Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Гостиничный бизнес на Северном Кавказе еще далек от цивилизованных стандартов

Ростуризм хочет создать отечественную систему интернет-бронирования гостиниц, которая станет конкурентом зарубежной booking.com. Повод благой – поддержать развитие местных пансионатов, хостелов и апартаментов, которых, мол, «буржуины» зажимают. Не очень верится, учитывая, что гостиничный бизнес России и так находится в зачаточном состоянии. А особенно заметно это, кстати, на Ставрополье, которое еще недавно именовали «всесоюзной здравницей».


Новый «ответ Чемберлену»


Готовят российские власти: они собираются создать национальный интернет-ресурс бронирования гостиниц, который должен в нашей стране занять место крупнейшей в мире службы booking.com. Подобная идея является логичным продолжением всех предыдущих проектов Кремля – то сделать национальную платежную систему (в противовес Visa и MasterCard), то создать в Москве глобальный финансовый центр, перетянув туда торговлю акциями с Лондонской и Нью-Йоркской бирж. Курировать создание портала будет Минкомсвязи и Ростуризм, интерес к проекту уже проявили «Ростелеком» и госкорпорация «Ростехнологии», а потратить из федерального бюджета на этот проект планируется почти 1 млрд рублей. Федеральные чиновники обещают, что новая система, которая призвана потеснить booking.com, будет в первую очередь ориентирована на поддержку местных санаториев и пансионатов.


Идея, конечно, правильная, учитывая давно озвученные Москвой планы по активизации туристического рынка: к 2020 году на треть должен вырасти приток иностранных туристов и число гостиничных номеров (до 1 миллиона), а количество гостиниц – в полтора раза (с 9,9 до 15,5 тысяч). Объем гостиничного рынка должен увеличиться с нынешних 162 до 228 млрд рублей.


Ростуризм заявил, что новый интернет-портал бронирования будет создаваться на основе отдельных региональных. Например, в будущем году заработает такая система в Московской области, она позволит не только заказывать гостиничные номера, но также и покупать билеты на электричку и в музеи. И вот, например, на Ставрополье о планах создания собственной букинг-системы правительство края торжественно объявило еще в 2009 году, она должна была заработать на портале «Туристическое Ставрополье», но этим обещаниям так и не суждено было сбыться. И это, заметим, при том, что по площади гостиниц и санаториев (430 тысяч кв.м) Ставрополье занимает пятое место в стране. Отсутствие качественного букинг-продукта в регионах – лишь одна из проблем гостиничного бизнеса, еще кое-где не излечившегося от советской «болезни гигантомании», и которую вряд ли способны победить революционные интернет-проекты Ростуризма вместе с Минкомсвязи.

Краснодарский феномен


Достаточно изучить статистические отчеты Ростуризма о деятельности учреждений коллективного размещения (помимо гостиниц, это также хостелы, апартаменты, санатории), чтобы убедиться, насколько сегодня этот рынок деформирован. По количеству гостиниц и площади номерного фонда уверенное лидерство держит вовсе не Москва (соответственно, 470 и 1 млн кв.м – это 5% и 9% от общероссийских показателей), а Краснодарский край (соответственно, 1086 и 1,8 кв.м – это 11% и 16% от данных по стране).
Несмотря на то, что для кубанских гостиниц характерна явная сезонность (весной и осенью на Черноморское побережье туристы практически не едут), они же демонстрируют и самый лучший финансовый результат. 4 тысячи рублей в среднем на одну ночевку (для сравнения: в целом по стране – это 2,1 тысячи, в Москве – 2,8 тысячи, в Ростовской области – 1,5 тысячи). Оборот гостиничного рынка в Краснодарском крае, по данным Ростуризма (и это без учета показателей малого бизнеса, которые не улавливаются обычными статистическими показателями) в прошлом году составил 30 млрд рублей, причем в сравнении в позапрошлым годом эта сумма выросла более чем на 40%. По этому показателю Краснодарский край обогнал даже Санкт-Петербург с 12,8 млрд рублей. Но куда показательнее, на наш взгляд, иная цифра – это объем инвестиций в гостиничный бизнес, который также подсчитывает Ростуризм. Будучи несомненным лидером по валовым показателям, по объемам инвестиционных вложений также лидирует Кубань – 1 млрд рублей в прошлом году (в целом по стране – 15,5 млрд, из них на Москву приходится 6,2 миллиарда). На Санкт-Петербург пришлось 1,8 миллиарда, а на Московскую область – 2,5 миллиарда. При этом, например, в прошлом году в развитие гостиничного бизнеса Республики Алтай было направлено 1,2 млрд рублей, и этот регион обогнал Кубань.


Ставрополье: то пусто, то густо


Ставропольский край, который с советского времени носил гордое название «всероссийской здравницы», сегодня все заметнее проигрывает конкуренцию Кубани. Коллективных мест размещения, судя по реестру Ростуризма, здесь уже на порядок меньше: 125 против 1086 (даже в Ростовской области их 311). А вот по финансовым показателям разрыв еще более разительный: ставропольские отельеры принесли 1,1 млрд рублей, что даже ниже, нежели в Волгоградской области, с которой еще недавно конкурировать «здравнице» было стыдно.


Средняя продолжительность пребывания в гостинице одного человека на Ставрополье составляет не более одной ночи (как в Ингушетии и Дагестане), в то время как в Краснодарском крае – 2-3 дня. В расчете на одну ночевку выручка гостиницы составляет 1,8 тысячи рублей, меньше – только в Карачаево-Черкесии (1,1 тысяча), Кабардино-Балкарии (850 рублей), Северной Осетии (834 рубля).


Катастрофически отстают и инвестиции: при том, что в развитие гостинично-санаторной сети Краснодарского края за прошлый год направлено 1 млрд рублей, то на Ставрополье эта цифра составила.... 5 млн рублей (правда, в 2012 году было втрое меньше). По всем республикам Северного Кавказа эту сумму Ростуризм оценил в 14 млн рублей, учитывая, что, например, в Ингушетии существует три гостиницы, а в Чечне – семь (данные на конец 2013 года).


Общая площадь номерного фонда на Ставрополье составляет 430 тысяч кв.м, и по этому показателю регион входит в пятерку по стране. Однако это пример, когда количество не переходит в качество: скажем, в Челябинской области площадь гостиниц составляет 233 кв.м, в Самарской – 250 тысяч, а в Башкирии – 315 тысяч. По показателям турпотока и финансовой эффективности эти регионы далеко не на лидирующих позициях. Да и с чего бы, если туристам смотреть здесь просто нечего. Сказывается советский гигантоманский «задел» по строительству огромных гостиниц. Такая же злая штука произошла и со Ставропольем, где даже наличие натурального «манка» для туристов (и отечественных, и зарубежных) в виде курортного региона Кавминвод не привело к формированию гибкого, динамично развивающегося гостиничного рынка.

Конкуренты Мекки


По данным Ростуризма, в прошлом году в учреждения коллективного размещения было расселено 4,4 млн иностранцев, в то время как пять лет назад было лишь чуть более 3 миллионов, то есть прирост составил полтора раза! Самыми притягательными для иностранцев оказались Московский регион (Москва и Подмосковье) с 2 млн прибывших, следом идет Санкт-Петербург с 1 миллионом туристов и, как ни странно, Приморский край (118 тысяч) и Свердловская область (92 тысячи).


Что касается южных регионов, то безусловным лидером является Краснодарский край, куда за прошлый год приехало 77 тысяч иностранцев, а следом идет Ставрополье с 29 тысячами. Причем если, например, на Ставрополье количество зарубежных туристов не изменилось, то на Кубани турпоток увеличился сразу на треть. Впрочем, по этому показателю даже признанным «туристическим Меккам» далеко до небольших, но предлагающих более оригинальный продукт, территорий: скажем, в Дагестане за пять лет поток иностранцев вырос в десять раз, в Карачаево-Черкесии – в семь раз, в Адыгее – вчетверо, в Калмыкии – втрое... Правда, это рост с низкого старта. Кроме того, рост статистических показателей можно связать и с тем, что сами владельцы стали более дисциплинированными, перестав уклоняться от экономического учета.


В то же время в Северной Осетии количество зарегистрированных Ростуризмом иностранных туристов с 2009 по 2013 годы снизились почти в пять раз, а в Кабардино-Балкарии – вдвое. В целом же за прошлый год все шесть республик Северного Кавказа, по данным Ростуризма, приняли лишь 6,5 тысяч человек (годом ранее было 8,2 миллиона).


А вот что касается внутреннего турпотока: мобильность граждан явно увеличилась, учитывая, что в 2009 году количество учтенных постояльцев гостиниц составило 25 миллионов, а в прошлом – 32,5 миллиона. Естественно, лидерами оказались Московский регион (город плюс область) с 6,1 миллионов туристов; следом идет Краснодарский край с почти 2,5 миллионами, в то время как в Санкт-Петербурге учтено лишь 1,8 миллиона туристов. Миллионный рубеж также перешагнули Свердловская и Тюменская области (что можно списать на активность деловых поездок) и Татарстан. Более чем двукратный рост внутреннего турпотока с 2009 года продемонстрировали Карелия, Калининградская область и Тыва, где все активнее развивается этнографический туризм.


Турпоток на восток


На Северном Кавказе за прошлый год здесь безусловным лидером оказался Ставропольский край, в прошлом году принявший почти 770 тысяч внутренних туристов. Правда, в 2012 году было на пять тысяч больше. Видимо, сказывается эффект «истощения» номерного фонда, связанный с отсутствием инвестиций в эту отрасль.


Да и практически вплотную приближается Ростовская область, где за прошлый год в гостиницах разместилось 635 отечественных туристов. И это учитывая, что в регионе нет крупных туристических мощностей: по крайней мере, базы отдыха на побережье Азовского моря не идут ни в какое сравнение с Кавминводами.


Более 80 тысяч туристов приняли сразу три северокавказских региона – Дагестан, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. При этом, например, КБР оказалась единственным регионом Юга России, где в течение пяти последних лет фиксировалось постоянное снижение внутреннего турпотока: 140 тысяч человек в 2009 году, 107 тысяч в 2010 году и, наконец, 86 тысяч в прошлом. При этом, скажем, в Чечне за пять лет число туристов выросло почти в двадцать раз (с полутора до 24 тысяч), что связано и с расширением номерного фонда, улучшением качества услуг и, несомненно, проведением массированной рекламной кампании. Хотя, скажем, даже в Калмыкию в прошлом году приехало почти 36 тысяч россиян, а в Адыгею – 46 тысяч, так что Чечне с ее амбициозным руководством есть еще куда стремиться. Аутсайдером остается лишь Ингушетия, где в 2013 году побывало 5,6 тысяч отечественных туристов (но стоит учитывать, что за два года въездной поток в республику вырос почти в два раза).


Какими окажутся показатели нынешнего года, прогнозировать сложно. Но очевидно, что цифры трансграничного туризма окажутся намного ниже, чем в 2013-м, констатирует Российский союз туриндустрии (РСТ). Въездной турпоток практически изо всех зарубежных стран снизился в среднем в полтора раза в сравнении с летним периодом прошлого года. Наибольшее число отмененных бронирований приходится на США и Великобританию (порядка 55%), а наименьшее – на Францию (около 30%). Так что неясно, для кого вообще стоит готовить «экспортный» продукт в виде «российского booking»? А невзыскательный отечественный турист, у которого из-за скачка курса доллара не хватает денег поехать за рубеж, а то и просто начальство забрало загранпаспорт, пусть довольствуется и крымско-анапскими постоялыми дворами или кавминводскими санаториями конвейерно-брежневского образца. 

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Крупнейший на Северном Кавказе рынок построят под Махачкалой

Горцы и бренды

Бизнес в горных регионах Грузии освобождается от налогов

Эксперт: На Кавказе надо развивать промышленность, а не консервировать отсталость

Силиконовая долина дотянулась до Дагестана - Бизнес-инкубатор одной из крупнейших в мире сетей Plug&Play презентован в Махачкале

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия