Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«С каждым годом абитуриенты слабее»

О кризисе в системе образования РД в разговоре с Абдулом Баламирзоевым

Абдул Баламирзоев

О причинах глубокого кризиса в системе образования Республики Дагестан, о низком уровне учащихся, о попытках приобщить молодежь к науке и получению настоящих знаний, а также о возможном создании в Южном Дагестане самостоятельного научного центра мы поговорили с доктором технических наук, профессором кафедры прикладной математики Махачкалинского филиала МАДИ Абдулом Баламирзоевым.  
 
Абдул Гаджибалаевич, мы знаем, что вы вот уже который год активно заняты тем, что прививаете молодежи тягу к знаниям, к наукам, к желанию быть всесторонне образованными, к желанию иметь широкий кругозор и быть профессионалами своего дела.  Расскажите, пожалуйста, что именно вами проводится в этом направлении?
 
В этом году мы уже в седьмой раз проводим математическую олимпиаду под названием «Шаг в науку». Изначально мы проводили ее на базе школы села Вини-Стал. Со временем в этом конкурсе стали принимать участие ученики и из соседних сел. В прошлом году мы организовали эту олимпиаду в рамках всего Сулейман-Стальского района.
 
В этом году планируем охватить Сулейман-Стальский и Магарамхюрский районы полностью, также будут учащиеся из Ахтынского, Курахского районов, Дербента, села Хлют (Рутульский район) и, может быть, из Махачкалы.
 
Олимпиады проводятся с целью повышения уровня знаний и подготовленности абитуриентов. Я более 20 лет работаю в ВУЗах и должен отметить, что с каждым годом абитуриенты, приходящие к нам, становятся все слабее и слабее.
 
Мы учредили также систему поощрений и премирования победителей этих олимпиад. Она проводится по возрастным категориям, т.е. по классам обучения. Победители и призеры получают дипломы, грамоты и денежный приз в размер одной тысячи рублей. 
 
Так как основной профиль, который выбран нами – это математика, нами было принято решение поощрять различными денежными суммами тех школьников, которые поступили на механико-математические факультеты МГУ, Ростовский университет и ДГУ. Однако пока еще ни один человек не поступил.
 
Вы уважаемый ученый, доктор технических наук, у вас за плечами десятки научных публикаций. Вы как никто другой знаете систему высшего образования в Дагестане. Какова она? Каково ее нынешнее состояние?
 
Я сотрудничаю и работаю со многими ВУЗами и могу с уверенностью говорить об общей ситуации с системой высшего образования в Дагестане. В среднем из 100 обучающихся только 5 человек можно называть студентами, остальные просто не дотягивают до высшего образования.
 
С другой стороны особой альтернативы в Дагестане нет. Среднее профессиональное образование в Республике находится в плачевном состоянии, практически нет профильных техникумов и училищ. Зато есть десятки филиалов всевозможных университетов, академий и институтов.
 
Например, в Касумхюре есть филиал Политехнического техникума. В этих филиалах дети не учатся. Я преподаю в этом техникуме и могу сказать как математик, что, не зная математики, нет смысла идти в технический ВУЗ и становиться инженером, это самообман. Однако это происходит повсеместно.
 
В общем ситуация с вузами такова, что контингент обучающихся очень слабый. Какие бы места на бумагах не занимали, какие бы конкурсы не выигрывали, все равно, все учебные заведения Дагестана страдают одной болезнью – с каждым годом уровень знаний студентов становится ниже.
 
В советскую эпоху молодежь из Дагестана отличалась особым желанием получить образование, быть настоящими специалистами и профессионалами. Дагестанцы гордились полученными дипломами. Что, на Ваш взгляд, изменилось в отношении дагестанской молодежи к получению знаний?
 
Вопрос одновременно и сложный, и легкий. Изменилось наше образование в худшую сторону в том смысле, что знания перестали давать и получать. Это вообще большая проблема всей системы образования.
 
Министерство образования контролирует преподавателей. Существуют специальная система контроля, по условиям которой преподаватели пишут отчеты о проделанной им работе, об успеваемости и еще много чего. Конечно, это нормальная практика.
 
Однако, при этом, практически никакой контроль за учащимися не предусмотрен. Многие студенты совершенно не посещают занятия. По итогам семестра им или не ставится оценка, или же ставится «2». Однако он с этим «хвостом»  может диплом получить. 
 
Об уровне заинтересованности в получении знаний или же об уровне важности знаний для студента вы сами можете судить. Особенно такая практика распространена в филиалах, коих в Дагестане огромное количество. Выпускники этих филиалов получают дипломы государственного образца, соответственно их неграмотность и непрофессионализм узакониваются.
 
Если преподаватель говорит студенту - «вы не готовы», тот, вместо того, чтобы подготовиться получше, начинает выпрашивать оценку. В случае же, когда экзаменатор непоколебим, студент ищет возможности обойти решение преподавателя. Это происходит повсеместно.
 
Это благодатная почва для коррупции. Родители, которые за весь семестр ни разу не поинтересовались как дела у их чада в университете, резко появляются в массовом количестве в период сессии. Тут же выясняется, что безнадежные «двоечники» с успехом сдают все экзамены.
 
Во время сессии среди моих коллег-преподавателей также появляется усиленная «тяга» к защите интересов своих родственников. Просят поставить экзамен, принять курсовую или же повысить итоговую оценку детям своих близких. Так называемое «куначество» - одна из характерных черт Дагестана.
 
Отсутствие контроля над учащимися и тотальная коррумпированность системы образования в совокупности с рядом социально-экономических факторов привела к резкому ухудшению качества знаний дагестанских студентов.
 
Одним из способов решения данной проблемы считаю отказ от системы болонской системы образования, а также упразднение института ЕГЭ. Это обяжет учащихся и школ, и вузов учить все предметы, а также оставит меньше шансов студентам для коррупционных маневров.
 
К тому же, в свете Крымских событий и санкций со стороны Европы, отказ от провальной болонской системы образования в пользу проверенной и общепризнанной советской было бы более чем логичной реакцией России. 
 
Абдул Гаджибалаевич, как Вы оцениваете состояние науки в Южном Дагестане? Этот регион Республики дал миру множество известных ученых и деятелей наук. Возможно ли на базе Юждага создать новый научный центр Дагестана?
 
Создать научный центр в Южном Дагестане с центром, например, в городе Дербент, конечно, можно. У нас есть для этого компетентные специалисты, на опыт и навыки которых потенциальный центр мог бы опираться.
 
Нужен человек или группа людей, которые бы загорелись идеей создать такую научную базу в Южном Дагестане. При наличии средств и желания это вполне реальный проект, и он бы принес много пользы региону.
 
Также можно было бы создать условия для привлечения тех ученых, что работают в Махачкале или других регионах страны. Административных преград этому, думаю, быть не должно.
 
Единственное, что я бы посоветовал, это начинать построение научного центра с отраслей, которые требуют меньшую техническую базу, к таким можно отнести теоретические науки, например, математику. Инженерные же требуют корпусов, оборудования и материальную базу.
 
В свое время я со своими коллегами задумывался о создании некоего подобия научного центра, неоднократно это обсуждалось. Хотели территорию Южного Дагестана сделать оффшорной зоной, с соответствующим предложением мы выступали, было написано обращение на уровень СКФО, однако нашу инициативу пока не поддержали, перенаправив нас на Махачкалу. А добиваться оттуда выделения средств или же поддержки проектов в Южном Дагестане дело очень неблагодарное.
 
Как Вы, наверное, знаете, нами в Юждаге проводятся круглые столы, в частности, недавно состоялись слушания по вопросу профориентации лезгинской молодежи. Каково Ваше мнение по этому поводу? Что Вы думаете и как оцениваете?  Чтобы Вы посоветовали?
 
На сегодняшний день не нужно всем родителям думать о том, что их ребенок должен обязательно получить высшее образование с первого раза. Пусть поступают в училища или техникумы, закончив которые уже пробуют свои силы в институтах. Со стороны студента это уже будет совсем другой подход к получению знаний. 
 
Я бы посоветовал родителям обратиться к преподавателям, у которых учился их ребенок в школе, чтобы узнать, на что же он способен. Не нужно руководствоваться принципом – «чем мы хуже соседей». Нужно по-честному посмотреть, на что ребенок способен, в чем силен.
 
Приведу пример. Дети людей моего поколения, чуть младше меня, являются студентами или же абитуриентами. Так вот подавляющее большинство взрослых знает больше, чем молодежь. И дело не в опыте старшего поколения, и не зависит от того, на каком курсе учится студент.
 
Приходится нередко сталкиваться с ситуациями, когда молодежь не знает элементарную таблицу умножения. Среди взрослых не встретишь такого. Поэтому не нужно во чтобы то ни стало устраивать детей в вузы. Для начала проверьте его умения, знания и способности.
 
Это нужно начинать со школы. Больше беседовать с учителями, интересоваться у них по каким предметам их чадо добивается больших успехов и к чему ребенок тянется. Таким образом, с самого детства вы можете оттачивать в нем мастерство в той или иной отрасли.
 
Что касается вузов, то им давно следует переходить от количества к качеству. Представители институтов и университетов ходят по школам, проводят дни открытых дверей, делают презентации, дабы завлечь к себе больше студентов.
 
Например, практически все, кто приходит поступать в наш вуз - поступают. Редко бывает, чтобы абитуриент не поступил. Борьба ведется за количество студентов, но никак не за качество знаний.

Молодежный департамент ФЛНКА

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Математик из Кураха

Кто вы, ученые мужи закордонья?

На радость чахчахским детям...

В заключительный день трансферного окна «Анжи» подписал двух футболистов

"Школа искусств" Курахского района

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия