Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Нариман Асваров в гостях у ФЛНКА

О сотрудничестве с профессором по продвижению наших студентов в вузы страны

Ариф Керимов, Татьяна Чубрикова и Нариман Асваров

Недавно офис ФЛНКА посетил депутат Народного собрания Дагестана, декан факультета истории ДГПУ, Нариман Асваров. С ним у нас состоялось знакомство, обсудили деятельность Автономии, в том числе образовательные проекты в Дагестане. В ходе теплой, доверительной беседы Президент ФЛНКА Ариф Керимов и Нариман Асваров договорились о сотрудничестве при подготовке новых молодых кадров, а именно, о выделении целевых бюджетных мест для талантливых студентов Юждага в российских вузах, обучающихся по таким специальностям как журналистика, история, филология и др. Подробнее читайте в нашем интервью.

В начале встречи Нариман Асваров вручил Арифу Керимову в дар книгу «История Дагестана», соавтором которого он является. В ответ Президент ФЛНКА подарил ему новую книгу «Albania Caucasica».

Речь зашла о книге «История Дагестана» и Нариман Асваров отметил, что авторский коллектив намерен готовить второй том данного учебного пособия. «Мы расширяем подход к написанию книги, так как меняется время и оценка событий, поэтому наука тоже должна активно развиваться. Хотя история в силу предпочтения авторов книг и носит субъективный характер, в результате чего возникают перекосы».

Нариман Асваров: Я очень обрадовался тому, что в Москве существует такая организация, как ФЛНКА. Мне много рассказывали о ней и я решил, что если будет время – обязательно зайду. Так я и поступил. Ариф Керимов – уникальный, удивительный человек, любящий свое дело, и занимающийся им.

Я очень рад нашему знакомству и дал свое согласие на сотрудничество. И было бы преступно не согласиться, когда речь идет о подготовке именно необходимых для Дагестана кадров. Они очень нужны нашей республике, потому что студенты должны подходить к своей работе со знанием европейских и общероссийских ценностей и в то же время с учетом нашей ментальности.

Сегодня мы сталкиваемся с большой проблемой – утечкой мозгов в другие регионы России, а уже оттуда за рубеж.  Меня, например, неоднократно уговаривали куда-то переехать и найти себе работу. В таких случаях я отвечаю: «Давайте все уедем отсюда, кто тогда здесь останется? И к кому мы будем приезжать?»

В этой связи наши с ФЛНКА задачи совпадают – создание квалифицированных кадров в необходимых отраслях. Когда Ариф Керимов говорит о лезгиноязычной группе народов, то он переживает, потому что в нашей республике имеют место перекосы в кадровой политике. Если бы этих перекосов не было, то, наверное, и не возникло бы проблем с кадрами и специалисты занимались бы только наукой. Поэтому мы хотим готовить кадры в интересах нашей республики. 

Как координатор, я буду представлять ФЛНКА, и, соответственно, буду нести ответственность за студентов, которых буду рекомендовать. Поэтому я намерен всерьез этим заняться и ожидать плоды нашей работы.

Не могли бы подробнее рассказать о Вашем с Арифом Керимовым соглашении о сотрудничестве? Как это будет происходить?

Суть нашего сотрудничества заключается в подготовке специалистов из числа талантливых дагестанских студентов в области журналистики, истории, языкознания и прочих сферах. Для этого мы намерены организовывать бюджетные места в лучших вузах России и в меньшей степени Европы. В программу входят аспирантура и магистратура.

С базовым бакалаврским образованием можно в любом вузе России пойти на магистратуру. Мы будем отбирать студентов в Дагестане с пятого курса и выделять им целевые места. В этом существует необходимость, так как нам необходимы качественные кадры по нашей истории, филологии, журналистике, в том числе международной, знатоки персидского и арабского языков.

А я как декан факультета истории и депутат Народного Собрания РД буду курировать эту работу. Нам нужно понимать, что отбираемые студенты могут стать крупными учеными. И главное, у нас есть с кем работать - талантливых студентов очень много, нужно помочь им пробиться.

Что касается журналистики, то, к сожалению, большинство не умеет творчески работать и преподносить обществу материал, которым они располагают. Я сам часто организовывал различного рода общественные мероприятия и могу сказать, что в основном журналисты работают для отчетности.

А ведь должен быть расчет на результат, а не отчетность. Эфир надо заполнять ценным продуктом, который принесет завтра результат. Со своей стороны я приложу все усилия для достижения необходимого результата. К сожалению, у нас сложилась тенденция искать кадры из своего непосредственного окружения. От нее надо отказаться.

А с чем это на Ваш взгляд связано?

В первую очередь с разрушением системных связей, которые были в советское время, и которым не была обеспечена преемственность. А в 90-е годы все так деградировало, что сегодня эти связи восстановить либо нет желания, либо нет воли и требовательности. К примеру, меня не надо заставлять работать,  если я и так работаю с энтузиазмом. Но если я не умею работать, то мне приходится перед кем-то подхалимничать, чтобы меня сохранили на работе.

Единственное что может мешать системе выделения целевых мест для наших студентов – это ЕГЭ. Она неплоха, но она внедрена не в тех условиях, когда ее можно вводить. Например, английский язык во многих школах не преподают, потому что нет учителей. Не хватает специалистов по физике, математике, иностранным языкам. Ученики не могут сдавать ЕГЭ без нормального изучения этих предметов.

А что планируете делать в случаях, когда студентам нравится жизнь в другом регионе и они не хотят возвращаться в Дагестан после получения образования?

Мы будем их заранее ориентировать на то, чтобы они, познав жизнь там, налаживали такие же условия и у себя в республике. Они будут знать, что им выделяют места специально для этого. Мы будем их готовить к этому психологически, пропишем в договоре, что если они не будут выполнять условия, то должны будут возвращать деньги. Помимо этого при отборе студентов будут учитываться не только их знания, но и их ценности, мировоззрение, желание усердно работать во благо Дагестана.  Отбирать их нелегко, но работать с ними надо.

Вы коснулись такой болезненной темы, как утечка мозгов. Как бы Вы ее на данный момент охарактеризовали?

Студенты, обладающие хорошими знаниями, получив хорошее образование в России, там и остаются, а не возвращаются в республику. Потому что они знают, что по возвращении его никто не ждет и не предложит работу. Поэтому нужно создать Кадровый фонд, чтобы наши студенты точно знали, что по возвращении у них будет работа. А неспособные студенты кое-как заканчивают вуз и находят себе хоть какую-то работу. Слабые студенты – это результат слабого школьного образования.

Я каждый год на августовской конференции, обращаясь к учителям своего Хивского района, говорю: «Дорогие мои, вы говорите что у вас зарплата маленькая. Тогда не травмируйте этих детей, уходите с работы, но вы же не уходите. Если зарплата маленькая, разве  вы должны травмировать детей из-за этого? Они отвечают: «нет». - Тогда занимайтесь своим делом. Это же дети ваших сел, района, о чем вы думаете? А они и сами не знают что делают и что надо делать. При этом, конечно, сначала надо воспитать родителей, а потом уже перейти к детям.

Вы упомянули кадровый фонд. Каким вы его себе представляете?

Это нужно сделать по всей России. Именно сейчас, завтра уже будет поздно. Кадровый фонд – это создание списков, в которые будут включены специалисты и вообще подходящие кадры по соответствующим направлениям. А уже потом, когда надо будет замещать какую-то должность, можно будет рассматривать резерв этого фонда. Причем обязательно с учетом возраста, так как не может 18-летний занимать должность среднего звена, так как это бесполезно, его надо выращивать. Такие кадровые фонды должна иметь каждая сфера. При этом кадры должны заранее готовиться для замещения соответствующих мест, в том числе с учетом утечки мозгов.

Когда глава республики дает указание находить необходимые кадры, они находят каких-нибудь подхалимов, которые не будут им завтра мешать, вписывают их фамилии и отчитываются о том, что создали кадровый резерв. А реально качество и уровень подобранных кадров никто не проверяет. Я бы сделал так: давайте создадим комиссию и проверим, какой кадровый резерв они подготовили для замещения должностей. Проверим их интеллект, что они собой представляют. Проверите и убедитесь в том, что это формальность – подобран будет либо родственник, либо подхалим.

Образовывается порочный круг. Вузы выпускают учителей недостаточного уровня, они обучают учеников также плохо, а завтра они становятся нерадивыми студентами и опять идут в учителя, сами догадываетесь какого уровня.

Но надо отметить, что проблему надо решить по всей России. Не может быть такого, чтобы в единой стране где-то было хорошо, а где-то плохо. Бывает, что где-то получше, а где-то похуже, но в целом везде плохо. Так вот, проблему надо решать на федеральном уровне.

В то же время среди проблем образования отмечу, что обладать знаниями перестало быть престижным. Нынче это непривлекательно. В СССР все-таки образованный человек ценился и уважался. В то же время, из-за того что наука была престижной, туда ломанулись все и превратили ее в то, что мы сейчас наблюдаем. Все можно поставить на место, если система сверху, по вертикали начнет работать.

Позвольте завершить интервью вопросом о Вашей книге. Что подвигло Вас на подготовку этой работы?

Археология и этнография постоянно развиваются, появляется много новых материалов, которые подтверждают какие-то раннее уже известные факты или события. А значит, само время требует обновления учебных материалов. Помимо этого, есть разница в методах познания. Есть подход, который использовался в Советском Союзе – это общественно-экономические формации. А сегодня также используется и цивилизационный подход – надо и его использовать, так как это другой взгляд на события и помогает всестороннему восприятию информации. Сегодня идеологическую составляющую советского периода надо обновить, потому что время изменилось. Есть новые материалы, документы, которые были найдены в архивах и подтверждают какие-то события и факты. Это нормальный, естественный закономерный процесс.

Спасибо Вам большое за то, что посетили и познакомились с ФЛНКА и за интересный интервью о сотрудничестве по подготовке новых молодых кадров для Дагестана.

Беседовал Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

ФЛНКА на приеме в Кремле

Президент ФЛНКА А.Керимов и член ОП РД В.Казибеков провели онлайн-встречу по вопросам развития Юждага

Глава Правительства Дагестана посетит Агульский и Хивский районы

Первое заседание молодежного парламента прошло в Дербенте

Нариман Гаджиев: «Национальное вещание должно быть не хуже, чем на русском языке»

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 06 ноябрь 2015 12:26

Нужно строить общество коллективизма, где индивидуализм будет поощряться материально, за счет личных достоинств. Бизнес не должен быть определен как частноориентированный, не только как малый и средний, но и на государственной основе развития предприятий компаний фирм, потому что индивидуализм человека нужно кооперировать, тогда не будет ни оттока мозгов, ни безработицы, ни социального коллапса. Не надо равняться на главу и делать из него "бога" и спасителя от рабства, а нужно строить построение системы где нужно обьединить индивидуальзм человека и коллективизм общества, через взаимовыгодное соотношение в кооперации, так как будет задействован интерес и выгода не только индивида, но и общины используя все институты гражданского общества и законы государства. Тогда будут и волки сыты и овцы целы.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия