Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Увидят ли бабадагские народы 22 век?

Уникальные крызский и будухский языки находятся на грани исчезновения

Крызская бабушка и ее маленький внук
Южнее реки Самур в живописных горах Кубинского района расположились села Крыз, Джек, Гапутли и Будух, служащие домом для двух аборигенных народов Кавказа - крызов и будухов. Не считая нескольких отселков в равнинных зонах Мюшкюр и Шабран, эти места являются последним пристанищем этих древних народов.

Несмотря на малую численность, изолированный характер мест их проживания и связанную с этим слабую изученность, крызы и будухи обладают славной древней историей, так, по мнению многих историков, их предки являлись государствообразующими племенами Кавказской Албании и были активными участниками различных исторических событий на Восточном Кавказе на протяжении многих веков.

Сегодняшний материал мы хотим посвятить рассказу о крызском и будухском языках, об их проблемах, будущем и возможных путях развития.

К вопросу о классификации 

Крызский и будухский языки относятся к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы языков. Традиционно объединялись с хиналугским языком в так называемые "шахдагские языки" внутри лезгинской ветви.

Однако, согласно последним исследованиям, хиналугский язык был вынесен за рамки лезгинской группы - теперь он классифицируется как отдельная ветвь нахско-дагестанской группы. О глубине отличий говорит и то, что некоторые ученые теперь предлагают называть группу нахско-дагестанско-хиналугской.

Оставшиеся же крызский и будухский языки принято называть бабадагскими. Из лезгинских языков к ним наиболее близки рутульский и цахурский, с которыми они образуют т.н. "юго-западные лезгинские языки".

Само же определение "шахдагские народы" теперь зачастую носит лишь сугубо культурно-географический характер. При этом все же следует заметить, что крызский и будухский языки, как и лезгинский, оказали на хиналугский язык настолько большое влияние, что в своем нынешнем состоянии он очень близок к лезгинским языкам.

Кроме того, сам крызский язык имеет ярко выраженное диалектное членение - в его составе выделяется по крайней мере четыре крупных диалекта: собственно крызский (крызско-ергюджский), джекский, алыкский и гапутлинский. Каждый из них распадается на говоры. Будухский язык на диалекты не делится.

Несмотря на попытки отдельных азербайджанских авторов и ученых переиначить этно-лингвистическую структуру севера современной Республики Азербайджан, роль и положение крызского и будухского языков, а также их несомненная родственная связь с лезгинским обсуждение не подлежит.

Жители селения Будух, 1880 год
Распространение и количество носителей

Крызский язык
(самоназвание КърыцIаь мез), по данным Лингвистического энциклопедического словаря, распространён в селениях Крыз, Ергюдж, Хапут, Джек и Алык Кубинского района, а также в нескольких населенных пунктах Хачмасского, Исмаиллинского, Кабалинского и Агдашского районов Республики Азербайджан.

Точное количество носителей крызского языка неизвестно, имеющиеся же данные варьируются в промежутке от 5 до 9 тысяч человек. 

Будухский язык
(самоназвание Будад мез), распространен в селении Будух Кубинского района, а также в ряде отселков с приставками "-оба" и "-гышлаг" в Хачмазском районе. Официальная численность будухов оценивается в районе 1 тысячи человек.

В своде статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 года, сообщается, что в Бакинской губернии проживали 1078 гапутлинцев, 7403 джекца, 2027 крызов и 2625 будухов.
 
На лицо сильные ассимиляционные процессы, проходящие в равнинных зонах Мюшкюра и Шабрана с интернациональным населением. Представители шахдагских народов, которые в поисках лучшей судьбы переселяются с гор на низменности, попадают в полиэтническую среду и очень быстро переходят на азербайджанский язык.

Этому способствует и то, что, к сожалению, традиционно при проведении переписи населения в Республике Азербайджан крызы и будухцы не учитываются. Для этих языков не созданы алфавиты, практически нет словарей, не описана их грамматика, а преподавание в школах сел с традиционным крызским и будухским населением ведется исключительно на азербайджанском языке.

Запущенный компанией Google в 2012 году проект «Endangered Languages» (Языки под угрозой исчезновения), выделил на территории Республики Азербайджан 6 языков, которые необходимо сохранить.

В числе прочих среди этих языков были отмечены крызский и будухский языки, охарактеризованные как языки, «близкие к исчезновению».
Жители селения Крыз, 1880 год
Изучение

Сказать, что будухский и крызский языки мало изучены - значит ничего не сказать. В целом то, что в Республике Азербайджан недостаточное внимание уделяется вопросу изучения нетюркских языков, ни для кого не является секретом. Однако и на этом мрачном фоне бабадагские языки выделяются черным пятном.
 
Так, например, соседний хиналугский язык изучен довольно хорошо, имеются как минимум две грамматики - советского ученого Юнуса Дешериева (монография написана им в 1959 году), а в 1972 «Фрагменты грамматики хиналугского языка» опубликовал известный кавказовед Александр Кибрик.
 
В рамках проекта Центра мультимедийных языковых архивов «LangueDOC» Института мировой культуры МГУ имени М. В. Ломоносова для хиналугского языка была разработана письменность на основе азербайджанской латиницы.

В 2004–2007 годах Морфологическая группа университета Суррея (Surrey Morphology Group) создала трёхъязычный арчинско-русско-английский словарь. Данный словарь существует как в печатном, так и в электронном виде. Имеется также информация, что в Махачкале разрабатывается словарь хиналугского языка.
 
Отрывочные сведения о крызском языке, его диалектах и примеры крызских слов начали появляться с конца 19 века в работах этнографов и лингвистов Адольфа Дирра, Родрига Эркерта и Рафаэля Шаумяна.
 
В серьезном же порядке крызский язык исследовался лишь дважды. Впервые в диссертации советского ученого лезгинского происхождения Шамседдина Саадиева, уроженца Кимилкишлака Хачмазского района. Он защитил свою диссертацию в 70-е годы прошлого столетия. Один из немногих кавказоведов, который проводил свои исследования в АзССР.
 
Однако его работа нигде не была издана. Сохранившиеся 2 экземпляра этой уникальной работы хранятся в Тбилиси и Москве. Столь ценное исследование азербайджанского ученого в самой республике, к сожалению, осталось совершенно незамеченным и невостребованным.
 
Продолжателем работы Шемседдина Саадиева оказался французский исследователь Жиль Отье, который в 2004 году защитил докторскую диссертацию по описанию крызского языка. В 2009 году в Париже была опубликована его грамматика алыкского диалекта крызского языка (на французском языке).
 
Будухский язык в своих работах и исследованиях описывали Юнус Дешериев, Михаил Алексеев и Энвер Шейхов. Наиболее крупным является исследование известного лезгинского лингвиста Букара Талибова, опубликованное уже после смерти ученого в 2007 году.
 
В 1984 году Унеизат Мейланова опубликовала "Будухско-русский словарь", включающий 8000 слов, иллюстрированные свободными и фразеологическими словосочетаниями - пословицами, поговорками. В словарь также вошли также микротопонимы и антропонимы будухов, краткий грамматический очерк и русско-будухский указатель.
 
Однако все эти работы оказалась невостребованными в Республике Азербайджан. В ряде СМИ Страны Огней вскользь упомянули о проводимых французским лингвистом исследованиям, не более того.
 
Как видно, крызский и будухский языки исследовались и описывались учеными исключительно неазербайджанского происхождения, даже письменность для хиналугцев, основанная на азербайджанской латинице, была разработана российскими учеными.
 
Сами же азербайджанские ученые и азербайджанская наука в целом не видят первоочередности в изучении этих языков, несмотря на то, что они находятся на пороге полного исчезновения.
 
Крызские дети, 1880 год
В заключение приведем фрагмент интервью профессора-лингвиста Жиля Отье бакинскому изданию "Азербайджанские вести":

Простите, если вопрос покажется бестактным. Вот вы изучите, скажем, будухский, создадите грамматику этого языка. Но буквально за окраиной Будуха на нем никто говорить не может — всего несколько тысяч человек, для которых этот язык родной…
 
— Нет. Намного меньше. В Будухе проживают всего 500 человек.
 
Тем более. Отсюда такой, возможно, не совсем корректный вопрос: в чем смысл сохранения этого языка? Нет большой территории, нет письменности, нет литературных источников и так далее. Сугубо научный интерес? 
 
— Безусловно. Но не только это. Попробую объяснить. Как известно, в мире более двух тысяч живых языков, сфера распространения большинства из которых неумолимо сокращается, а многие вообще на грани исчезновения.
 
Строго говоря, человечеству такое количество языков не нужно, да и вообще для общения в условиях глобализации достаточно одного языка. Некоторые эксперты предрекают, что в будущем так и будет.
 
Скажем, как сохранились «малые» кавказские языки? Люди, изолированно живущие в горах, зимой остаются наедине с собой целых долгих восемь месяцев и только летом могут общаться с другими. Поэтому они и сберегли свои языки. А теперь уже есть хорошие дороги, есть телевидение, радио — и все это ведет к их отмиранию.
 
Но я хочу сказать, что если подобное и в самом деле произойдет, то это будет большой потерей для человечества, всей нашей цивилизации, потому что вслед за потерей языка уходит в небытие уникальная в каждом конкретном случае культура — своеобразный уклад жизни и предания, которые передаются из уст в уста, традиции, национальная самобытность.
 
Понятно, что помешать этому естественному процессу очень трудно. Но сохранить максимально полную информацию обо всех составляющих общечеловеческой культуры — это и есть задача науки, которой я занимаюсь…

Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Вновь о «шахдагских» народах

О Хиналуге по-новому

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Лезгины, как «перекати-поле»

Народы лезгинской группы на грани полного исчезновения

Комментарии (11)
Комментарий #11, дата: 19 июль 2015 20:38

Полностью поддерживаю легбара и его инициатива о создании партии и имаматства считаю правильным 


Комментарий #10, дата: 19 июль 2015 10:49

При всех разногласиях и противоречиях ЛЕЗГИН и ЛЕЗГИНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ сегодня возникла необходимость сбора ЛЕЗГИ  КИМ -СХОД(ВЕЧЕ-ВАЧА) можно назвать съезд . Хотя бы самим понять чун гьибур я ,что бы весь мир знал что что происходит,почему происходит. что хотим, даже в МОСКВЕ,АНКАРЕ и ТЕГЕРАНЕ принять какое то положительное решение у них на руках и перед глазами должен быть документ- решение-обращение народа послание. Бог он един а те кто пришли к власти во власти АЛЛАХА . Поверьте, знаю о чем ведаю .    ........ когда праздник Ураза Байрам перевели с 17 на 18 это насчет Паку -Баку .никого нельзя слушать собирайтесь соберемся прекрасно понимая что представляет этот процесс  . Прежде чем быть аракадагом сперва нужно стать конем Туркменбаши ну ты я вижу особой порды. P.S.  Президент РФ В.В.Путин примет решение о создание Лезги Республику  ,а где гарантия такое решение не примет президент АР И.Алиев и этим увековечит свое имя в истории..... На все воля Всевышнего. ХЕИР ХЬУЙ. МНЕ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО МНЕНИЕ  ПИРИВИ


Комментарий #9, дата: 17 июль 2015 03:24

несчастный и обиженый человек. Ты даже не пытаешься вникнуть в суть собственной несвязной писанины, где видна лишь жалкая и отчаяная попытка огрызнуться, типа "сам дурак" и никакой конкретики, только стандартный и примитивный набор фраз с вкраплениями высокопарных речей и прочей мишуры за которыми невидно мысли и перспектив... И побойся Бога писать и решать за весь народ который тебя знать не знает и не уполномачивал за него что-то говорить. Я предельно кратко изложил по-сути на твои выкрутасы, а фантазируешь тут только ты. И никто тебя не оговаривал, сам ведь говорил не так давно что надо побыстрей южДаг присоединить к баку, или восхищения туркменским диктатором, и много-премного другой всякой лабуды... А это явный признак рабского мышления. Чтобы быть кнопочным героем много ума ненадо. А работать на консолидацию и созидание куда более полезней и реалистичней. По факту мы не видим лидера и консолидирующую силу, а лишь кучку чиновников готовых пресмыкаться перед москвой, баку, махачкалой... да кем угодно. Нету и желания москвы демонстрирующей пренебрежение данным вопросом и перекосом в сторону азерб. Можно и дальше продолжать. Правда такова что на голом энтузиазме лезгистаны не строят. Есть множество факторов политического и геополитического характера (сферы влияния) без которых делать какие-либо прогнозы невозможно. Нужно отказаться от популистических иллюзий и заговаривания зубов со стороны "туркменбашийских патриотов", и стать чуть мудрей и прагматичней... P.S: если это и правда кличка туркменбашийского скакуна, то можно поздравить нынешнего диктатора туркмении со знаковым прозвищем "АРКАДАГ" доставшемся ему от лошади предыдущего диктатора  lol


Комментарий #8, дата: 16 июль 2015 10:28

если память не изменить у Туркменбаши быль скакун ахалтекинец по "кличке аркадаг"


Комментарий #7, дата: 16 июль 2015 10:13

 Аллагь толкает Лезгин вперед ,а они слушая вокруг хватаясь за воздух  отталкивает себя назад .Лезгияр хотели собраться дважды в этом ГОДУ, это не только встать в зашиту кого-то .а должны были выработать цельную программу перспективного развития земель, Защиту народа от целенаправленного геноцида с молчаливого и активного согласия  подобных  гъаркъадагъам . Сегодня созданы все стратегические условия  для создания Лезги Республику в составе Российской Федерации . На это должны хватать решительная воля Президента Владимира  Владимировича  Путина . Пожелаем Ему здоровья на благо Родины .   зи т1вар санани вилик квади туш.всех врагов России убивает одна мысль простой народ выдвигает лидеров всех не отстреляешь и не купишь . . ты дружишь со свое головой ?Прочти .что написано тобой сверху вниз и снизу верх и дай оценку своей восполенной фантазии.Сколько в тебе ненависти к нам и любыми путями фальсифицируя правду и в том числе оговаривая меня ,стараешься травить наивных простачков против нас . времена не те И  еще хотя бы в устной форме про себя повтори  Бисмиллагь.   Москва поймет, лишь бы временем действительно не пользовались туьрки и это не пять районов это РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ . к1ват1 ХЬУХЬ . ХЕЙИР


Комментарий #6, дата: 15 июль 2015 06:31

там где говорят про ивана легбар всегда включает болвана. Пусть будет написано про извержения и цунами, международную политику, спид в африке или летающую собаку, появляется некий легбар чтобы вставить свои 5 копеек и отписать однотипную ерунду не имеющую к данной теме никакого отношения. Такие вопросы могут поднимать истинные и авторитетные лидеры, а не какието виртуальные типы которых знать никто не знает, и непонятно откуда пишут. Партии и имамства Рф запрещены, и лезгины отделяться не хотят вопреки воспаленному воображению некоторых потому что нету никаких предпосылок и времена иные. Если даже представить что эти 4-5 районов вдруг отойдут, то они тут же перейдут под юрисдикцию и влияние азербажана благодаря таким мягкотелым политикам и коллаборцианистам внутри самих лезгин которых уже практически полностью выдавили и отуречили в самом азерб.республике. И то что многие с СНГ переехали именно в РФ и особенно в Дагистан за последние 30 лет явно свидетельствует о том что именно здесь мы имеем относительно благоприятные условия. А касаясь политики, то кто виноват в пассивности лезгин, если не они сами, надо работать и добиваться, а не пить и жаловаться. Так что пора наконец быть реалистами, а не слушать мифотворцев которым лишь бы набить себе цену не делая ничего в реале...


Комментарий #5, дата: 14 июль 2015 18:44

Им стха хъсан гаф я. Полностью подерживаю эту идею. Киг заз и адресдиз emirov222@mail.ru.


Комментарий #4, дата: 10 июль 2015 23:30

слова теряют смысл когда они остаются неуслышанными . несколько лет я призываю лезгин о создании партии . имаматства ,отделится от дагестана .... Есть нечто о котором нельзя даже говорит  . давайте если нужно соберемся в Дербенте ,Кьурахе ,Ахцегьа.....Кизляре. посидим чай попьем .поговорим аквада са зат1 арадал къведа .дорогу осилит идуший.   Йа мог бы говорит о Джохаре Дудаеве ,Масхадове ......о Йамадаевых .......  АЛЛАХ ВЕЛИК  на все я ЕГО ВОЛЯ   Хейир 


Комментарий #3, дата: 10 июль 2015 15:02

Когда учился на первом курсе, спросил у своего сокурсника из Камеруна, чем будешь заниматься по окончанию учебы. Вот этот щупленький, маленького роста, темнокожий камерунец, исповедующий христианство, уверенно сказал " я буду заниматься политикой, у нас это святая обязанность образованных людей". Тогда мне было смешно, сейчас, когда мне больше 45 лет, пришло сознание, которое у него было в 17лет, без политической элиты у народа нет будущего. Лезгинский народ мало того аполитичен, но ещё у нас нету этих институтов которые воспитывала бы этой политической элиты, то есть лезгинских политических партии. Все наше воспитание детей, это будь хорошим врачом, инженером и т.д., но никогда не слышал, чтобы кто-то сказал, занимайся политикой, стань великой личностью, где можно гораздо больше сделать, для себя и для народа. Пока народ наш аполитичен, с нами никто не будет считаться. Чтобы понять причины такого положения, советую почитать книгу «Чечения-битва за свободу».


Комментарий #2, дата: 10 июль 2015 07:40

Когда учился на первом курсе, спросил у своего сокурсника из Камеруна, чем будешь заниматься по окончанию учебы. Вот этот шупленький, маленького роста, темнокожий камерунец, исповедующий христианство уверенно сказал " я буду заниматься политикой, у нас это святая обязанность образованных людей". Тогда мне было смешно, сейчас, когда мне больше 45 лет пришло сознание которое у него было в 17лет, без политической элиты у народа нету будущее. Лезгинский народ мало того аполитичен, но ещё у нас нету этих институтов которые воспитывала бы этой политической элиты, то есть лезгинских политических партии. Все наше воспитание детей. это будь хорошим врачом, инженером и т.д. , но никогда не слышал, чтобы кто-то сказал занимайся политикой, стань великой личностью, где можно гораздо больше сделать, для себя и для народа. Пока народ наш аполитичен, с нами никто не будет считаться.

Для тех кому не безразличен будущее нашего лезгинского народа, советую почитать книгу Зелимхана Яндарбиева "Чечения джихад за свободу".





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия