Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Поэт-воин, опередивший время…

Творчество Мирзы Калукского олицетворяет дух Табасарана

 

Найденные  в Табасаране рукописи, составленные в 17 веке, повествуют о нелегкой судьбе этой древней земли, сохраняя и приумножая эти ценности, они дошли до наших дней. Спустя сотни лет  из уст в уста передаются стихи, песни, сложенные в этот период безымянными поэтами, а благодарные потомки увековечили память поэту (на фото: памятник поэту Мирзе Калукскому в с.Хучни)

Одним их поэтов воспевавших доблесть табасаранского народа был Мирза Калукский-поэт и воин, горячо любивший свой народ.

 

Мирза Калукский  был поборником дружбы народов Дагестана, и всегда  призывал дагестанских горцев жить в мире и дружбе и совместно выступать против завоевателей. В своих произведениях он как мог старался запечатлеть исторические события, направленные на защиту своего народа, на любовь к своим традициям, патриотизм и доблесть воинов Табасарана.

 

 

Еще юный Мирза сумел довести до горцев чаяния своей родины. Время, когда он творил - это был самый сложный этап истории, период второй волны арабского влияния на Кавказе. Стихи и поэзия Мирзы Калукского ставят его в один ряд с видными представителями дагестанской культуры 17 -18 века.

 

Вся дагестанская литература 16-19 века испытывала общее влияние средневековой арабской литературы, поэтому отражена на арабском языке, но в то же время всеми своими корнями была связана с историей и культурой Дагестана и таким образом по существу составляет духовное наследие народов Дагестана, лишь пользовавшихся арабским языком на определенной стадии исторического развития. Одним из тех, кто оставил Дагестану свое яркое наследие является известный табасаранский поэт Мирза Калукский.

 

Как и остальные народы Дагестана в это время табасараны создают литературу на арабском языке, которая выросла на местной почве и отражала события локального, местного  характера. Поэзия многих народов развивалась на этой основе. Творчество Калукского поэта  тесно связано с историей Дагестана, с социально-экономическим развитием края, борьбой горцев за независимость.

 

Многие известные современные ученные, в разное время работали над изучением творчества этого талантливого поэта. Биографические данные о Мирзе Калукском  собрал и опубликовал профессор Б.Ханмагомедов , произведения записали и опубликовали И.Шахмарданов, М.Митаров, М.Гасанов. Стихотворения  Мирзы Калукского опубликованы в антологии табасаранской поэзии, в книгах «Дагестанская литература», «Хрестоматия и литература народов Дагестана».

 

Подробный анализ творчества Мирзы Калукского дан в книге М.Юсуфова «Табасаранская национальная литература». Но при всем богатстве изучения  его творчества, поэтическая и общественная деятельность Мирзы Калукского должным образом еще не исследована. Он прекрасно использовал любовную лирику, которая и по сегодня является самым популярным жанром табасаранского фольклора, где даются обстоятельные образы состояния горского человека.

 

Тема неравной, несостоявшейся любви, гибель героев в результате невозможности соединения, трагедия браков, сделок, продажа девушек замуж и многое другое, что находило яркое  воплощение в четверостишиях и произведениях разных форм и содержания.

 

Господствующий класс в феодальных владениях представляли майсумы, кадии, беки, а к крестьянскому сословию относились уздени (свободные крестьяне),  раяты (зависимые крестьяне), а в отдельных табасаранских аулах была и прослойка рабов. Это было сложно время, когда в 17-18 веках Табасаран распадался на владения майсума и кадия, которые в свою очередь делились на бекства.  В Табасаране были и союзы сельских обществ  (Нитриг, Суак, Дирче и другие).

 

В 1697 году в узденской семье родился Мирза Калукский, который в своих стихотворениях не только осуждал табасаранских майсумов, беков, сравнивая их с людоедами, но и предупреждает их за последствия своих античеловеческих деяний. Калукский резко выступает против жестоких, жадных, нечестных притеснителей, выражает интересы узденей и защищает простой народ. В одном из стихотворений звучит суровое предупреждение хану, в котором в ультимативной форме предостерегает, что если он не образумится, не одумается, его ждет расплата.

 

Как поэт Мирза Калукский всегда глубоко сочувствует труженику, описывает его горести и думы, чаяния, проблемы. Именно поэтому в лирике Мирзы Калукского большое место занимает тема любви, дружбы, свободы. Наиболее ярко об этом свидетельствует стихотворение  поэта «Счастливый соловей» (соловей влюблённый, он счастлив, не знает горя, бед  и всего того, что испытывают люди, потому  песня соловья радостна, он поёт о солнце, о любви) пишет Мирза Калукский.

 

За голову поэта была обещана щедрая награда

 

 Тема против иноземных завоевателей  также занимает значительное место в творчестве Мирзы  Калукского. Как известно, дагестанские народы, в первую очередь  южные народы в числе которых и табасараны , подвергались беспрерывным нашествиям. Так, в первой половине 18 века иранские захватчики неоднократно совершали походы против горцев, которые пролегали через Табасаран. Сохранились легенды и предания, связанные с борьбой местных жителей против войск Надир-шаха, и Мирза Калукский как поэт и воин возглавил борьбу населения против грозного завоевателя. Когда полчища Надир-шаха вторглись в Дагестан, Мирза  Калукский призвал народ подняться на борьбу с кровожадным тираном. Этот призыв отразился в стихотворении «Зов к народу», в котором поэт пишет:

 

Эй, милый мой Табасаран, родные мои сограждане!

Шах Ирана-немой Надир, ненавистный враг идёт на нас.

Встанем все, как один, тот, кто подчинится врагу,

Пусть не выйдет на поле битвы.

Народы Дагестана, как братья сплотятся в единую семью:

Аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы братья все помогут.

 

Национальная литература развивается, опираясь, прежде всего на собственные художественные традиции, но при этом она испытывает влияние культур соседних народов. Табасараны находились в разносторонних связях с лезгинами, азербайджанцами, даргинцами, кумыками и другими народами. В этом плане творчество Мирзы Калукского оказало влияние на поэтов, писателей последующих поколений различных народов.

 

Яркий пример мужества Мирза Калукский возглавил отряды против завоевателей, не только защищая территорию Табасарана, но и земли других народов.На борьбу с иранскими полчищами Мирза Калукский призывает народ и в другом стихотворении «Кегер». Он повёл отряд табасаран, двинувшихся в 1741году в Андалальскую долину, чтобы принять участие в битве с полчищами Надир-шаха.

 

Дагестанские горцы выиграли это сражение, но потери горцев были значительными, и в этом сражении погиб Мирза Калукский. Поэт сумел постичь народно-поэтические традиции, адаты и  песни обессмертили Мирзу Калукского. На основе  социальной структуры табасаранского общества он создал реалистические образы представителей разных слоев обществ, выразил любовь к крестьянину и заклеймил позором майсумов, беков, призывал народ к дружбе, к совместной борьбе против завоевателей иноземцев.

Умганат Сулейманова, представитель ФЛНКА в Табасаранском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Табасаране торжественно отметили юбилей Сувайнат Кюребековой

Рамазан Абдулатипов возложил цветы к памятнику народному поэту Дагестана Сулейману Стальскому

Лезгин в поле воин

Наследие Гомера ХХ века

Владимир Путин открыл памятник Расулу Гамзатову в Москве

Комментарии (12)
Комментарий #12, дата: 13 февраль 2016 15:50

Специально для Tahar:

Калухы (Кьалхъар) 

1. Заан Яракк 

2. Зюрдяг (Зюрдяг) 

3. Ничрас (НичIрас) 

4. Тюряг (ТIюрягъ)

 


Комментарий #11, дата: 23 октябрь 2013 21:00

Цитата: Саид Валиев
Cам себя не похвалишь ни кто не похвалит wink правда Таhаr ?winked Или тебе привычнее чтоб к тебе обращались как "Жуванбур" а может еще как то :wink wink wink

Уже мерещится? Лечись, авось полегчает wink


Комментарий #10, дата: 21 октябрь 2013 03:31

Цитата: Жуванбур
Цитата: Саид Валиев
Таhаr .. страж сайта ФЛНКА winked

Он украшение сайта. А ты завидуй молча.)))

______________________
Cам себя не похвалишь ни кто не похвалит wink  правда Таhаr ?winked
Или тебе привычнее чтоб к тебе обращались как "Жуванбур" а может еще как то :wink wink wink


Комментарий #9, дата: 19 октябрь 2013 01:37

Давайте, друзья, держать себя в рамках.

Будучи далеким от исторической науки человеком, не могу судить насколько прав Tahar в своих рассуждениях, но умение критиковать позицию человека без переходов на личности у него не отнять совершенно точно.

 


Комментарий #8, дата: 19 октябрь 2013 00:42

Цитата: Саид Валиев
Таhаr .. страж сайта ФЛНКА winked

Он украшение сайта. А ты завидуй молча.)))


Комментарий #7, дата: 18 октябрь 2013 23:52

Таhаr в каждой бочке затычка ))) везде отметиться везде свои слюни пустит  wink  страж сайта ФЛНКА  winked


Комментарий #6, дата: 18 октябрь 2013 21:44

Цитата: Рашид
Цитата: Tahar
Что такое "Калук"
По табасарански Кьалухъ. Название союза селений в современном Хивском районе.

 

Не надо заниматься распространением отсебятины на сайте. Найдите для этого другое место. Ни один из исследователей Табасарана, начиная с 18 в., не упоминает о союзе селений под названием Калук или Кьалухъ. Ни один! Самый известный среди табасаранских историков, проф. М.Р. Гасанов также не упоминает никакого Калука среди союзов сельских общин Табасарана. Таким образом, утверждение о том, что на территории нынешнего Хивского района в прошлом был союз Калук (Кьалухъ), является вымыслом.


Комментарий #5, дата: 18 октябрь 2013 17:21

Цитата: Рашид
По табасарански Кьалухъ. Название союза селений в современном Хивском районе.

По-лезгински кьулухъ переводится как позади.


Комментарий #4, дата: 17 октябрь 2013 16:01

http://www.yerkir.am/ru/news/56753.htm

 

“ Озбилис”- значит хранитель личности.

 


Комментарий #3, дата: 17 октябрь 2013 00:36

А чье там фото (это именно фото, а не портрет)? Неужели в 18-ом веке в дагестане существовала фотография?





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия