Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Аваро-Кахетинская дорога Рутула

С чем связан интерес горцев района к Грузии?

 
На днях в Рутульском районе, как сообщают дагестанские СМИ, состоялся сход джамаата с руководством муниципалитетов. Алибек Алиев, начальник отдела по работе с органами местного самоуправления при главе Дагестана по поручению президента принял участие и выслушал вопросы граждан.

Среди прочих вопросов, волнующих жителей района, был озвучен и проект стратегического для Дагестана проекта – завершения строительства Аваро-Кахетинской дороги. Но обо все по порядку…

Детали встречи

Как сообщает РГВК «Дагестан», в общении с жителями района приняли также участие депутат Народного Собрания от района Фикрет Раджабов, представитель Минтруда и соцразвития, территориального управления и другие.
Встреча проходила на фоне пронизывающего мороза и мелкого мокрого снега. А в подобных суровых горных условиях люди сталкиваются с немалыми проблемами. С приходом же зимы, главной бедой для местных жителей отключение электричества.
 
«Единственная на весь горный магал подстанция не в силах обеспечить 15 аулов электричеством. Жители сталкиваются с постоянными отключениями. А отрезанные снегом труднодоступные населенные пункты, где до сих пор нет иных дорог, кроме тропинок, и вовсе неделями остаются без света. Проведенные еще в начале с70-х электролинии, едва держатся на уже подгнивших опорах», - сообщают журналисты.
 
Далее… Жителей села Муслах беспокоит отсутствие берегозащитных сооружений. Во время паводков река Самур может выйти из русла и затопить дорогу с частью села. Нехватка типовых школ, детских садов, спортзалов и других социальных объектов – одна из причин продолжающегося оттока молодежи из местных сел.
 
И наконец, ближе к теме статьи: рутульцы и цахуры, как потомственные животноводы свою продукцию раньше сбывали в соседнем Азербайджане. Но с распадом Союза, оторванными от традиционных рынков, оказались не только жители Рутульского района, но и приграничные Тляратинский, Цумадинский и Цунтинские районы.
 
И на данной встрече, как отмечает РГВК «Дагестан», горцы выразили свою большую надежду, которую они возлагают на строительство Аваро-Кахетинской кольцевой дороги и открытие упрощенного пункта пропуска в Диндидагском перевале.
 
Грейдеры с ГЛОНАСС и угроза Грузии
 
Тема реанимации Аваро-Кахетинской дороги не поднялась вдруг в Рутульском районе. Она начала регулярно озвучиваться в СМИ и в речах чиновников с назначением в Дагестан Рамазана Абдулатипова.
 
Еще в марте сего года СМИ сообщали, что в ближайшие годы дагестанский «Автодор» намерен добиться и строительства новой федеральной трассы. Аваро-Кахетинская дорога должна связать Россию с Грузией.
 
Ее начинали строить еще при государе Александре втором, но так и не закончили. Якобы и для данных целей «Автодор» собирается закупить 70 единиц спецтехники. Грейдеры, погрузчики, экскаваторы, грузовики... На спецтехнику, как утверждалось, установят систему ГЛОНАСС и будут через спутник контролировать график и маршрут работы.
Но и данная информация не создает всю полноту картины. Что интересно, еще шесть лет назад сообщалось, что данный проект поддержан, ни много ни мало – Владимиром Путиным.

Тогда, 4 февраля 2008 года неожиданно прибывший в Дагестан президент России Владимир Путин пообещал местным жителям, что дорога из Ботлихского и Цумадинского районов будет проложена не только к Махачкале, но и до границы с Грузией.
Тогда, как сообщают СМИ, планы Путина по завершению Аваро-Кахетинской дороги вызвали панику в Тбилиси. Поскольку начало 2008 года – было периодом напряженных отношений между Россией и Грузией.

И даже введение Россией облегченного режима для грузинских граждан воспринималось в Тбилиси, как угроза безопасности страны. И это на фоне того, данный проект подавался Россией именно как решение проблем, аварского населения Дагестана, поддерживающих традиционно близкие отношения с соотечественниками, проживающими в Кварельском районе Грузии.
 

 

 


Долгая история дальней дороги

Как пишут в СМИ, если подходить к вопросу с точки зрения актуальности строительства данной дороги стоит упомянуть, что впервые этот вопрос был поднят ещё 150 лет назад  в царский период.

«Правительству же нужно теперь, - говорится в архивном документе 1850-х гг. - позаботиться об устройстве дороги, которая связывала Дагестан с Тифлисскою губернией. Путь этот имеет помимо экономического, важное стратегическое значение».
«Пути сообщения Аварского округа и его центра Хунзаха с остальными частями Дагестана и с соседними областями делятся на почтовые и колесные дороги и вьючные тропы. Колесных путей сообщения очень мало: … 3) колесная, всё ещё разрабатываемая дорога аваро-кахетинская, соединяющая Дагестан с Кахетией», - пишет газета «Кавказ» за 1904 год.

 «А если бы проложить через перевал автомобильную дорогу, было бы прямое сообщение между Махачкалой и Тбилиси. Но такого сообщения нет, и приходится ездить в окружную, через Баку или Орджоникидзе. Да и много ли ездят? Дагестанец в Тбилиси или грузин в Махачкале – гость редкий. А ведь соседи, живут бок о бок», - писал Аркадий Гольдштейн уже в 1977 году.
Вопрос о завершении дороги поднимался и в начале 2000-х годов. «Еще одной новой трансграничной магистралью может стать соединяющая Дагестан и Грузию аваро-кахетинская дорога, в настоящее время являющаяся пешеходной…

…В контексте ее строительства также присутствует этнополитический фактор: наличие такой дороги позволило бы установить более тесные связи между проживающими по обе стороны границы народами Дагестана, в первую очередь аварцами», - отмечалось в документе «Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России».

Зачем рутульцам и цахурам Кахетия?

В данной всей истории самым интересным является вопрос – какой интерес жители Рутульского района могли проявить к дороге, могущей соединить районы Нагорного Дагестана с Грузией?

Вроде исторически рутульцы и цахуры были больше связаны со своими родственниками в землях за перевалом, которые впоследствии оказались частью Азербайджана. Однако почему то, репортаж РГВК «Дагестан» не зафиксировал интереса жителей Рутульского района к прокладке новых дорог через перевал в Азербайджан – для связи рутульцев и цахур Дагестана со своими родственниками и земляками по ту сторону перевала.
Только ли здесь дело в журналистском лукавстве, приписавшем рутульцам и цахурам интерес к далекой от них Аваро-Кахетинской дороге, которой они вряд ли будут пользоваться?

Дело, как нам представляется еще и в том, что наши земляки из районов Южного Дагестана проявляют меньше интереса к восстановлению прочных связей с той частью своих народов, которые остались в Азербайджане.
 
Как не проявляют должного интереса к данной теме и наши чиновники, депутаты и главы наших приграничных районов. А вот жители районов, населенных аварскими народами, не только проявляют интерес, но и пытаются сами своими силами сдвинуть их с мертвой точки.

Бросок одного горца на Грузию

Так, газета «Черновик» писала об интересном человеке – Магомеде Кебедове, который своими силами пытался достроить Аваро-Кахетинскую дорогу еще в начале 1990-х годов. То есть тогда, когда ни Москва, ни Махачкала к данному проекту не проявляли никакого интереса.
«Последний этап строительства данной автодороги связан с именем Магомеда Кебедова, бывшего директора Бежтинского комбината бытовых услуг, зарегистрировавшего в 1991 году кооператив «Строитель» с намерением воплотить в жизнь свою давнюю мечту — докончить Аваро-Кахетинскую дорогу.
 
К 1996 году на свои и взятые под кредит деньги Кебедов закончил дорогу, проложив 55 км автодороги, в т.ч. 36 км по территории Грузии. После строительства автодороги между Нагорным Дагестаном и Кахетией (восточной Грузией) активизировались торгово-экономические отношения, но в 1997 году после одной аварии пограничники закрыли дорогу.

Хотя Кебедов уже собирался асфальтировать автодорогу. Дабы урегулировать транспортные и людские потоки, 22 февраля 1997 года за подписью Виктора Черномырдина было принято постановление о создании на границе пункта пропуска.

Ещё через два месяца правительство Дагестана выделяет 500 млн. руб. на обустройство пункта пропуска на границе с Грузией. Но и его как не было — так и нет, а Магомед Кебедов, вложивший в строительство дороги все свои сбережения, до сих пор не может расплатиться с кредиторами…»
Но деньги – деньгами. Главное - чтобы у народа всегда сохранялись подобные сыны, способные дерзать ради лучшего будущего своего народа. И тогда, несмотря на все его личные трудности и неудачи, все равно найдется тот, кто подхватит его дело. Пусть и через десятки лет…

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Жители Рутульского района на протяжении 2 месяцев испытывают проблемы с электричеством

Спасти Рутул через Тлярату

Руководитель МЧС республики с рабочим визитом посетил Ахтынский район

На строительство Аваро-Кахетинской дороги потратят около 30 млрд рублей

Проблемы жителей Рутульского района выслушал Алибек Алиев

Комментарии (19)
Комментарий #9, дата: 08 декабрь 2013 23:44

Джабар выиграл в чистую.Красава


Комментарий #8, дата: 08 декабрь 2013 22:04

Допустим, проложили великолепную дорогу из Ахты в Тлярату. Ну кто попрется жить в Тлярату, допустим, из Магарамкента? А вот совсем не исключаю, что в таком случае тляратинские, чародинские и цунтинские аварцы наводнят сельский Юждаг. А почему нет, если дорога будет великолепная?


Комментарий #7, дата: 08 декабрь 2013 19:14

Цитата: Alban
До Ихрека дорога функцианирует,теперь нужно пролонгировать дальше-Тлярата,Бежта,Цунта!

Вы считаете, что легко протянуть дорогу из Ихрека в Тлярату?

 

 


Комментарий #6, дата: 08 декабрь 2013 17:13

Гьурметлу ЛЕЗГИЯР!Дороги вдоль гос границ планируются и осуществляются по инциативе Федерального ЦЕНТРА! И эта дорога не исключение.Грузия устремилась в Европу.Азербайджан тоже давно тянется туда,но существующие риски замедляют  скорость дрейфа, пока.Потому возникла необходимость с одной стороны укрепления границы ,наращивания личного состава,а с другой стороны-вопросы снабжения и логистики грузов для полноценной жизнидеятельности личного состава,для семей военнослущащих.До Ихрека дорога функцианирует,теперь нужно пролонгировать дальше-Тлярата,Бежта,Цунта!И закольцевать-получится КОЛЬЦЕВАЯ дорога вдоль всей госграницы в Дагестане! Как сухопутной,так и морской!А всякие домысли о приграничной торговли.о поездках ...,бред,болтавня в поьзу бедных!Что может житель Рутула или Шиназа продать в Кахетии?Только что немного мяса! Так в Ахцахе или Магарамхюре мясо дороже чем в Кахетии! В любом случае дороги - это положительный фактор в экономике,да просто в жизни любого общества.  Я рад за наших соседей!Удачи!


Комментарий #5, дата: 07 декабрь 2013 21:46

В никчемной возне вокруг разного рода сомнительных проектов, якобы имеющих важное значение для цахуров и рутулов, в который раз замечен депутат Народного Собрания Фикрет Раджабов. Либо этот человек и вправду недалекий и им манипулируют, либо он сознательно вводит в заблуждение жителей Рутульского района и льет воду на чужую мельницу. Необходимо четко представлять, что в условиях, когда баклажания не заинтересована в открытии границы для жителей района, единственным надежным путем, связывающим цахуров и рутулов с внешним миром является дорога через лезгинские районы - Ахтынский, Докузпаринский и Магарамкентский. Вся болтовня об имеющихся, якобы, альтернативных путях сообщения для цахуров и рутулов является ничем иным как дешевой игрой политиканов, которым нет никакого дела до благополучия народов Южного Дагестана. Какой смысл строительства дороги из долины Самура в аварские районы, если ее придется прокладывать через перевалы высотой 3 км и более? Даже если такая дорога и будет построена, в чем лично я сомневаюсь, ездить по ней 6-8 месяцев в году будет невозможно, т.к. она будет засыпана снегом. "Путешествие" по такой дороге будет просто опасно для жизни.


Комментарий #4, дата: 07 декабрь 2013 21:20

Любопытно во что в конечном итоге выльется в финансовом плане это предприятие, экономический, да и стратегический также, эффекты от которого крайне сомнительны. Если строить его по современным критериям дорожного строительства, то эти деньги весьма и весьма немалые,

вполне хватило бы, чтобы отсроить целый завод по переработке плодоовощной продукции и способный вдохнуть новую жизнь сельское хозяйство целого района, возможно, даже и не один такой.

