Угрозы Москвы и «пятая колонна» в Азербайджане

В этом плане, считаю важным хотя бы тезисно очертить круг вероятных угроз, которые Москва, в случае необходимости, может задействовать против Азербайджана, а также контуры тех сил, которые могут прямо или косвенно выступить в роли «пятой колонны».
Вероятные угрозы:
1. Ни для кого не секрет, что главная угроза и главный рычаг давления Москвы на Азербайджан в течение уже долгого времени – это карабахская проблема. В случае, если Кремль решит запустить в действие сценарий наказания Азербайджана, он может с помощью карабахской проблемы реализовать целый ряд угроз:
Позволить Еревану включить оккупированные территории Азербайджана в состав самопровозглашенной НКР и содействовать процессу их активного обживания.
Дать Еревану отмашку на реализацию сепаратистского референдума в Карабахе (наподобие крымского), с последующим присоединением автономии в состав Армении или придания ей статуса независимого государства (по типу Абхазии).
Подтолкнуть Армению на масштабные военные действия с Азербайджаном на нахчыванском направлении или вдоль западных границ, при негласной поддержке военных баз России и с вероятностью оккупации новых районов нашей страны.
2. С помощью своих агентов влияния раздуть сепаратистские пожары в местах компактного проживания лезгинов и талышей – на северных и южных рубежах, руководствуясь полимотивированными целями: дестабилизировать ситуацию во всем Азербайджане, попытаться сменить власть или добиваться федерализации страны.
3. Осуществить в законодательном, практическом и ультранационалистическом ключе кампанию массового выдавливания азербайджанских мигрантов из России (Бирюлёво было предупреждением), с целью дестабилизации ситуации в Азербайджане, создания ситуации управляемого хаоса и реализации тех или иных своих грязных сценариев.
4. Усилить своё военное присутствие на Каспийском море и посредством ревизии договоренностей о статусе Каспия и сближения с позицией Ирана, попытаться пересмотреть в сторону явного уменьшения азербайджанский сектор на море, с блокированием целого ряда наших нефтяных и газовых месторождений.
5. Посредством терактов, экстремистских групп, активизации «пятой колонны» и ряда уже перечисленных угроз, реализовать сценарий дестабилизации и криминализации ситуации в самом Баку, с целью смены главы государства или принуждения его к уступкам по целому ряду принципиальных вопросов.
Контуры «пятой колонны»:
1. В силу этноконфессиональных и социокультурных различий, а также сложных коллизий исторического развития и разнонаправленного, разноуровневого воздействия современных факторов азербайджанский социум далеко не однороден в своих внешнеполитических симпатиях, предпочтениях и ориентациях:
В северных районах страны (Губа, Гусары, Хачмаз, Худат), со смешанным составом населения и преобладанием в целом ряде мест лезгинов, традиционно сильны пророссийские устремления и здесь не снята угроза роста сепаратистских настроений (особенно при целевом внешнем воздействии).
В южных районах страны (Астара, Ярдымлы, Ленкорань, Джалилабад, Лерик) достаточно сильны проиранские настроения, которые в немалой степени обусловлены религиозным фактором (влиянием шиизма сугубо иранского толка). Тандемные действия России и Ирана в этом регионе способны породить ряд серьезных проблем.
К тому же, в ряде южных районов, где компактно проживает фарсоязычное талышское население и в которых активно работают российские и иранские спецслужбы (здесь же пролегают основные каналы наркотрафика) сохраняется реальная база для активизации сепаратистских настроений и религиозного экстремизма.
2. До недавнего периода на политической карте Азербайджана пророссийски ориентированные силы были представлены слабо и предпочитали действовать в завуалированной форме, хотя в последнее время они заметно активизировались:
Пророссийский вектор просматривается в деятельности ряда левых партий: Коммунистическая, Социалистическая, Народно-Социалистическая, отчасти Социал-Демократическая и т.д. Все эти партии весьма слабо структурированы, не имеют широкой электоральной базы, не оказывают значимого влияния на ход событий и политическое существование некоторых из них обусловлено либо поддержкой извне, либо негласной опекой со стороны шефа отдельных влиятельных лиц во власти.
Но в контексте крымских событий эти силы (в частности Компартия) открыто поддержали действия Москвы в Украине и активизировали промосковскую пропаганду в СМИ и социальных сетях.
Пророссийский настрой при соответствующей пропаганде Кремля может в значительной мере усилиться у представителей иных этносов и религий, в частности у русского населения Азербайджана, с целью защиты прав которых Москва способна наращивать давление на Азербайджан и задействовать данный фактор.
3. Если рассматривать данный вопрос в контексте всего азербайджанского общества, то в нем пока не имеют широкого распространения политически, идеологически мотивированные и осознанно позиционируемые пророссийские настроения. Несмотря на деполитизированное, аморфное состояние современного азербайджанского общества и значительную девальвацию в нем прозападных и продемократических ожиданий, тем не менее, есть серьезные факторы, препятствующие активной трансформации широкого общественного мнения в пользу России (или Ирана):
Население страны, в своем большинстве, не доверяет России и хранит обиду на неё, поскольку помнит судьбу АДР, осознает неприглядную роль Москвы в инспирировании карабахской проблемы, в осуществлении кровавой трагедии 20 января 1990 г., в ходжалинском геноциде, в оккупации 20% территории Азербайджана, в военно-политической, моральной, информационной и финансовой поддержке Армении и т.д. Кроме того, многие граждане, исходя из горьких уроков отечественной истории, когда именно Россия вместе с Ираном периодически захватывали и делили Азербайджан, остерегаются чрезмерного сближения с этими опасными соседними странами.
4. Наблюдаемое в последние годы периодическое некоторое усиление пророссийского вектора в основном исходит не из недр самого азербайджанского общества, а является стихийным следствием плачевного социально-экономического положения значительной части населения, а также результатом конъюнктурных политико-экономических маневров и заигрываний отдельных лиц и группировок в руководстве страны.
Применительно к России эти новые тенденции находят отражение не только в интенсификации политических контактов, не только в попытках наращивания экономического и энергетического сотрудничества, но и в сфере науки, культуры, образования, культурных связей и информационной политики. Лоббистскими усилиями определенной части правящей элиты и некоторых влиятельных олигархов внутри и за пределами страны (в частности, Союза миллиардеров) за последнее время российские СМИ, бизнес-структуры, культурно-образовательные учреждения и т.д. стали активно внедряться в Азербайджан.
5. В силу задавленного, маргинального и аморфного состояния современное азербайджанское общество в целом довольно безучастно наблюдает за внутриполитическими и внешнеполитическими колебаниями в курсе страны. Пока нет серьезных оснований говорить, что усиление российского присутствия в стране идет за счет адекватного ослабления западного или турецкого присутствия.
Но, вместе с тем, процесс некоторой активизации пророссийских настроений или «пятой колонны» в Азербайджане вселяет тревогу и может постепенно сформировать у определенных социальных слоев сугубо прагматическую заинтересованность в сохранении или усилении российского фактора. В основном это функционально связанные с Россией различные бизнес-структуры страны и их персонал, а также огромная армия азербайджанских гастробайтеров в России (по сведениям около 2 миллионов) и членов их семей. Не говоря уже о «пятой колонне» и агентах влияния, а также об осознанно пророссийски или сепаратистски настроенных гражданах.
6. Возможности дальнейшего усиления или ослабления пророссийского вектора в жизни страны зависят, прежде всего, от характера развития внешнеполитических и внутриполитических процессов в мире и в постсоветском регионе:
От исхода нынешнего острого противостояния Запада (США) и России на постсоветском пространстве и перспектив развития кризисных российско-украинских отношений, а также от успешности политики балансирования Азербайджана между различными центрами сил.
От коллизий развития внутриполитического курса и, в частности, от характера соотношения в структурах власти сил, преданных стратегической линии на интеграцию Азербайджана в современное мировое сообщество и сил, лоббирующих пророссийский вектор развития, а также от перспектив достижения широкого общественного консенсуса в вопросах отражения угроз и защиты национально-государственных интересов страны.
Зияд Гараханлы
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.