Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Переформат постсоветского поля

Россия - правоприемница СССР или защитница "русского мира?

Ариф Керимов

Последние события на Украине показали, что политическая конструкция, которая образовалась после распада СССР начала рушиться. Переходный период завершается. Получившие независимость бывшие республики Советского Союза, разошлись в целом мирно и в соответствии с территориальным делением, существовавшим на момент распада супердержавы. Однако условность этих границ вступает во все большое противоречие с геополитическими процессами, охватившими постсоветское пространство.

Относительно тихий распад СССР обусловил длительный переходный период превращения новых государств в самостоятельных политических игроков, чего до сих пор не произошло, но об этом я скажу чуть позже. Главной причиной этому служили многочисленные связи, в первую очередь экономические, и общая инфраструктура, а также само население, не желавшее и не готовое в основной своей массе к новым реалиям.

По сути, союзные республики, обретшие вдруг самостоятельность, представляли собой лишь осколки могущественного государства. Даже ядро СССР – Российская Федерация, ставшая правопреемницей союзного государства, сильно ослабла. Переход к новой формации – капитализму и отказ от плановой экономики разрушили народное хозяйство. Многие предприятия и даже целые отрасли экономики исчезли или почти прекратили свое существование. Мы были отброшены далеко назад. Возможно, все это смягчило остроту противоречий и конфликтов, так как на первое место стал вопрос экономического выживания. 

Тем не менее, карта Советского Союза еще до своего распада начала щедро покрываться множеством «горячих точек» и конфликтных зон. Армяно-азербайджанский конфликт, вылившийся в погромы и Карабахскую войну, и Приднестровский конфликт привели к образованию непризнанных государств.

Еще две аналогичных политических образований – Абхазия и Южная Осетия, появившихся схожим образом, были признаны Россией и еще несколькими государствами в 2008 году.

Политика этнократий титульных народов, желавших построить в своей республике мононациональное государство, являлась главной причиной возникновения межнациональных конфликтов. Особенно больно распад страны ударил по тем народам, которые в результате этого стали разделенными.

Разделение лезгинского народа является вопиющей несправедливостью, которую даже не пытались загладить какими-либо компенсационными механизмами. Наоборот, политическая активность лезгин, а также других народов, требовавших соблюдения законных прав, жестко подавлялась в Азербайджане. 

Судьба Крыма, отторгнутого от России Хрущевым также показательна. Автономная Республика Крым и город Севастополь являлись единственными регионами Украины с преобладанием русского населения и полным господством русскоязычия. Подавляющее большинство жителей Крымского полуострова всегда хотели вернуться в Россию. ФЛНКА всегда в своей деятельности руководствовался защитой соотечественников. Для нас это имеет особую важность. Поэтому мы сразу подержали решение, принятое Президентом России Владимиром Путиным, и считаем, что Крым и проживающих в нем наших соотечественников, а также Черноморский флот нельзя было оставлять на произвол судьбы.

Разумеется, условные границы союзных республик не могли устояться в период обретения независимости. Они были искусственными и не устраивали целые регионы, включенные в то или иное государство. Но, самое главное, политика новых государств за редким исключением была направлена не на решение имеющихся культурно-языковых и этнополитических проблем, которые бы могли бы придать этим образованием какую-то устойчивость и даже легитимность. Нет, в большинстве своем справедливое недовольство людей, с мнением которых никто не собирался считаться, подавлялось и силовые полицейские меры играли в этом процессе основную роль. 

Распад СССР отчасти напоминал развал Российской Империи. Большая часть политических образований, возникших на обломках империи, в итогах влилась в Советский Союз. Это произошло в первую очередь благодаря продуманной национальной политике, которая смогла объединить самые разные народы в едином государстве. 

Казалось бы, 70 лет спустя все эти народы стали ближе друг к другу, но разные факторы, среди которых главная роль принадлежит экономическим и национально-политическим, обусловили дезинтеграцию советской империи. Множество нерешенных национальных проблем вышли наружу, как только политическая власть ослабла. Глоток свободы, которого все так давно ждали, не удержали страну в ее границах.   

Однако это был неизбежный этап, чтобы уже в новых условиях Россия в очередной раз стала ядром притяжения тех территорий, которые ранее составляли с ней единое целое.

В современном глобализирующемся мире условия очень сильно изменились и очень сложно предположить, что произойдет в ближайшее время. Безусловно, многие политические образования постсоветского пространства переживут кардинальные трансформации. А Россия продолжит наращивать свое влияние. Как сказал Глеб Павловский: «Ближнее зарубежье — это безграничное пограничье РФ, куда ее политика втягивается, перестав быть внутренней и не становясь внешней».

Все говорит о том, что собирание Большой России продолжится. Это объективный процесс, но он может принять разные формы от Таможенного Союза, до Евразийского Союза и даже федеративного государства. Огромный Русский мир Ближнего зарубежья является одним из главных факторов данного процесса наряду с экономическим. «Гравитация» России притягивает постсоветские страны и отдельные регионы. 

В этом отношении важно, чтобы данный процесс не ограничивался собиранием русских земель, а формировал фундамент для интеграции всего населения Ближнего зарубежья, как это было в послереволюционный период, когда СССР смог объединить большую часть Российской Империи. Но это будет невозможно, если этнополитические конфликты внутри самой России не начнут регулироваться и если «гравитационные процессы» затронут только русских и русскоязычное население.

Этнократии в постсоветских странах ущемляют права всех нетитульных народов, которые давно смотрят на Москву как на свою единственную защитницу. Исторически все народы, проживающие в ныне независимых государствах, присоединялись к Российской Империи и затем жили в едином Советском государстве, преемницей которых и является нынешняя Россия. Нынешние молодые государства не имеют подобной исторической преемственности и репрессивные механизмы, которые применяются там неизбежно приведут к межэтническому противостоянию и гражданской войне. А историческая миссия нашей страны заключается в том, что она должна нести ответственность за ситуацию в этих странах. 

Если такой прагматический подход будет взят за основу во внешней и внутренней политике нашей страны, то тогда она продолжит укрепляться и, вероятно обрастать новыми (старыми) территориями. Но если главной идеей станет опора только на  русский мир, то это принесет нестабильность самой России. 

Политическое решение по Республике Крым, государственными языками в котором были объявлены и русский и украинский и крымскотатарский, говорит о том, что  пока политическое руководство идет по правильному пути.

События, происходящие в мире, показывают, что старый миропорядок разрушился. Этот процесс начался с политического заката советской сверхдержавы. В настоящее время становится очевидным, что принцип сохранения целостности государства отходит на второй план. Желание во что бы то ни стало сохранить государство является пагубным, оно неизбежно погубит и само государство и людей в нем проживающих. Уже произошло множество случаев, когда по тем или иным причинам приходилось отходить от этого принципа. 

Можно сказать, что после присоединения Крыма к России мы пересекли некую невидимую черту, которая нас ныне отделяет от предыдущего периода. Политические ножницы, перекраивающие мир, уже не являются единоличной собственностью Западного мира, диктовавшего остальному миру свои правила.

Ныне на первое место выходит принцип самоопределения народа. В ближайшее время в самой Европе произойдут события, которые окончательно утвердят новый миропорядок. Намечающееся в некоторых странах отделение регионов, отличающихся историко-культурной спецификой, и превращение последних в самостоятельные государства будет тому причиной.

Безусловно, Ближнее Зарубежье является той самой зоной где рыхлые политические образования спекулируют соблюдением статуса-кво, притесняя отдельные народы и население страны в целом. В результате этого конфликтный потенциал в этой части мира нарастает.

Только Россия в настоящее время сможет стабилизировать ситуацию в постсоветском пространстве и ей придется еще не раз действовать решительным образом, не давая межнациональным конфликтам разгореться. Но это будет работать лишь в том случае, если политическое руководство России поставит во главу угла благополучие всех народов, проживающих как внутри страны, так и в ближнем пограничье.

Керимов А.П., Президент ФЛНКА

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Заседание в Кремле

Визит главы ФЛНКА в Абхазию

Народ берет власть в свои руки?

Если друг оказался вдруг…

Лейла Алиева: ''Постсоветские лидеры - не просвещенные монархи, у тех была хотя бы легитимность''

Комментарии (12)
Комментарий #2, дата: 27 март 2014 12:35

Ариф Керимов потихоньку обрисовывает контуры именно лезгинского политического сознания. С чем-то из тезисов можно согласиться целиком, с чем то частично, но радует, что такие попытки уже есть. Спасибо за статью и надемся почаще будем читать Ваши статьи.


Комментарий #1, дата: 26 март 2014 21:55

Пока не поймем РУССКИЙ  МИР- НАШ МИР  ничего хорошего нам не светит .  Лезгинам сегодня нужна автономия в составе  России и к зтому надо быть готовы  . Олимпиада прошла и поздравляю всех с успешным  проведением Олимпийских Игр.          В каком состоянии проблемы Самурского леса ,содана ли межправительственная комисия по рациональному использованию водных ресурсов р.Самур и как готовимся к деморкацию границ . Вопрос переселенцев почему он в руках махачкалы . Махачкала это тихо улыбаясь  Москву разрушаюшая сила.......





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия