержали в тюремных помещениях Ахтынской крепости. А оттуда уже дальше везли до железной дороги и высылали дальше в товарных вагонах.


Отбирали ли власти у выселяемых собственность?

Государство конфисковывало у них собственность. На отобранных землях организовывались колхозы, а отнятый скот, тягловую силу зачисляли в хозяйство колхоза.

⃰ ⃰ ⃰

Далее на наши вопросы отвечает русская женщина, заслуженный учитель Курахской средней школы Валентина Курбанова. Когда-то в далеких уже 1950-х годах она приехала юной учительницей в Курах и вышла замуж за местного учителя Магомед-Эмина Курбанова.

Как оказалось, Магомед-Эмин, ныне уже покойный, происходил из семьи, попавшей под раскулачиваение. Старший брат его отца, Курбан, в 30-е годы вместе с семьей был выселен в Киргизию. И ныне в этой азиатской республике проживает почти половина тухума Курбановых.


По какой причине в 30-е годы некоторые семьи из Кураха были переселены в Киргизию?

Потому что высылаемых считали более богатыми, нежели других жителей в среднем. В чём заключалось богатство – разрешалось из скотины иметь одну корову, а у них было две, например. Это считалось неразрешённым законом богатством.

Поэтому, наверное, были сначала какие-то предупреждения, они не уничтожили хозяйство, не подчинились, и поэтому их высылали. Были случаи даже здесь в Курахе, что у одного хозяина была швейная машина. Швейная машина по тому времени была редкостью. Из-за этого его считали кулаком и выселили.

Как шла эта высылка - в массовом порядке или это касалось только отдельных личностей? Высылали их с детьми и женами?

Это касалось отдельных лиц. Выселяли целыми семьями. Машин тогда не было, увозили их на арбах, на лошадях. Запрягали быков в арбу и вывозили семьи с пожитками. Потом товарными поездами их направляли в Киргизию.

Как я слышала, там их выбрасывали просто в голой степи и говорили, чтобы обосновались, как смогут. Поначалу они рыли себе землянки в сырой земле и жили в них. Потом выселенные лезгинские семьи начали себе строить какие-то домишки, огороды сеять.


Конфисковывалось ли имущество выселяемых? Что им разрешали брать с собой?

В основном, это богачи были. В Курахе у них были добротные, двухэтажные дома. Это тоже считалось богатством. Вот эти дома сохранились до настоящих дней. Теперь, когда Союз развалился, нашлись их родственники, потомки, которым вернули родовые дома.

Но потомки выселенных семей до сих пор живут в Киргизии. И живут, как я знаю, достаточно прилично. Наши люди – они же очень предприимчивые и хозяйственные. Они смогли там подняться просто на голом месте. А свои родовые дома в Курахе они попросту отдали родственникам, или перепродали.

Из каких сел и районов, в основном шла высылка лезгин?

В каждом районе, во многих сёлах находились люди, которые чем-то отличались от бедноты. Их считали богачами. Конечно, массовых переселений не было. Выселение касалось отдельных семей в каждом селе и районе.

Как приживались на новом месте выселенные лезгины? Тяжело ли им давалось обустройство в Киргизии?

Очень тяжело. Их высадили в голой степи. Свободных земель в Киргизии много было. Может им выделили деньги, точно не могу сказать. Но они жили в землянках, а потом начали обустраиваться по мере возможностей.

Какова сегодня численность лезгинской общины в Киргизии и насколько они сплочены?

Там где живут наши родственники, к примеру, у них целый посёлок. Они живут по лезгинским адатам. Но среди них проживают и киргизы, и узбеки. Были там и немцы. Но сейчас их не осталось, наверное. Они оставили свои дома, выехали на родину.

После того как их реабилитировали, многие лезгины не захотели возвращаться в свои родные земли. Потому что там уже всё обжитое, там пустили корни, там их семьи. Наверное, сложно опять строиться и подниматься на ровном месте. Они сюда не переезжают.

Поддерживается ли сегодня связь лезгин Киргизии со своими земляками и родственниками на родине?

Да, конечно, они иногда приезжают к нам. В основном через Баку едут. Приезжают сюда, отдыхают. Некоторые, получив российское гражданство, тем не менее, на постоянной основе остаются жить там, в Киргизии. Здесь им даже готовы выплачивать пенсии, но сами они живут в Киргизии.


⃰ ⃰ ⃰

Напоследок приведем рассказ о тех событиях еще одного жителя Кураха – Таджидина Малаева, бывшего директора Курахского совхоза. Когда шло выселение, он был пятилетним мальчиком и видел эти события своими глазами:

Лезгины, как и другие народы, подверглись репрессиям в середине 30-х годов. Тогда шёл процесс раскулачивания. Наш Курахский район тоже пережил эту напасть. Власти в лице органов НКВД конфисковали у людей излишки крупного и мелкого рогатого скота.

В сельских районах были организованы бедняцкие группы по три человека. Эти группы указывали властям на более зажиточных лиц, очень часто сводя с ними личные счёты. А попавших под их донос выселяли.

Мой родной дядя, его звали Магомед Малаев, он был муллой, его посреди ночи подняли в нижнем белье и выселили. Больше о его судьбе нам не было ничего известно. Выселяли тех, у кого были овцы, лошади, коровы.

Наши соседи, родственники, по фамилии Гамидовы были выселены в Киргизию. Были очень несправедливые случаи, когда выселяли тружеников, которые ночью обуви не снимали, чтобы рано утром пойти пахать. Таким упорным трудом они наживали себе хозяйство. И их за это выселяли, лишали нажитого кровью и потом имущества.

Сотрудники НКВД без суда и следствия просто вламывались в частные дома, могли посреди ночи разбудить и выселить всю семью. Многих в Узбекистан ещё выселяли. В военные годы было тяжело. Некоторые, прожив там несколько лет, возвращались сюда, потом опять уезжали, и так по нескольку раз. Вот такое положение было тогда.

Некоторые оставляли своих жён в селе и брали с собой сыновей. Приведу один пример. Был один такой житель села, Ахмед Гамидов звали. Он с собой тоже взял своих сыновей. Старшего сына звали Рамазан. Был ещё младший сын.

Они, обосновавшись там в Средней Азии, возвращались сюда вновь, и вновь уезжали туда. Одного звали Курбаном. Он с сыновьями так же жил там. Переезжал регулярно туда-сюда. Другой выходец из села Джабар Гафаров был выселен, потом вернулся. Его брата тоже хотели выселять, но он остался. Здесь он и умер.

Этот процесс затронул все селения района. На новом месте лезгины организовывались в колхозы. Строили себе дома. Многие стали инженерами. У них там свои семьи, живут там хорошо. Сейчас они приезжают на историческую Родину, поддерживают связи с родственниками. При возвращении многие оседали и осваивались в Дербентском районе.

⃰ ⃰ ⃰

Информационно-аналитический портал ФЛНКА уже готовит с потомками переселенных лезгин, оставшихся в Киргизии подробные интервью о том, как им живется в этой стране, насколько крепки их связи с родиной, как им удается сохранять родную культуру. Эти материалы будут представлены вниманию читателей в ближайшее время.

Абдулла Ринат Мухаметов, Ильяс Букаров, Диана Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

День единства народов Дагестана. Что мы знаем об этом празднике?

В Грузии прошел вечер памяти жертв депортации вайнахов

«Всем смертям назло». Пример самосохранения крымских татар полезен для лезгин

Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравил руководителя ФЛНКА Арифа Керимова с днем защитника Отечества

Комментарии (63)
Комментарий #23, дата: 24 февраль 2013 22:02
Куьреви,

Достижения исламской цивилизации и арабов, в частности,  перечислять не считаю нужным, их очень много, есть отдел
ьные книжные издания, поищите - не поленитесь.

И последние века существования Халифата- это конечно период постепенного развала, примером является только время первых четырех праведных халифов.
[/code]
А причины развала:
1 изменение процедуры избрания руководства Халифата-появление династических монархий, это противоречило сунне и Корану. Это стало началом недовольства всех народов Халифата.

2 национализм, особенно проявившийся в эпоху правления турок, которых англичане спровоцировали под руководством Ататюрка и поддержали против арабов. Этот горький опыт истории надо бы и нам всем не повторять и не вестись на провокаторов.

И соответственно развитие исламской цивилизации последние века было заторможено этими внутренними междоусобицами.

Все, что сказано мной в плане приверженности к основам ислама не означает мое неприятие конституционного строя нашей Родины, я прекрасно понимаю, что живу в светском государстве, которое гарантирует мне свободу слова и вероисповедания.

Однако есть глобальные исторические процессы и впоследствии, возможно, религиозные понятия о мире станут главными.

P.S. готов принять любое мировоззрение, которое дает лучшие ответы, чем ислам. А есть такое?

Комментарий #22, дата: 24 февраль 2013 21:58
Достижения исламской цивилизации и арабов, в частности, перечислять не считаю нужным, их очень много, есть отдельные книжные издания, поищите - не поленитесь.
Куьреви,

Цитата: Куьреви
Что касается меня, то мною движет стремление к нравственности, которое "дает красоту и достоинство нашей жизни"...


На мой вопрос вы так и не ответили, я уточню (хотя можете не отвечать -это очень личные мысли и я не желаю вас как-то удивить или обидеть, мне хочется донести до вас то, что тщательно скрывали и завуалировали материалисты) я хотел бы услышать как вы думаете, что после смерти по-вашему и соответственно, чего может быть опасаться, к чему стремиться? К чему стремитесь, или вы считаете жить по понятиям нравственности в общем смысле достаточно? Только не нужно отвечать в обобщенном формате "я за все хорошее, против всего плохого".

Нравственность - это лишь неотъемлемая, но часть повседневной жизни, и понятия нравственности не охватывают все сферы деятельности человека. Кроме того нравственность отдельно взятых людей - субъетивна, она находится под влиянием общества, которое закладывает ему понятия нравственности. А истинные справедливые критерии поступков могут сильно отличаться от применяемых в той или иной местности(временной период), например,нацисты гитлеровской эпохи тоже действовали по понятиям устраивающим большинство того общества, убивая людей, не подходящих по описанию к их "высоконравственному" идеалу арийской рассы. Коммунистов с их системой доносов, продразверстки и ГУЛАГа мы тоже помним...

Хорошо, допустим, вам достаточно имеющихся у Вас понятий нравственности, но откуда исторически они взялись? До материалистов с их заведомо подложной теорией эволюции(см. z.B. труды Харуна Яхьи) разве не было людей? Разве не было пророков? Следует увеличить охват мышления, чтобы ответить на эти вопросы и не вырывать из контекста представленные мной примеры. Понятия нравственности в нормальном виде также происходят от Всевышнего (философы и материалисты мудрят терминами подменяя понятия и законы Всевышнего "законами Природы, законами бытия..") , просто так получается некоторые "ученые мужи,философы"выбирают из этого то что им нравится, предлагают новые термины и легко вводят в заблуждения многих мало размышляющих людей.

Комментарий #21, дата: 24 февраль 2013 19:48
курави ты что там чешишь? немцы фильмы снимают о том как начало развитию европы именно дали исламские ученые ! ленин жил ленин жив ленин будет жить))) отвечаю кроме как у лезгин таких отмороженый противников ислама не встречал,поэтому и униженны Всевышним благодаря таким сушествам...ФЛНКА сперва вот с таких начните а потом уже глобальные темы решайте

Комментарий #20, дата: 24 февраль 2013 17:46
О влиянии религии и общественной жизни, организованной по канонам религии, на науку в свое время написал величайший математик и астроном своего времени (11-12 века н.э.):
"Я не мог подобающим образом ни приложить моих стараний к работе подобного рода, ни посвятить ей дополнительных размышлений, так как мне сильно мешали невзгоды общественной жизни. Я был свидетелем гибели людей науки, число которых сведено сейчас к незначительной кучке, настолько же малой, насколько велики их бедствия, на которую суровая судьба возложила большую обязанность посвятить себя в эти тяжелые времена совершенствованию науки и научным исследованиям. Но большинство тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, переодевают ложь в истину, не выходят из границ обмана и бахвальства, заставляя служить знания, которыми они обладают, корыстным и недобрым целям. А если встречается человек, достойный по своим изысканиям истины и любви к справедливости, который стремится отбросить суетность и ложь, оставить хвастовство и обман, то он делается предметом насмешки и ненависти".

Комментарий #19, дата: 24 февраль 2013 17:34
Цитата из сообщения ds:"Если говорить о современных арабских государствах, то прежде всего мне в плане образования и науки представляется ОАЭ, например, знаменитый университет в Шардже".
Что в ОАЭ в целом или в "знаменитом" университете в Шардже было в области науки сделано такого, что можно было бы относить к образцам мирового значения, с чего, естественно, можно было бы брать пример?

Комментарий #18, дата: 24 февраль 2013 17:10
По поводу так называемой "арабской науки" я здесь повторю слова одного специалиста по этой теме:
"На протяжении всей истории ислама можно отметить постоянную борьбу двух влияний.
С одной стороны, это влияние завоеванных народов, принявших ислам: сирийцев, персов, индусов, египтян и андалузцев, которые привнесли в ислам свои культуры. В периоды, когда влияние завоеванных народов преобладало, происходило интенсивное развитие культуры, на фоне, остававшихся вне этого, арабов, и вопреки им.
С другой стороны, это влияние арабского элемента, враждебного всякому прогрессу и любым инновациям. Неспособные представить себе какой либо лучший статус, арабы оставались тем, чем были: пастухами, солдатами и скитальцами. Завоеванные народы побуждали арабов к цивилизации, но арабы сопротивлялись этому всеми силами своей инерции, апатии и невежества. В периоды, когда влияние арабов преобладало, они останавливали движение вперед при помощи своей религии, отражающей арабскую психику и ментальность, и в течение нескольких поколений арабам удавалось свести на нет достижения покоренных народов, и привести общество в состояние паралича и застоя.
Эти два влияния в исламском мире противостояли друг другу на протяжении веков с переменным успехом. Но, в конце концов, арабское влияние, при поддержке грубой силы, провело к гибели этой цивилизации".

Что касается меня, то мною движет стремление к нравственности, которое "дает красоту и достоинство нашей жизни"...

Комментарий #17, дата: 24 февраль 2013 15:45
Куьреви,
Вы уклоняетесь от ответа, тем не менее я имел в виду, что арабы и народы бывшие с ними в союзе за многие века существования Халифата многое принесли в естественные науки, хотя и многое заимствовали у покоренных государств, например, с территорий п-ва Индостана. Это нормально, уместно сказать "не нужно изобретать велосипед", если он уже изобретен. Если говорить о современных арабских государствах, то прежде всего мне в плане образования и науки представляется ОАЭ, например, знаменитый университет в Шардже. Государство, конечно, во многом зависимое от стран Запада, но оно все же самостоятельно реализует многие разработки в области высоких технологий и инвестиций в образование, о чем свидетельствует структура доходов, получаемых этой страной. Продажа нефтепродуктов, если верить последним данным, не превышают 15% ВВП.
Специально углубляться в эту сторону вопроса сейчас нет необходимости.
Куьреви, поведайте стремящимся к истине, так что же движет Вами?

Комментарий #16, дата: 24 февраль 2013 15:05
Какой же вы специалист... обращаетесь к Википедии, Если вы любите себя хвалить, обращайтесь к первоисточникам.
Все чеченцы предатели все дагестанцы бандиты вот и вся ваша Российская историография которую вы так защищаете.

Комментарий #15, дата: 24 февраль 2013 14:57
Цитата: ds
...арабское нац.культурное наследие... у них много чему полезному можно научиться(медицина, наука...)

Я отвечу на поставленные Вами в предыдущем сообщение вопросы. Но вначале, для уточнения хочу спросить: какой "медицине" и "науке" мы можем научиться у арабов? Где "медицину" и "науку" у арабов вы видели, в каком арабском государстве современности?

Комментарий #14, дата: 24 февраль 2013 14:27
Куьреви,
Не следует отдельными эпизодами из истории очернять потомков заблудших в то время чеченцев, немцев, испанцев, евреев, англичан, французов.. возможно, с ними надо быть осторожнее, держать дистанцию, пока индивидуально не поймете, что за человек перед вами. Идея превосходства по национальному признаку утопична, ибо все мы потомки Адама и Евы, как бы их там не называли на других языках и науках; все мы родственники. Однако сохранять нашу идентичность мы обязаны, у каждого своя на то причина, но общее одно - осознание и анализ прошлого, настоящего и стремление к счастливому будущему каждый видит вместе с самыми близкими людьми, это забота о семье и друзьях, это инстинкт самосохранения. Но главное, это то как видится будущее, как человек представляет смысл жизни и какую долю в его идеалах занимают национальные и культурные традиции, а какую религиозные. Что важнее или может их и не следует противопоставлять? Прожив жизнь человек наверняка задастся вопросом, а что я сделал важного за свой срок? к чему я стремился? что после себя оставил? и т.д. Все что мы делаем, наши поступки- это главный показатель эффективности нашей жизни, вопрос упирается в понятия человека о жизни, добре и зле, что было и что будет, кто мы ... Мне представляется, что только исламские понятия дают необходимое понимание всего, что способен осилить наш разум. Национальные и культурные традиции при этом не должны быть под копирку ассимилированы, к примеру, в арабское нац.культурное наследие, но при этом у них много чему полезному можно научиться(медицина, наука, прикладные иные процессы.. :) вкусные блюда в конце концов) главное не впадать в крайности, а размышлять, сравнивать и развиваться, в этом и заключается, пожалуй смысл, большого национального разнообразия, которое создал Всевышний. Обидно, что люди впадают в крайности, особенно молодежь, получив поверхностные знания об исламе, учат других и не пытаются рассуждать и обоснованно дискутировать. Это не о Вас, Куьреви, Вы
,напротив, создаете впечатление эрудированного человека, но какой закон жизни в таком случае для Вас самый важный? Скажите, какая идея движет Вами и ради чего Вы живете? С Уважением, ДС



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия