Дагестанские чиновники стоят по стойке смирно перед руководством Азербайджана
Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.
Проблема разделенных народов в значительной степени, может быть на 90%, это проблема дипломатическая. Все-таки речь идет о межгосударственных отношениях. Об этом, к сожалению, мы фактически не говорим, заявляя о том, что для решения проблем разделенных народов надо принимать законы.
Какие могут быть внутригосударственные законы, если речь идет о проблемах межгосударственных? То есть в той сфере, в которой царствует, как правило, дипломатия. Так вот, один умный человек как-то сказал, что военные нацелены на борьбу только эпизодически. Они готовятся к ней, но могут никогда и не повоевать за свою карьеру.
А дипломат заточен на борьбу каждую секунду, каждую минуту. Но, к сожалению, российская дипломатия не проявляет такой боевитости в защите суверенитета страны и уважения к Российской Федерации. Об этом говорит, в частности, договор Российской Федерации с Республикой Азербайджан относительно границы по Самуру.
Потому что мы передали другому государству то, что принадлежало раньше Российской Советской Федеративной Социалистической Республике. То есть мы, фактически, произвели ревизию государственной границы.
Мы передали им водораздельный узел, провели границу посередине реки, хотя она всегда была на южной стороне Самура. Мы, фактически, сдали два анклавных селения лезгин, которые, хотя и находились на территории Азербайджана, имели юрисдикцию Российской Федерации.
И причем тогда во времена Союза отнять вот эту юрисдикцию мог какой-нибудь мелкий периферийный чиновник. Тем не менее, тогда никто не посмел это сделать. Сейчас же, когда речь идет о межгосударственных отношениях, российские дипломаты умудрились вот так легко сдать граждан Российской Федерации.
И главное, если бы хотя бы знать за что продали? Может быть, была какая-то большая выгода Российской Федерации? Может быть, какие-то серьезные дипломатические уступки азербайджанская сторона сделала России?
Но мы твердо знаем, что ничего подобного нет. То есть, какие-то чиновники, причем чиновники из Москвы, распоряжаются кровной российской территорией в своих собственных интересах, пренебрегая целым российским народом, лезгинами.
Я могу как социолог утверждать, что в Южном Дагестане, да и во всем Дагестане, многие представители и других дагестанских национальностей возмущены этим. Но это следствие очень давних проблем.
Так, я утверждаю, что руководство Баку пользуется бóльшим авторитетом среди наших дагестанских авторитетов, чем руководство Москвы. Как это стало возможно? Как стало возможным, что крутые политические группировки Дагестана выстраиваются по стойке смирно перед азербайджанским руководством?
И могут полностью пренебрегать всякого рода указаниями со стороны Москвы? Это все провалы российской политики и российской дипломатии. Я считаю, что для решения этих проблем необходимо организовать встречу с дипломатическими чиновниками российского МИДа.
Мы расскажем им о наших бедах, а они пусть нам расскажут, как они отстаивают интересы своих сограждан. Второе предложение. Я думаю, что можно было бы предложить в рамках СНГ создать межгосударственную Комиссию.
Например, Комиссию по правам непризнанных народов в рамках постсоветского пространства. Или какую-либо иную комиссию или постоянно действующую структуру в рамках СНГ, которая бы занималась проблемами разделенных народов.
Информационно-аналитический центр ФЛНКА