Для дотационной республики и особенно Юждага с его негативными миграционными процессами это тысячекратно актуальнее.Только было бы кому до этого дела.


Комментарий #3, дата: 07 декабрь 2013 20:31

Цитата: Tahar
Аваро-Кахетинская дорога - очередная авантюра дагестанских властей, ныне активно лоббируемая окружением Абдулатипова. Любой капиталоемкий проект является прекрасной возможностью для распила бюджетных денег. Осуществление этого проекта сомнительно, ибо неизвестно отношение властей Грузии и России к строительству дороги в условиях сложных взаимоотношений двух стран. В любом случае, строительство дороги выгодно в Дагестане лишь аварцам, для которых она и предназначена. Каким боком эта дорога может иметь отношение к жителям Рутульского района? Те, кто уверяет в "полезности" этой дороги для цахуров и рутулов, слабо разбирается в географии Горного Дагестана. Каким образом цахуры и рутулы смогут пользоваться этой дорогой? Все это полная чушь. Общественность Рутульского района просто дурачат разного рода чиновники-авантюристы.

Точняк! Лучше не скажешь. Каждый новый правитель ищет источники наживы, вот и придумывают различные масштабные проекты.


Комментарий #2, дата: 07 декабрь 2013 19:57

Аваро-Кахетинская дорога - очередная авантюра дагестанских властей, ныне активно лоббируемая окружением Абдулатипова. Любой капиталоемкий проект является прекрасной возможностью для распила бюджетных денег. Осуществление этого проекта сомнительно, ибо неизвестно отношение властей Грузии и России к строительству дороги в условиях сложных взаимоотношений двух стран. В любом случае, строительство дороги выгодно в Дагестане лишь аварцам, для которых она и предназначена. Каким боком эта дорога может иметь отношение к жителям Рутульского района? Те, кто уверяет в "полезности" этой дороги для цахуров и рутулов, слабо разбирается в географии Горного Дагестана. Каким образом цахуры и рутулы смогут пользоваться этой дорогой? Все это полная чушь. Общественность Рутульского района просто дурачат разного рода чиновники-авантюристы.


Комментарий #1, дата: 07 декабрь 2013 11:28

Вот посмотрите друзья, что тревожит политиканов в грузии, паника в том, что народы будут взаимодействовать в торгово-экономическом, культурном, языковом (русском) отношениях. Отделяя народы от их прав выбора развития и взаимодействия, нынешнее демократическое обустройство загнало всех в резервации государственных образований. Ведь на кавказе всегда народы взаимодействовали раньше друг с другом, вели торговые отношения и каждый народ имел свой удел, общество, царство, ханство, и небыло препятствий (границ) для общего развития. Мы здесь живем бок о бок веками, а нас сегодня хотят разделить на блоки перекрыть границами, блокпостами. Грузию хотят затащить в евросоюз в брюссель, когда у народов кавказа не спрашивают, а хотим ли мы жить вместе и иметь свои экономические отношения. Нам нужно взаимодействовать и давить на правительства россии грузии азербайджана чтоб народы кавказа могли сами определять свои отношения и свой выбор и таможенный союз даст возможность не разделить кавказ.

 А касаясь наших лезгинских народов, то нам не нужно ждать пока Магомед из рутула или цахура начнет делать дорогу, а нужно как многие предлогают созвать съезд лезгинских народов и проработать план действий экономического и политического характера на ближайшее время. Надо вдохнуть в народ интузиазм, чтоб он мог надеяться на лучшее, чтоб мог поверить в то, что они сами могут влиять на свое будущее и будущее своего подростающего поколения. У нас сегодня определяется свой округ и нам нужно начинать действовать и думать как же развиваться, куда и где приложить больше усилий для укрепления хозяйственных культурных и экономических взаимодействий. Еслиб Сулейман Керимов смог бы помочь или возглавить южный округ, то можно было бы привлечь экономистов менеджеров и начать поднимать свой край. Ведь нет лучше бизнеса, чем бизнес благоустройства своей земли. Наверное нужно начать как сказал здесь Легбар со съезда и выработки плана действий. Кто как думает,-поддержите.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия