Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Цахур — один из главных центров распространения ислама в Дагестане

Джума-мечеть в Цахуре была основана в XI-XII вв. На государственной охране в едином государственном реестре объектов культурного наследия состоит как Джума-мечеть XV века. Она имеет, как минимум, два разновременных слоя - фрагменты со стрельчатыми и полуциркульными арками, то есть XI-XII вв. и XIX в.

В 1075 году Низамия (исламское учебное заведение) была построена в дагестанском  Цахуре, в то время средневековом городе. Во многих аспектах эти школы оказались предшественниками и моделями университетов, основанных в Европе. В XIII веке о Цахуре сообщает арабский учёный Закария аль-Казвини: …большой город, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан, и имеет 12000 дворов. В нём медресе: основал его Визир Низам-ал-Мулк-ал-ХIасан Ибн Исхак, и при нём имеется учитель и факихи…». Количество выявленных средневековых надписей на арабском языке в селах Горного магала, где располагался Цахур, позволяет с доверием отнестись к сведениям аль-Казвини.

В сохранении объектов культурного наследия Цахура катастрофическую роль сыграли два события. По сообщения исторической рукописи «Дербенд-намэ» в 1668 году произошло землетрясение, в результате которого Цахур был полностью разрушен. А в 1852 году, во время Кавказской войны, в результате военных действий и артиллерийского обстрела, привело к разрушению сел Горного магала и к утрате большинства памятников старинной архитектуры. Эти разрушенные сёла, в том числе и Цахур, были восстановлены только в 1860-1861 гг.

В Цахуре, после разрушения сёл Горного магала, при их восстановлении камни с надписями, найденные в развалинах мечетей, нередко вставляли в кладку стен жилых домов, не дожидаясь восстановления мечети. Многие надписи погибли в огне Кавказской войны, другие были извлечены местными жителями из развалин и были вставлены в кладку совсем другого здания, что затрудняет использование надписей для датировки конкретных сооружений. Поэтому, даже имея надпись о строительстве мечети, далеко не всегда можно понять, к какой именно мечети она относится, особенно в крупном населённом пункте, где было несколько мечетей. Всё это затрудняет датировку мечети в Цахуре. Наиболее ранняя надпись о строительстве мечети с минаретом в Цахуре относится к 677 году хиджры (1278г.). Она находится в кладке стены мечети, однако не ясно, какой именно. Позже на стене одной из мечетей обнаружили надпись о строительстве «этого здания» в 701 году хиджры (1302г.). А вот третья надпись в кладке мечети сообщает, что мечеть с минаретом была построена в 766 году хиджры (1364-1365 гг.)

О времени первоначального строительства мечети в Цахуре трудно говорить определённо. Но, учитывая роль Цахура в распространении ислама в Дагестане в средние века, можно предположить, что если дошедшее до наших дней здание мечети и позднейшего происхождения, то в его планировке, объёмно-пространственной композиции и в конструктивном решении могли отразиться местные традиции. Самая главная особенность, которая позволяет говорить о древности джума-мечети Цахура - это стрельчатые арки интерьера.

В Дагестане, в Дербенте и в Кумухе, как и в Цахуре, в интерьере мечети использованы стрельчатые аркады. Три наиболее влиятельных средневековых центров распространения ислама объединяет ещё и общность архитектурной  стилистики. Во всех этих трёх центрах были в средние века построены трёхнефные джума-мечети со стрельчатыми аркадами.

Джума-мечеть Цахура стоит особняком в цахурской архитектуре. Эта мечеть высотой внутреннего помещения 4,65 м. в плане представляет собой два квадрата, каждый из которых разделён каменным крестообразными в плане столбами и опирающимися на них стрельчатыми арками на девять ячеек размерами в среднем 3х3 м. Три ячейки, выходящие на северный фасад, отделены от остальных стеной со стрельчатым арочным порталом и окнами с полуциркульным верхом и образуют галерею перед входом в мечеть, причём арки этой галереи, в отличие от арок интерьера, не стрельчатые, полуциркульные. Каждая ячейка интерьера, освещая большим (полуциркульным) окном размерами 162х94м. Каждая, ограниченная четырьмя арками, ячейка перекрыта деревянными балками, на одной из которых имеется дата – 1318 год хиджры (1900-1901 гг.). По-видимому, эта дата относится ко времени восстановления или перестройки мечети, причём основательно перестроена наружная стена (расширены окна, перестроена галерея). Так можно объяснить необычное в одном здании сочетание стрельчатых (конструкция, перекрытия, ниша михраба, входной портал) и полуциркульных (галерея, окна) арок.

Не совсем понятно, почему в старой части села Цахур нарушено принятое в подавляющем большинстве мечетей Дагестана расположение михраба - он устроен не в продольной, а торцовой стене. В результате план мечети получил трёхнефное построение. Из 35 мечетей обследованных в зонах проживания цахурцев только в трёх михраб расположен в торцовой, а не в продольной стене. Одна из этих трёх мечетей – это мечеть в селе Елису, план и размеры которой полностью повторяют план и размер мечети в Цахуре.

Отсутствие полноценных материалов по рассматриваемому вопросу ставят перед исследователями целый ряд проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием материальных остатков от средневекового религиозно-культурного центра в Цахуре, в который, безусловно, входили мечети, минареты, медресе. Важно выяснить, какое отношение именно эта мечеть имела к влиятельному религиозному центру в Цахуре, который здесь существовал в средние века. По своим размерам и своему местоположению (в старой части села) мечеть действительно может претендовать на то, что именно она или находившаяся на её месте древняя мечеть могли играть роль главной мечети средневекового Цахура. Но это требует дополнительных (в том числе археологических) исследований в старой части нынешнего села.

Дагнаследие

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Сошедшая в Цахуре лавина повредила одну из старейших мечетей на Северном Кавказе

В Дагнаследии обсудили состояние объектов культурного наследия на территории Ахтынского района

Дагнаследие: надзорное ведомство не реагирует на перепланировку Джума-мечети XIX века в Ахты (ФОТО)

Автопробег «Москва – Цахур»

Оплот исламских знаний в Цахуре

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия