Дагестан: Бесплатная платная медицина
О проблемах в родильных домах в регионе с высокой рождаемостью

Казалось бы, здесь должно быть повышенное внимание к родовспоможению и здравоохранению будущих матерей, но родильные дома Дагестана стали притчей во языцех, и не по причине их переполненности. Взяточничество и вымогательство работников здравоохранения, несмотря на увеличение окладов за счет реформ здравоохранения, — самые распространенные жалобы на медработников.
Рассказывают пациенты
Абдурахим Шахбанкадиев опубликовал на своей страничке в социальной сети Facebook подробный рассказ о том, как проходил период пребывания его супруги в родильном отделении Центральной Больницы Дербента. Помимо прочих жалоб, в обращении рассказывается не только об откровенных вымогательствах со стороны медицинских работников, но и о жутких условиях, в которых наблюдаются роженицы.
«Как привезли жену в больницу, ей нужно было делать срочное кесарево, и в такой момент меня отправляют в соседнее здание – в пункт сдачи крови за плазмой и кровью для операции (представьте, именно меня, а не медперсонал). И мягко намекают, что потом нужно будет либо дать денег, либо прийти сдавать кровь, чтобы восполнить то, что было взято (мне-то крови не жалко, ведь это может спасти кому-то жизнь, но такая наглость шокирует). Пошел в соседнее здание, получил кровь и отдал 100 рублей (хорошо хоть, что не 1000) за то, что врач там поднялся со стула, зашел во внутреннюю комнату и принес пакет плазмы и крови (хотя, вроде, у этого врача есть зарплата, или я ошибаюсь?)», – начинается рассказ потерпевшего.
Мужчина утверждает, что после неоднократных попыток намекнуть на необходимость выражения благодарности в денежном эквиваленте, на третий день после родов к роженице подошла медсестра и прямо сказала, что хирургу нужно заплатить.
«Жена спрашивает "сколько". Та ей отвечает "это зависит от того, в каком положении она попала к доктору, и кто родился". Она, вроде, не знает, сколько. Хирург завтра придет, надо с ним поговорить. Заплатить, как я слышал, надо от 8000 рублей (за девочку) до 10 000 рублей (за мальчика). Меня мама пугает, что они могут ей навредить, что ухода не будет, что надо заплатить, а я категорически против. Жизнь покажет, что будет. Хирурга, кстати, зовут Марат, фамилию уже не помню», — пишет супруг.
Подобных историй в социальных сетях немало. Так, например, некий счастливый молодой отец, состоящий в социальной сети под псевдонимом Hanterman, описывает свои впечатления и просит совета, как поступить. Сумма для молодой семьи достаточно ощутимая. В долги влезать не хочет, но и навредить боится: «Вчера навещал жену в больнице, и она мне рассказала, что говорил врач перед тем, как начать операцию. Ей уже поставили наркоз, но она еще не заснула и слышала, как хирург разговаривает с кем-то из медперсонала: "смотрите, какой у нее аккуратный шов с прошлого раза, даже не заметно, что он есть. Наверное, договорилась с врачом, а сейчас я ей испорчу эту красоту своим швом…»
Там же публикуется негласный прейскурант цен на бесплатные услуги. Кстати, в зависимости от престижности родильного дома, цены возрастают. В Махачкале, например, стоимость родов в 2 раза выше.
Оправдываются врачи
Кстати, роды в платной клинике обойдутся гораздо дороже. В платном Родильном доме №4 в городе Махачкала роды обойдутся в 20-25 тысяч рублей. В качестве бонуса: пребывание с ребенком в совместной палате, повышенное внимание персонала. Но сумма не для всех приемлемая.
«Мы виноваты в чем-то? Мы как можем, так и работаем, мы же не требуем в кассу оплачивать! Нас люди так благодарят», — утверждает врач-акушер одной из больниц Махачкалы Амина Алиева. Она убеждена, что все россказни про врачей-вымогателей — это байки, которыми рожениц пугают доброхоты. «Знаете, какие нам замечания приходится выслушивать на коллегии, если, не дай Бог, хоть одна жалоба пойдет в Минздрав? За любое причинение вреда здоровью, а именно так и называется откручивание пупка, можно запросто вылететь с работы!
На наше место куча желающих и с деньгами, и со связями, и как хочешь. На одно место специалиста, который только собирается уходить или увольняться по каким-либо причинам, конкурс больше, чем в вузах. У нас всегда желающие работать найдутся», — утверждает Алиева.
В ее словах есть доля правды. Ежегодно Дагестанская Медицинская академия выпускает несколько тысяч специалистов – треть из них выпускаются со специальностью «Акушерство и гинекология». Эта специальность самая популярная после профессии стоматолога. Трудоустраиваются совсем немногие. В системе здравоохранения республики работают 32 336 медицинских работников, из которых 9 319 врачей. За 2013 год в системе республиканского здравоохранения трудоустроено всего 473 врача.
Следует также принимать во внимание, что из выпускников школ, например минувшего года, 12% выбрали обучение по медицинскому профилю за пределами Дагестана. Вот и считайте.
Популярность профессии врача-акушера как раз таки и обусловлена именно этими «дополнительными доходами», считает Патимат Раджабова, врач. «Вы знаете, сколько получают врачи? 7-10 тысяч рублей за месяц работы. Думаете, на эти деньги возможно прожить и прокормить семью? Если в других отделениях благодарность пациентов – вопрос случая, то в родильном доме – это стабильный гарантированный доход. Вот и идут туда все подряд», — утверждает она.
Статистика Минздрава Дагестана, которую вам никогда не озвучат вслух. Младенческая смертность в Дагестане выше среднероссийской почти в четверть. По полученным данным, только за шесть месяцев 2013 года младенческая смертность составила 15,1 младенец на тысячу выживших. Точное количество не указывается даже в отчетах. Причинами смерти детей традиционно указываются: врожденные пороки развития, слабое оснащение роддомов современным высокотехнологичным оборудованием.
Халатность вы среди официальной статистики не увидите никогда. Самая высокая младенческая смертность в Ботлихском, Каякентском, Кизилюртовском, Кизлярском, Цунтинском районах. Также среди населенных пунктов с высокой смертностью в родильных домах называют и город Дербент.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в четверг, 27 февраля, принял участие в заседании коллегии Министерства здравоохранения республики. Там он также коснулся вопросов качественной медицины:
«Нужно перевоспитывать кадры. Есть прекрасные традиции, заложенные русскими врачами, и нам надо бережно развивать, умножать эти традиции. И все сделать для того, чтобы больные испытали величайшее доверие к медицинскому персоналу. Это будет гарантией его выздоровления. Если нет – не будет результата лечения. Верю, что такой созидательный потенциал у дагестанской медицины есть.
У нас много талантливых медработников. Я вижу будущее дагестанской медицины как одной из самых лучших медицин в нашей стране. В этом направлении желаю успехов всем медработникам во главе с министром Танка Ибрагимовым».
Возможно, это и станет неким толчком для изменения ситуации.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.