Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Бегство в «рай»

Миграция с Юждага достигла критического уровня

Известно, что Дагестан всегда был трудоизбыточным регионом, особенно его южные территории. Даже в советский период люди уезжали в поисках лучшей доли. Стоит отметить, что на региональном уровне процессы миграции населения Дагестана, особенно его горных территорий изучены недостаточно. Вопросы истории миграции населения Южного Дагестана начиная с 19 века и по настоящее время относятся к числу малоисследованных проблем дагестанской истории и демографии. Ещё двадцать лет назад мы не могли представить, что миграционные процессы во всей России примут такие масштабы, затянутся на десятилетия, вследствие чего изменится ситуация во многих регионах страны и зарубежья.
Ежегодно из Южного Дагестана уезжает в среднем почти на 10 – 12 тысяч человек больше, чем приезжает. К примеру, в 2010 году миграционная убыль по различным оценкам составила более 7,5 тысячи человек, из которых лишь около 1 тысячи человек были русскими, евреями, армянами. Большая часть остальных выехавших представлена лезгинскими народами. Для сравнения, после 1990-х годов ежегодно в среднем уезжали 1,5 тысячи русских и представителей других национальностей.
Демографические проблемы Южного Дагестана с каждым годом всё труднее скрыть, в первую очередь из-за их обострения. Несмотря на то, что сейчас в трудовой возраст уже вступает менее многочисленное поколение 90-х годов, отток населения из Юждага, наоборот, растет. А сегодня на юге Дагестана рождается на 2,5 тысячи детей меньше, чем в 1980-1990 гг., что в дальнейшем приведет к еще большим отрицательным последствиям для него.
Но при всем этом, следует отметить, что Дагестан пока по-прежнему остается одним из немногих регионов России, где сохраняется естественный прирост населения, и в этом смысле Южный Дагестан не исключение. Возникает вопрос, как такое может быть, особенно при постоянно растущих показателях миграционных процессов, «вымывающих» оттуда прежде всего людей репродуктивного возраста. На самом деле, ответ довольно прост. Как отмечают специалисты, основной прирост демографии осуществляется за счет сохранения традиции многодетности у части населения. Это своего рода исторически сложившийся местный адат, который получил свое возрождение с ростом религиозности населения. Несмотря на это среди нынешней же молодежи, демографические процессы не столь благоприятны: очень много разводов, семей бездетных по различным медицинским причинам (бесплодие, наркомания, алкоголизм, табакокурение).
В миграционных процессах народов Южного Дагестана можно выявить отдельные особенности, обусловленные объективные и субъективные факторами. Среди них: этнические и природно-географические особенности районов Юждага, социально-экономические предпосылки развития миграции и другие факторы. Они являются малоизученными.  
Многие жители юга Дагестана не могут реализовать свои способности на малой родине, и это вынуждает их покидать республику. Около 45% южнодагестанских мигрантов представляют собой неквалифицированную рабочую силу, и лишь 12% за пределами республики смогли реализовать себя на более высоких позициях в различных отраслях промышленности, образования, здравоохранения, предпринимательства.
Резко усилившийся отток населения особенно сильно ударил по малочисленным лезгинским народам (агулам, рутульцам и цахурам), а также табасаранцам. В районах Южного Дагестана, миграционные настроения среди них усиливаются, а тенденция сегодняшней миграции заключается в том, что всевозрастающее число выбывших за пределы Дагестана разрушительно воздействуют на районы традиционного расселения местных народов, а сама миграция сопровождается ухудшением не только личных, но и социальных и экономических проблем в них.
Необходимо также помнить, что на место каждого выехавшего дагестанца приходит азербайджанец или азиат (преимущественно вьетнамец, китаец, таджик, узбек). Ежегодно через южный участок государственной границы в Россию прибывает более полумиллиона иностранцев, а сколько из них оседает в Южном Дагестане остается проблемным вопросом. 
И получается так, что народы Южного Дагестана из столетия в столетия, ценой огромных потерь, сохранившие свои земли, историю, культуру, обычаи, сегодня, уезжая из своих селений, «без боя» отдают свои территории. Много людей – преуспевающие бизнесмены, ученые, врачи, военные из числа лезгин и родственных им народов, которые состоялись как личности именно за пределами Южного Дагестана, и в последующем теряют контакты с малой Родиной.
Как сказано выше среди уезжающих из Южного Дагестана наблюдается резкий перекос в сторону трудоспособных возрастов, особенно молодежи. Однако все больше дагестанцев уже целыми семьями оседают за пределами республики, что сильно ослабляет их связи со своей Родиной, в результате чего забывается родной язык, утрачивается этническая культура, самобытность. Горные села резко сокращают свою численность и если Южный Дагестан останется депрессивным регионом, то его горную зону ждет судьба, оказаться оккупированной, потому что местное население активно замещается мигрантами из других стран.
 
Причины и пути решения массового выезда горцев не найдены, еще больший отток был и продолжается в северные регионы страны, где уже образовались «анклавы» горцев. Они, покидая землю своих отцов, вдыхают новую жизнь в другие регионы, где работают в самых разных отраслях экономики. И все эти явления показывают, что Южному Дагестану критически нужны рабочие места.
Данные миграционной службы говорят о том, что мигрантов, приехавших в Дагестан из-за рубежа, меньше не станет,  увеличится число нелегальных мигрантов. Несмотря на увеличивающийся отток местного населения, на рынках труда и жилья республики сохраняется напряжённость, вызванная также миграцией из сёл в города и с гор на равнину. 
Резюмируя можно сказать, что Дагестан уже попал в группу регионов с наибольшим оттоком населения. При этом происходит повышение общей миграционной активности дагестанцев, стимулирующее дальнейшее усиление этой тенденции, особенно с периферийных территорий. Особенность миграционных процессов последних лет заключается еще в том, что убыль населения происходит как в горных, так и в равнинных районах республики. В свете этого, вопрос о том, как сохранить традиционную среду обитания горцев в Южном Дагестане станет в ближайшее время самым актуальным для этого региона.

Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Покидающие Северный Кавказ

Демографические мифы Кавказа

Лезгин в Каспийске – больше всех

На развитие горных территорий Дагестану выделят около 23,5 млрд руб.

Население уезжает из Юждага

Комментарии (28)
Комментарий #18, дата: 29 октябрь 2013 12:52

ГатIумна гьелебазвилинин ихтилатар мад...

Зун историядин чIалан муалим туш, я алим, вири тарих хуралай чиз, инал ацукьнавайбур вири хьиз, са Tahar хкудна. Им сад лагьайди.
ЧIалан патахъайни зун филолог туш, ина ацукьнавай 99 процент жемят хьиз, амайди артуханди чизвайди, и карни кхьинралди тестикьарзава.
Мадни сифте кьилни накьан "захватчикар", юкьвани накьан "захватчикар" эхир кьилни накьван захватчикар, никай чара инал?)))
Къенин захватчикрин нубат мус къведатIа яраб???)))))


Комментарий #17, дата: 29 октябрь 2013 12:32

Цитата: Gatagvi
 
Цитата: Куьреви
Это тоже было: Лагьайла, яз кьилиз сирих, Ахпа жез дуьньядихъ къаних, Фагъирд балкIан ийиз чуьнуьх. Квез маса гьайван амачни? Надеюсь, дойдёт...

http://www.mniip.org/
Поимочь больше ничем не в силах... 

Читая Ваши сообщения на обоих сайтах (ФЛНКА и «Шарвили»), нетрудно понять, что лезгинскую историю Вы не знаете, лезгинскую литературу Вы не знаете, лезгинскую культуру Вы не знаете, наконец, лезгинский язык Вы не знаете. Наверное, у многих лезгин с этим проблемы. Но Вы отличаетесь от многих тем, что у Вас отсутствует ещё и желание их знать. 

При таком скудном «арсенале» для участия в дискуссиях на лезгинских сайтах, Ваши «выступления» сводятся к стенаниям по поводу того, что некоторые лезгины не видят «света» там, где видите его Вы. Не волнуйтесь, эти лезгины видят этот же «свет», но они видят ещё и его источник – огни горящих домов наших предков после разграбления захватчиками...


Комментарий #16, дата: 29 октябрь 2013 12:23

Цитата: Куьреви
Цитата: Gatagvi
 
Цитата: Куьреви
Это тоже было:
 Лагьайла, яз кьилиз сирих,
Ахпа жез дуьньядихъ къаних,
Фагъирд балкIан ийиз чуьнуьх.
Квез маса гьайван амачни?        
  Надеюсь, дойдёт...

http://www.mniip.org/
Поимочь больше ничем не в силах... 

Видимо, не дошло и потому решили сделать хорошую мину при плохой игре!?..У меня остались два вопроса:
Почему Вы думаете, что помощь, которая Вам нужна, и мне нужна?
Почему Вы думаете, что там, где Вам помогли, и мне помогут?

 

Отвечаю на оба сразу:
Объективно кому нужна здесь помощь видна из анализа наследия каждого на сайте. Если у человека подавляющая часть его писанины посвящена одному и тому же вопросу, то, согласитесь, это поневоле наталкивает на определенные размышления. Что не тема, то религия, даже в темах, казалось бы далеких от него, как данная.
Если эти рассуждения были как-то связаны борьбой с экстремизмом и радикализмом, тут понять можно. Но этого нет, все чистая исламофобия, причем в ее клинических формах, да и разве национальные сайты способны помочь таким людям?
Оценка же писанины на этой почве чей-то опустевший форум. По-моему, более чем объективная оценка. Надеюсь, дойдет, хотя бы сейчас...


Комментарий #15, дата: 29 октябрь 2013 11:46

Цитата: Gatagvi
 
Цитата: Куьреви
Это тоже было:

 

Лагьайла, яз кьилиз сирих,

Ахпа жез дуьньядихъ къаних,

Фагъирд балкIан ийиз чуьнуьх.

Квез маса гьайван амачни?        

 

 Надеюсь, дойдёт...

http://www.mniip.org/
Поимочь больше ничем не в силах... 

Видимо, не дошло и потому решили сделать хорошую мину при плохой игре!?..

У меня остались два вопроса:

Почему Вы думаете, что помощь, которая Вам нужна, и мне нужна?

Почему Вы думаете, что там, где Вам помогли, и мне помогут?


Комментарий #14, дата: 29 октябрь 2013 10:53
Может нам не стоит идти по пути инквизиции, ведь Ислам это религия разума. Может нам не стоит идти по пути капитализма, разделяющих нас на категории. Может нам не стоит идти по пути демократической анархии, когда общество разделено и выборы отнюдь не изъявлюят выбор большинства. Может нам пойти путем коллективизации, общества, общины, джамаата, чтоб было слышно слово большинства, а не кучки чиновников или шайки бандитов? Каким путем нам идти? Если мы сегодня не сделаем выбор, то придут нацисты националисты, фашисты и тогда проиграем мы Может нам не стоит идти по пути инквизиции, ведь Ислам это религия разума. Может нам не стоит идти по пути капитализма, разделяющих нас на категории. Может нам не стоит идти по пути демократической анархии, когда общество разделено и выборы отнюдь не изъявлюят выбор большинства. Может нам пойти путем коллективизации, общества, общины, джамаата, чтоб было слышно слово большинства, а не кучки чиновников или шайки бандитов? Каким путем нам идти? Если мы сегодня не сделаем выбор, то придут нацисты националисты, фашисты и тогда проиграем мы Может нам не стоит идти по пути инквизиции, ведь Ислам это религия разума. Может нам не стоит идти по пути капитализма, разделяющих нас на категории. Может нам не стоит идти по пути демократической анархии, когда общество разделено и выборы отнюдь не изъявлюят выбор большинства. Может нам пойти путем коллективизации, общества, общины, джамаата, чтоб было слышно слово большинства, а не кучки чиновников или шайки бандитов? Каким путем нам идти? Если мы сегодня не сделаем выбор, то придут нацисты националисты, фашисты и тогда проиграем мы Может нам не стоит идти по пути инквизиции, ведь Ислам это религия разума. Может нам не стоит идти по пути капитализма, разделяющих нас на категории. Может нам не стоит идти по пути демократической анархии, когда общество разделено и выборы отнюдь не изъявлюят выбор большинства. Может нам пойти путем коллективизации, общества, общины, джамаата, чтоб было слышно слово большинства, а не кучки чиновников или шайки бандитов? Каким путем нам идти? Если мы сегодня не сделаем выбор, то придут нацисты националисты, фашисты и тогда проиграем мы все.

Комментарий #13, дата: 29 октябрь 2013 08:29

 

Цитата: Куьреви
Это тоже было: Лагьайла, яз кьилиз сирих, Ахпа жез дуьньядихъ къаних, Фагъирд балкIан ийиз чуьнуьх. Квез маса гьайван амачни? Надеюсь, дойдёт...

 

http://www.mniip.org/

Поимочь больше ничем не в силах...

 


Комментарий #12, дата: 29 октябрь 2013 02:23

Цитата: Gatagvi
Цитата: Куьреви
Ничего странного, время такое: Чи хуьрера минараяр Югъ-къандавай артух жезва, Къагьбейриз хуш идараяр Гьар камуна ачух жезва.

Это уже было, их суть все те же "магические" слова
"Птица-говорун отличается умом и сообразительностью, отличается умом, отличается сообразительностью".
В полнейшем соответствии с аватаркой.
 

Это тоже было:

 

Лагьайла, яз кьилиз сирих,
Ахпа жез дуьньядихъ къаних,
Фагъирд балкIан ийиз чуьнуьх.
Квез маса гьайван амачни?

 

Надеюсь, дойдёт...


Комментарий #11, дата: 29 октябрь 2013 02:05

Цитата: Куьреви
Ничего странного, время такое: Чи хуьрера минараяр Югъ-къандавай артух жезва, Къагьбейриз хуш идараяр Гьар камуна ачух жезва.

Это уже было, их суть все те же "магические" слова

"Птица-говорун отличается умом и сообразительностью, отличается умом, отличается сообразительностью".

В полнейшем соответствии с аватаркой.

 


Комментарий #10, дата: 29 октябрь 2013 01:45

Цитата: Gatagvi
Деградация экономики начинается с коррупции и местничества, которое в дагестанском варианте называется клановостью.
А темами о "коллективных ритуалах" и борьбой с "иллюзорными представлением о мире" чей-то карманный форум и так захламлен до предела, да до такой степени, что он почему-то никому не стал нужен, судя по наблюдениям даже его фактическому хозяину. Вам это не кажется немного странным?..

Ничего странного, время такое:

 

Чи хуьрера минараяр

Югъ-къандавай артух жезва,

Къагьбейриз хуш идараяр

Гьар камуна ачух жезва.


Комментарий #9, дата: 29 октябрь 2013 00:11

Деградация экономики начинается с коррупции и местничества, которое в дагестанском варианте называется клановостью.

А темами о "коллективных ритуалах" и борьбой с "иллюзорными представлением о мире" чей-то карманный форум и так захламлен до предела, да до такой степени, что он почему-то никому не стал нужен, судя по наблюдениям даже его фактическому хозяину. Вам это не кажется немного странным?..




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия