Сила и успех ФЛНКА – в сильных региональных общинах
|
Амиль Саркаров, председатель Исполкома ФЛНКА.
- Взаимодействие с региональными лезгинскими национально-культурными автономиями является одной из главных направлений деятельности ФЛНКА, ведь ее членами могут быть только РЛНКА. В ближайшее время данному направлению будет уделяться еще больше внимания.
Во-первых, динамичное развитие ФЛНКА может продолжаться только при тесном взаимодействии со всеми лезгинскими общинами России, ведь известно, что большое количество лезгин проживает за пределами территории своего исторического расселения.
По данным переписи эта цифра достигает 90 тысяч человек, но на самом деле не все лезгины были учтены переписью, особенно большой недоучет наблюдается среди тех, кто переселился на новое место из Азербайджана.
По моим сведениям, полученным из разных источников, в первую очередь из оценок самих лезгин, проживающих в разных регионах, реальная численность превышает 150 тысяч и может достигать 250 тысяч. Это очень большое количество.
Можно отметить еще один факт – лезгины проживают во всех регионах России, и это случилось не вчера. В большинстве из них численность лезгин составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, что достаточно для организации общины.
Еще одна особенность заключается в том, что данная категория лезгинского населения отличается более высоким уровнем образования, квалификации и социальной активности. Поэтому очень важно наладить тесное общение и взаимодействие с наиболее активной частью наших земляков.
Во-вторых, в регионах все сильнее проявляется общественная активность – лезгины объединяются в общины, которым нередко нужна поддержка, особенно в тех случаях, когда община небольшая и ей сложно самостоятельно создавать и развивать общественные организации.
У энтузиастов очень часто отсутствует опыт работы в этой области, представления о том, что необходимо сделать для регистрации общественного объединения, и что из себя представляет деятельность в этнокультурной сфере.
В-третьих, деятельность НКА в области обеспечения права на сохранение, развитие и использования родного языка и культуры, осуществляется в первую очередь региональными и местными НКА, так как они непосредственно взаимодействуют с местными сообществами.
Они же устанавливают связи с региональными и местными властями для реализации этих целей. И чем больше НКА будет создаваться, тем в большей степени будет удовлетворяться культурно-языковые потребности лезгин по всей России.
В настоящий момент только в 8 субъектах были созданы НКА. В Красноярском крае, Тюменской области, Москве и Рязанской области функционируют региональные НКА.
Еще в трех (Ярославской области, Республике Коми и Калининградской области) они скоро будут созданы, причем в Калининградской области – повторно.
Такую ситуацию никак нельзя назвать удовлетворительной, так как на территории большинства (14 из 18) субъектов России, в которых официальная численность лезгин превышает 1 тысячу человек, лезгинские НКА отсутствуют.
В том числе в тех, где проживает наиболее крупные лезгинские общины: ХМАО (13 тыс.), Ставропольский край (8 тыс.), Саратовская (5 тыс.), Астраханская (4 тыс.), Ростовская (4 тыс.) и Московская (4 тыс.) области, Санкт-Петербург (3 тыс.). В Краснодарском крае (4 тыс.) тоже нет лезгинской НКА, но, правда, имеется краевая лезгинская общественная организация.
Во многих регионах необходимость создания НКА уже давно перезрела и многие наши земляки, проживающие там, хотят ее иметь, но сталкиваются с проблемами.
Чаще всего они связаны с наличием в регионе дагестанской организации и тамошние лезгины, не желая портить отношения с другими дагестанцами, добровольно отказываются от создания лезгинской НКА.
В этом случае необходимо будет вести общение, как с лезгинскими общинами, так и с дагестанскими организациями, объясняя обеим сторонам, что наличие дагестанской организации не отменяет потребность в создании лезгинской и наоборот, так как в большинстве регионов они сосуществуют и вполне успешно взаимодействуют.
Еще одной причиной является недостаточная консолидация лезгинских общин в ряде регионов, вовлечение в них бизнесменов, которые могли бы помочь в создании НКА и придать новый импульс деятельности в этнокультурной сфере, которая там и так ведется отдельными энтузиастами.
Данная ситуация наиболее ярко прослеживается Санкт-Петербурге. В этом случае со стороны ФЛНКА необходима активная поддержка той работы, которая ведется в этих регионах.
Мы должны попытаться усадить за общий стол как можно больше представителей этих общин и наладить механизм более эффективного сотрудничества и взаимодействия между ними.
Третья причина – это большая «атомизация» и пассивность лезгин в ряде субъектов. В таком случае нельзя говорить даже о наличии общины. Пока сложно найти действенные способы решения этой проблемы. Сначала видимо следует оказать поддержку тем регионам, где имеются сформировавшиеся лезгинские общины.
С целью активизации работы в регионах ФЛНКА будет раз в месяц осуществлять поездку в один из них. Помимо этого будет налажена оперативная связь со всеми региональными ЛНКА и регионами, где имеются лезгинские общины.
ФЛНКА будет оказывать им информационно-организационную поддержку, а также помогать налаживать отношения с региональными органами власти, в том числе с целью создания ЛНКА.
В качестве дополнительной стимулирующей меры ФЛНКА прорабатывает организацию конкурсов проектов с целью поддержки РЛНКА. Я убежден, что сильная Федеральная лезгинская национально-культурная автономия должна опираться на сильные региональные ЛНКА и наоборот.
Чем быстрее это произойдет, тем раньше мы перейдем на новый этап самоорганизации, что самым положительным образом скажется во всех направлениях нашей деятельности.
.