Спасет ли кодекс ситуацию?
Журналистику заставляют работать на межнац мир
В общественной среде и среди самих журналистов давно обсуждается вопрос борьбы с деструктивными явлениями в СМИ. Вместо того, чтобы вскрывать проблемы общества и государства, информировать население о разнообразной палитре событий и сложных процессах, происходящих в нашей стране, многие журналисты сознательно и небескорыстно раскалывают российское общество, создавая сенсацию на чувствах простых людей, формируя у них ксенофобию и шовинизм. К великому сожалению нужно признать, что значительную часть населения крупнейших городов и депрессивных регионов нашей страны уже посадили на своеобразную «иглу».
Искаженное восприятие реальности многих россиян требует новых порций наркотической продукции тенденциозных российских СМИ. Получив очередную сенсацию, о том, что выходцы из Кавказа совершили какое-либо преступление (которое они могли и вовсе не совершать), люди обсуждают эти подробности на работе, в учебных заведениях, в общественном транспорте, на улице, а российский интернет взрывается откровенно фашистскими комментариями и блогами. Все чаще такие провокации, имеют более серьезные последствия: хулиганские выходки, поджоги и убийства. И прямыми виновниками этих событий являются те СМИ и журналисты, которые акцентируют внимание своих читателей, слушателей и зрителей на этническом или религиозном факторе.
Генеральная линия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Президентом страны Владимиром Путиным, направлена на укрепление российской гражданской нации. Таким образом, многие СМИ ведут откровенно антигосударственную деятельность, подрывая единство нашей страны.
Происходящие опасные процессы заставили многих вспомнить о кодексе профессиональной этики российского журналиста (гиперссылка:http://www.ruj.ru/about/codex.htm), который был одобрен Конгрессом журналистов России в 1994 году. Однако в нынешних реалиях он устарел, так как ксенофобии и шовинизму в нем уделено мало внимания:
«Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.
Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека».
На одном из заседаний межведомственной рабочей группы по национальной политике, возглавляемой вице-премьером России Дмитрием Козаком, был затронут вопрос о создании некоего документа, в котором были бы полнее разработаны вопросы, неучтенные предыдущим кодексом. За эту работу взялся известный журналист и общественный деятель Максим Шевченко, представивший недавно «Кодекс журналиста, пишущего о межнациональных проблемах».
Дмитрий Козак упомянул об этом на заседании Совета при Президенте России по межнациональным отношениям 22 октября нынешнего года, отметив, что Союз журналистов России планирует принять его уже в декабре.
На самом деле данная идея с кодексом для журналистов, освещающих межэтническую тематику в России, возникала и ранее. В 2010 году ее выдвинула Гильдия межэтнической журналистики.
Еще более масштабно к данной проблеме подошел Всероссийский конгресс этножурналистов «Культура Мира», учрежденный в начале этого года. На его учредительной конференции поднимались вопросы введения персональной ответственности журналиста, освещающего тематику межнациональных отношений. Учредители Конгресса отмечали необходимость публичного осуждения тех, кто не понимает значимости журналистики в процессе консолидации многонационального российского общества. Среди инициатив Конгресса необходимо отметить учреждение специальной антипремии малограмотным и тенденциозным журналистам под рабочим названием «Ржавое перо».
Однако даже надзорные органы нашей страны отмечают, что надо вводить более жесткие меры, так как этический кодекс на самом деле ни к чему не обязывает журналиста. Об этом сказал и Генеральный прокурор России Юрий Чайка на упомянутом заседании Совета по межнациональным отношениям:
– Значительное влияние на состояние межнациональных отношений оказывает распространение недостоверной информации в средствах массовой информации о ходе и причинах конфликтов, а в отдельных случаях – целенаправленная дезинформация населения. Полагаем, что назрел вопрос о введении административной ответственности для редакций СМИ за подобного рода публикации.
Но почему он ограничился всего лишь административной ответственностью – непонятно. Кстати, данная проблема имеет другой аспект: в законодательстве нашей страны отражена такая возможность, необходимо лишь заниматься конкретной работой, то есть возбуждать дела и привлекать к ответственности нарушителей. И не только к административной, но и к уголовной. Не стоит ограничиваться редакциями СМИ и журналистами. Обязательно следует ввести в этот круг все возможные медиафигуры, особенно политиков. Своими недавними речами Владимир Жириновский нанес стране гораздо больший вред, чем отдельно взятые преступники, так как неизвестно, сколько зомбированных им людей совершат преступления, присоединившись к его возгласу «Ненавижу вас и всегда ненавидел!». Когда с телеэкранов, страниц газет и интернет-сайтов звучат призывы за каждого убитого русского уничтожить 10, 50 и более кавказцев и говорящие об этом Жириновский и Доренко не несут никакой ответственности, какая может быть гарантия того, что это не будет воплощаться в жизнь? Тем более, что прецеденты такого рода уже были.
На самом деле государству уже давно пора взять под свой контроль основные СМИ для исключения самой возможности открытой пропаганды ксенофобии и насилия, тогда и политики и журналисты вынуждены будут работать только на благо единства российского государства и российской нации.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА

Раздел: