Вектор времени
|
Сафаралиев Гаджимет Керимович Председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей |
Национальная политика: взгляд депутата
Возросшее внимание власти к межэтническим проблемам позволяет ожидать заметные позитивные изменения в сфере национальной политики в нашей стране. Естественно, они должны, в первую очередь, отразиться в законотворчестве. В этой связи мы обратились к Председателю комитета Госдумы по делам национальностей Сафаралиеву Гаджимету Керимовичу.
- Уважаемый Гаджимет Керимович, в настоящее время сфера межнациональных отношений снова стала одной из самых злободневных. В этой связи, каковы приоритеты, ориентиры, так сказать, «сверхзадача» в работе Вашего комитета?
- Основной задачей Комитета является совершенствование законодательной базы в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
К приоритетным направлениям законопроектной деятельности Комитета относятся: законодательное обеспечение формирования общегражданской идентичности и этнокультурного развития народов России; формирование законодательной базы по противодействию дискриминации, предупреждению и разрешению межнациональных конфликтов и взаимодействию со СМИ; законодательное обеспечение защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации; совершенствование законодательства в сфере регулирования внутренних миграционных процессов и социокультурной адаптации мигрантов, а также в сфере реализации образовательных программ с этнокультурной составляющей и языковой политики.
- Как Вы считаете, будет ли в нашей стране вновь создано министерство по делам национальностей или иная подобная структура? Если да, то каковы будут ее особенности и отличия от предыдущих министерств?
- В июне 2011 года была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных отношений под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака, которая выполняет функции координационного органа. Эта группа занимается рассмотрением вопросов, возникающих в сфере реализации государственной национальной политики, межэтнических отношений и этнокультурного развития народов России.
- Каков масштаб и структура этой группы?
- В состав Межведомственной рабочей группы вошли представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также 15 представителей исполнительной власти федерального уровня.
Председатель Межведомственной рабочей группы Д.Н. Козак предложил создать при Президенте Российской Федерации Совет по межнациональным отношениям и назначить Уполномоченного по делам национальностей. Насколько эта структура будет эффективна, покажет время.
- В 90-е годы было разработано много основополагающих документов, среди которых «Концепция государственной национальной политики». Однако, как признают многие специалисты, отдельные ее разделы сильно устарели. Будет ли все-таки принята обновленная «Концепция государственной национальной политики»?
- Действительно, реализация государственной национальной политики исходит из Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной 15 июня 1996 года. Данная Концепция была разработана с учетом необходимости обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях. Она, безусловно, сыграла свою положительную роль, но я соглашусь с мнением, что за прошедшие 16 лет некоторые положения объективно устарели и требуются обновления с учетом современных реалий.
В настоящее время Министерству регионального развития РФ поручено подготовить проект новой редакции Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.
- Каким требованиям должна отвечать данная концепция на современном этапе?
- Должны быть совершенно новые подходы к реализации государственной национальной политики и к регулированию межнациональных отношений, в связи с реалиями XXI века, меняющейся демографической политикой и мощными внутренними и внешними миграционными процессами.
- Сможет ли она по-настоящему упорядочить работу госорганов в межнациональной сфере?
- Разработка новой редакции Концепции государственной национальной политики Российской Федерации будет в том числе направлена и на установление единых подходов в реализации государственной национальной политики органами государственной исполнительной власти как федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.
- В нашей стране было проведено моделирование Хартии региональных языков или языков национальных меньшинств в трех «пилотных» регионах. Однако его результаты до сих пор не обнародованы. Россия подписала Хартию, но не ратифицировала. Какова ситуация в этой сфере на сегодняшний день? Нужно ли Российской Федерации ратифицировать Хартию? Если нет, то как обеспечить реальный механизм поддержки функционирования языков Российской Федерации, которые, не выдерживая конкуренции с государственным языком РФ - русским языком, теряют своих носителей? Можно ли обеспечить гармоничное равновесие в одновременном функционировании русского и остальных языков народов нашей страны, сохранив, таким образом, ее культурно-языковое многообразие? Ведь многие положения Конституции РФ и федеральных законов, включая ФЗ «О языках народов Российской Федерации» существуют только «на бумаге»?
- Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает по предварительным данным переписи населения 2010 года более 194 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.
Конституцией Российской Федерации нашим гражданам гарантировано право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, что соответствует нормам международного права. Часть 1 статьи 68 Конституции РФ определяет, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Одновременно в части 2 указанной статьи предусмотрено право республик в составе России устанавливать свои государственные языки в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Законом РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" языки народов нашей страны объявлены национальным достоянием, гарантированы равные права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические); предусматривается финансирование соответствующих государственных программ, возможность создавать письменность на родном языке, проводить исследования всех языков народов России, организовывать воспитание и обучение на родном языке независимо от численности представителей этнических групп и в соответствии с их потребностями; признается допустимым в местах компактного проживания наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения использование языка населения данной местности.
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 1807-1 «Об образовании» регламентирует использование языков в сфере образования.
Федеральным законом от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» закрепляется право граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования на национальном (родном) языке.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» привел прежнюю редакцию Закона «Об образовании» в соответствии с Конституцией в части введения понятия «федерального государственного образовательного стандарта». В новом подходе этнокультурная составляющая интегрирована в содержание гуманитарного блока обязательной части основной образовательной программы. При этом сами регионы также могут принимать участие в разработке программ, учитывая местные, национально-региональные и этнокультурные особенности.
В Российской Федерации недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих установленным конституционным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов Российской Федерации.
В 19 субъектах России наряду с государственным языком Российской Федерации также признаются государственные языки республик, перечисленные в конституциях субъектов Российской Федерации.
С 2009 года реализовывалась совместная программа Совета Европы, Европейской Комиссии и Министерства регионального развития Российской Федерации «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», в рамках которой велась работа с целью анализа соответствия Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (далее - Хартия) российскому законодательству, оценки финансово-экономических последствий его имплементации и особенностей применения мониторингового механизма Хартии в России.
Была создана рабочая группа российских и зарубежных экспертов, проводятся «круглые столы», семинары и общественные слушания, в нескольких субъектах Российской Федерации реализуются «пилотные» проекты, направленные на моделирование имплементации Хартии.
В руководящий комитет проекта входили представители Министерства регионального развития РФ, Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел РФ, а также Федерального Собрания РФ и Общественной палаты РФ.
Хартия наряду с Рамочной Конвенцией о защите национальных меньшинств является одним из правовых инструментов Совета Европы, призванных обеспечить защиту национальных меньшинств.
Хартия была принята Комитетом Министров Совета Европы и открыта для подписания в 1992 году, а вступила в силу в 1998 г. 8 стран – членов Совета Европы подписали Хартию без ратификации: Азербайджан, Македония, Исландия, Италия, Мальта, Молдова, Франция и Россия (подписала 10 мая 2001г.).
Опыт стран-участниц Хартии показывает, что государства берут обязательства по небольшому числу языков и процедура ратификации у многих европейских государств требует достаточно длительного времени. Например, в Чехии (где действие Хартии распространено на 4 языка) и в Германии (7 языков), между подписанием и ратификацией прошло 6 лет, в Дании (1 язык) – 8 лет, в Австрии – (8 языков) и в Испании (15 языков) - 9 лет, в Люксембурге (0) – 13 лет.
Вместе с тем, можно констатировать, что ситуация с реальным многоязычием в Российской Федерации уникальна для Европы. При этом российские и зарубежные эксперты признают, что законодательство Российской Федерации в данной сфере обеспечивает высокий стандарт защиты языков меньшинств и в целом соответствует Хартии.
По мнению российских экспертов, этнополитические последствия ратификации и имплементации Хартии Российской Федерацией представляются неоднозначными. Так, вызывает затруднения заложенная в Хартии возможность правового признания различных уровней защиты для разных языков, и даже разной степени защиты одного и того же языка в различных субъектах Российской Федерации. В российской ситуации это означает признание различий в правовом статусе граждан России и может послужить источником конфликтных ситуаций.
Кроме того, специального изучения требует вопрос о спросе на перечень услуг на родных языках, предусмотренных Хартией. Также требует уточнения порядок применения мониторингового механизма Совета Европы для Российской Федерации, в силу того, что в случае ратификации Хартии под ее защиту в Российской Федерации может подпасть более 160 языков, а с учетом диалектов – более 239.
Таким образом, с учетом специфики языковой ситуации в Российской Федерации представляется целесообразной дальнейшая проработка вопроса об этнополитических, административных, организационных и финансовых последствиях ратификации Хартии.
- В связи с усилением внимания к межнациональной сфере национально-культурные автономии разных народов, проживающих в нашей стране, надеются на помощь государства. Закон «О национально-культурной автономии» появился в 1996 году, но, к сожалению, возможности, заложенные в нем, практически не реализуются. Нужен ли нашей стране такой общественный институт? Если да, то какие функции, по-Вашему, НКА должны исполнять, какой статус и реальные возможности им должны быть предоставлены?
- Правительством Российской Федерации был разработан Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который был принят, с учетом всех особенностей нашей многонациональной страны.
Впервые в России на законодательном уровне была признана такая организационно-правовая форма обеспечения прав национальных меньшинств, которая развивает дополнительные гарантии защиты прав в области использования родного языка, получения образования на родном языке, сохранения культурного наследия народов России и т.д.
В соответствии с этим Законом впервые в истории нашей страны законодательно закреплено право граждан на создание объединений по национально-культурному признаку, на экстерриториальной основе. Национально-культурная автономия создается на принципах свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности. Она основана на принципе самоорганизации и самоуправления, многообразия форм внутренней жизни национально-культурной автономии, сочетании общественной инициативы с государственной поддержкой, в развитии языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей. Таким образом, Закон создал правовые условия для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрированы 15 федеральных национально-культурных автономий: казахская, ассирийская, литовцев, поляков, российских немцев, карачаевцев, курдов, чувашей, белорусов, российских цыган, азербайджанцев, татар, еврейская, лезгинская и греков.
Закон в настоящее время является реально действующим, несмотря на критические замечания, поступающие в его адрес. Он обеспечивает реализацию целого ряда положений Конституции РФ, направленных на удовлетворение запросов наших граждан в национально-культурной сфере.
Необходимо ответить, что в данный Закон внесены поправки, в соответствии с которыми право финансовой поддержки национально-культурных автономий в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, предоставлено теперь не только субъектам Российской Федерации, но и федеральному и местным бюджетам.
Уникальность данного общественного института заключается в том, что каждая федеральная национально-культурная автономия, действуя в рамках закона, имея свои региональные, местные отделения в субъектах Российской Федерации, за эти годы накопила достаточный опыт взаимодействия с государственными структурами.
- В частности, как Вы рассматриваете свое участие в деятельности уже существующих лезгинских общественных организаций?
- Как председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей я участвую в деятельности всех общественных организаций, представляющих интересы различных национальностей, в том числе и лезгинских организаций.
Райсама ФАТУЛЛАЕВА
Корреспондентский корпус ФЛНКА