Именем народа против беззакония
В преддверии парламентских выборов в России в Дагестане, один за другим, с интервалом несколько дней, прошли два массовых митинга, как было заявлено, «против произвола и беззакония силовиков». Некоторые эксперты попытались усмотреть в нем перенос опыта арабских революций на дагестанскую почву. Однако сами дагестанцы и республиканские власти воспринимают произошедшее не столь масштабно. Но признают, что все же повод для тревоги есть.
Эхо арабской весны
В Дагестане и раньше митинговали против преследования верующих под предлогом борьбы с терроризмом. Однако до сих пор это были митинги и акции протеста, в основном, с участием родственников и земляков пропавших без вести. И только в этом году подобные митинги начали приобретать более массовый характер.
Официальным организатором последнего митинга выступила мусульманская организация «Ахлю с-Сунна». Однако в его организации приняли участие не только активисты этой организации, но и многие родственники пропавших без вести мусульман.
Дагестанские блоггеры раньше официальных властей и федеральных аналитических ресурсов провели параллели и сделали соответствующие выводы. Многие из них первыми отметили и массовость митинга, и его насыщенность исламскими лозунгами, и массовое скандирование такбира, и решение протестующих собираться на митинги как на молитву каждую пятницу по арабскому варианту, и обещание устроить в Дагестане второй Тахрир по египетскому сценарию.
Глава дагестанского миннаца Бекмурза Бекмурзаев также подтвердил эти аналогии с арабскими революциями: «События в Сирии, Египте. Ливии, Иордании… Все начиналось вот с таких безобидных, на первый взгляд, требований. Здесь в Дагестане начинает действовать тот же самый сценарий».
Однако, со слов Бекмурзаева, перспективы у этого сценария в Дагестане самые тревожные. «Это не весна, это мгла!», – заявляет министр. «У меня один вопрос ко всем: почему люди, призывающие сегодня положить конец несправедливости, не хотят сами приложить к этому усилия?»
Надо отдать должное и властям республики, и организаторам митинга. И те, и другие повели себя достаточно организованно. Власти не стали препятствовать проведению манифестаций. Вице-премьер республики Ризван Курбанов лично распорядился, чтобы на митинге было как можно меньше представителей правоохранительных структур, чтобы не раздражать митингующих. Со своей стороны организаторы митинга обязались и сумели удержать под контролем всю многотысячную акцию. «Братья! Мы должны соблюдать порядок, должны быть примером для всех!», – повторяли в мегафон организаторы.
Звучали на митинге и достаточно крайние заявления: «Если вы не можете обеспечить работу вашей Книги, тогда признайте это – мы со своей Книгой сможем установить порядок» – примерно вот так прозвучала ультимативное обращение к руководству республики. Для любого, знакомого с реалиями мусульманского общества, известно, что означает слово «Книга» в обоих случаях. «Если не работает ваша Конституция, мы заменим его Кораном», – вот основной посыл этого заявления.
Вице-премьер республиканского правительства Ризван Курбанов от лица всего руководства Дагестана вышел к митингующим, признал наличие проблем и предложил им решать их через обращения в прокуратуру. Но чиновнику не дали высказаться до конца, заблокировав доступ к микрофону. Со слов сопредседателя общественной организации «Дагестан – территория мира и развития» Сулаймана Уладиева, это должно стать очень тревожным сигналом для власти.
«Дело в том, что Ризвана Курбанова в народе воспринимают как одного из людей в Правительстве, – поясняет Уладиев, – Он умеет разговаривать с народом, он коммуникабелен, он образован, он интеллектуален». «Но если даже к нему так относятся, наверное, власти нужно будет задуматься, как же отнесутся к другим», – резюмирует наш собеседник.
Итоги митинга
Власти совещались все выходные, решая, как им теперь совладать с митинговой волной. Организаторы мероприятия заявляют о готовности выходить на акции протеста каждую пятницу и ждут реакции властей.
Кавказский сегмент российской блогосферы и социальных сетей полон видеороликов с митинга.
Интерес к событию проявили не только дагестанские пользователи, но и практически все кавказские. Осетины, чеченцы, ингуши, черкесы – кто с восхищением, кто с тревогой делились своими впечатлениями от увиденного на видео. Большинство из них было поражено количеством протестующих и откровенно исламскими политическими требованиями митингующих к властям.
Вместе с тем, если представители других кавказских республик судили о митинге по массовости и исламской энергетике, то сами жители республики в своих оценках были более конкретны и адресны.
Известный в республике адвокат и активный блоггер Расул Кадиев дал очень настораживающую оценку митингу: «Как говорится, доигрались. Когда не работает закон, взывают к Всевышнему».
Об эффективности митингового пути в попытках донести до властей свое возмущение написал и блогер Dargo_magomed: «Митинг – это шаг «из леса», шаг от терактов к диалогу». Руководитель республиканского Информагентства «Дагестан» Нариман Гаджиев в своем ЖЖ оставил такую фразу: «Подобные акции куда эффективнее террора».
Для самих дагестанцев эта формулировка является ключевой в оценке произошедшего митинга.
В ожидании новой пятницы
Организаторы митинга очень четко сформулировали свое обещание властям – выходить на митинги каждую пятницу. Именно по этой схеме происходило раскачивание протестного маятника в арабских странах, где каждая обязательная для мусульман пятничная молитва превращалась в многотысячные акции протеста под лозунгом «Пятница гнева».
Один из организаторов митинга Магомед Карташов повторил, что митинги будут проходить систематично.
Вместе с тем, тот же Нариман Гаджиев, работавший плотно с Ризваном Курбановым, выразил в своем ЖЖ убежденность, что «никаких митингов в ближайшую пятницу не будет».
Будут ли облавы?
Тем временем, по Махачкале уже поползли слухи, что организаторов митинга начинают вызывать на допросы. О профилактических звонках сотрудников правоохранительных структур заявили в СМИ организаторы митинга Аббас Кебедов, Зияуддин Увайсов, Саадулла Абусупьянов.
Аббас Кебедов также заявил, что после митинга началось серьезное давление на всех организаторов. «Людей вызывают или приходят к ним домой», – сообщил он, – «И ко мне приезжали, на мою семью было оказано давление». Со слов Кебедова, ему звонили и из Центра по противодействию экстремизму.
Хотя адвокат Зияуддина Увайсова, в личной беседе ближе к полуночи воскресенья 27 ноября, отрицал факты давления на организаторов. И добавил, что после митинга допоздна засиделся у вице-премьера Ризвана Курбанова, обсуждая требования протестующих и готовность власти их учесть.
Эта встреча организаторов митинга после акции с вице-премьером Курбановым и руководителем МВД Дагестана Абдурашидом Магомедовым, решение создать специальную комиссию по контролю над расследованием дел о похищениях, и проведение на следующий день координационного совещания у главы республики являются именно теми шагами, которые ожидались и самими митингующими, и независимыми наблюдателями.
Тем временем, ни власть, ни протестующие не готовы пока снижать накал своих требований. Хасан-хаджи, имам махачкалинской мечети на улице Котрова, известной в народе, как «главная салафитская мечеть республики», и после митинга готов повторить все претензии к властям. «Люди теряются, люди исчезают, что с ними никто ни знает!»,- заявляет он, – Куда исчезают люди? Ведь есть правительство, есть МВД… Спрашиваешь их – никто не отвечает. Уже 20 лет прошло. Ни одно дело не раскрыто!»
На подобные претензии у властей тоже есть, что возразить. Глава республиканского миннаца Бекмурза Бекмурзаев в который раз повторяет: «У нас не только люди исчезают, у нас каждую неделю погибают сотрудники правоохранительных структур. Должно быть расследование этих фактов?»
А на обещания оппозиции проводить митинге в республике каждую неделю, он отвечает: «Нечего в Дагестане разыгрывать спектакли, в результате которых гибнут люди! Нечего втягивать свою республику в братоубийственную войну! И не надо делать это под благовидными лозунгами».
Специально для FLNKA.RU
Жасмина Саидова
.
Возможно Вам будут интересны:
«Дербент – южный форпост России!»
Власти Москвы согласовали проведение митинга в рамках акции "Дербент – южный форпост России!"
Взрывы, похищения и пытки приходят в Дербент
В Дагестане митинговали против произвола органов и за ислам
Волна похищений и бессудных казней ставит Дагестан на грань гражданской войны