Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О времени воцарения Аршакидов

Статья Игоря Семёнова о времени воцарения в Кавказской Албании династии Аршакидов

Редакция ФЛНКА продолжает публиковать статьи, вошедшие в первый том издания "Albania Caucasica", посвященного 2000-летию города Дербента и 80-летию профессора Заза Алексидзе, первооткрывателя албанских палимпсестов, благодаря которому была открыта новая веха в изучении истории, языка и культуры Кавказской Албании.
Сегодня вашему вниманию предлагается статья старшего научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, доктора исторических наук Игоря Семёнова, рассматривающая исторический период воцарения династии Аршакидов в Кавказской Албании.


Библиография, посвященная различным вопросам истории Кавказской Албании, очень обширна, но вопрос о времени воцарения в этой стране Аршакидской династии до сих пор не становился темой специального исследования: кавказоведы, как правило, ограничивались высказыванием различных мнений по данной теме, не приводя при этом никакого обоснования. Так, в одной из работ К.В. Тревер было высказано мнение о том, что воцарение Аршакидов в Албании относится к I в. н.э.[1] Это предположение, не имевшее никакой аргументации, было принято К. Тумановым и Ф. Дж. Мамедовой[2]. Однако, впоследствии сама К. В. Тревер в своей фундаментальной работе, посвященной истории и культуре Кавказской Албании[3], к этому предположению уже не возвращалась и обошла данный вопрос стороной.

Другая точка зрения на этот счет была высказана Р.Б. Геюшевым. По его мнению, воцарение Аршакидской династии в Албании должно относиться к 298 г. ― сразу после заключения Нисибинского договора между Ираном и Византией[4]. Однако и это предположение не имеет веских доводов.
И, наконец, необходимо отметить точку зрения С.Т. Еремяна, относившего возникновение аршакидского правления в Албании к IV в. н.э.[5], и так же никак не обосновывавшего свое предположение.

Для решения данного вопроса первостепенное значение имеет присутствие в приводимом в «Истории страны Алуанк» списке албанских Аршакидов имени царя Урнайра (Вачаган I Храбрый, Вачэ I, Урнайр, Вачаган II и т.д.[6]), о котором в связи с событиями 371 г. упоминается также автором эпического сборника Бузандаран патмут‘юнк‘ (V в.)[7], известном в историографии как Фавст Бузанд[8]. Основываясь на указанном списке аршакидских царей и опираясь на указанную отправную дату ― 371 г., можно утверждать, что воцарение самого первого из них ― Вачагана I Храброго ― должно относиться ко времени никак не ранее первой пол. IV в. Таким образом, можно полагать, что древнейшие албанские цари (Оройс/Ород, Зобер), упоминаемые античными авторами в связи с событиями I в. до н.э. – первой пол. I в. н.э., имели не аршакидское, а иное, скорее всего, местное происхождение. Кроме того, необходимо иметь в виду, что если бы албанские цари, правившие в эту эпоху, являлись Аршакидами, то вряд ли этот факт мог бы остаться незамеченным античными авторами.

Из надписи шаханшаха Нарсе (293–298) следует, что в конце III в. восточно-кавказские владения Сасанидского государства находились в состоянии политической раздробленности[9], и говорить о существовании в этот период единого Албанского царства не приходится. С другой стороны, есть основания полагать, что во второй пол. III – первой пол. IV в. одним из наиболее влиятельных восточно-кавказских владетелей являлся маскутский аршакидский царь.

Сведения о маскутском государстве сохранились в сочинении Фавста Бузанда, причем он упоминает только об одном маскутском аршакидском царе ― Санесане, правившем в 330-х гг.[10] Но несколько раньше о царе маскутов сообщается в надписи Нарсе, составленной в 293 г.[11]

По данным Фавста Бузанда, Санесан казнил епископа Григория (около 336 г.), проповедовавшего христианство в Стране маскутов[12]. «История страны Алуанк» дополняет сообщение Бузанда сведениями о том, что епископу Григорию удалось обратить в христианство несколько тысяч маскутов, в т.ч. и сыновей самого Санесана, которые приняли христианские имена – Мовсес, Даниел и Елиа. Санесан потребовал от них отречения от христианства, но, получив отказ, предал их казни[13].

Далее, как следует из повествования Фавста Бузанда, Санесан по приказу шаханшаха Шапура II (309–379) организовал и возглавил нападение отрядов восточно-кавказских народов на Армению. Почти год войско Санесана удерживало столицу Армении ― город Валаршапат, но затем армянская армия, скрытно выдвинувшись к городу, внезапным ударом выбила оттуда маскутов и у скалы Ошакан нанесла им окончательное поражение. Среди погибших у Ошакана был и царь Санесан[14].

По всей видимости, в рассматриваемый период лидерство маскутов в политической жизни Восточного Кавказа определялось, главным образом, высокой знатностью их царской династии, являвшейся ветвью Аршакидского рода. Именно это обстоятельство позволило Санесану объединить вокруг себя остальных восточно-кавказских владетелей и повести их в поход на Армению[15].

После гибели Санесана маскутские аршакидские цари в источниках уже не упоминаются, не упоминается и сам титул «царь маскутов». С другой стороны, с 359 г. в источниках начинают фигурировать албанские цари, причем как ведущие владетели на Восточном Кавказе. Не вызывает сомнений, что это был уже аршакидский царь, т.к. выше был сделан вывод о том, что правление Аршакидов в Албании начинается приблизительно в этот период. Таким образом, новое возвышение Албанского государства начинается с момента воцарения там одной из ветвей Аршакидской династии. С другой стороны, тот факт, что правление Аршакидов в Албании начинается не позднее 359 г., т.е. уже вскоре после гибели сыновей Санесана, а затем и его самого, может говорить о том, что албанские Аршакиды, вероятно, принадлежали к той же ветви Аршакидского рода, что и Санесан, и что албанские аршакидские цари в определенной степени являлись преемниками маскутских аршакидских царей.

На первый взгляд, данному предположению противоречат следующие показания источников:
1. По данным послания армянского католикоса Гюта Араhезаци к Вачэ II, албанский царь Урнайр был современником армянского царя Трдата III (298–330) и вместе с ним принял крещение от Григория Просветителя[16].
2. В житийном варианте сочинения Агафангела, так называемом «Житии Григория Просветителя» (сохранилось только в греческом переводе, армянский оригинал которого исследователи относят к V в.[17]), сказано о том, что Трдат III пригласил к себе царей Лазики, Иберии и Албании и вместе с ними принял крещение от Григория Просветителя[18].
3. В основном тексте сочинения Агафангела сообщается, что Григорий Просветитель и армянский царь Трдат III распространили христианство до Кавказского хребта и до северной границы маскутов[19].
Однако анализ всех данных, связанных с миссионерской деятельностью Григория Просветителя, привел Н.К. Апциаури к выводу о том, что распространение христианства при Григории Просветителе ограничилось территорией Большой Армении и не затронуло соседние страны ― Картли и Албанию; легенда же о том, что деятельность Григория Просветителя была распространена и на другие страны, появилась позднее[20]. Иначе говоря, сообщения о прибытии албанского царя Урнайра к Трдату III лишены исторической основы.

Несколько раньше этот вопрос был рассмотрен А.А. Акопяном. В своих рассуждениях он опирался на вывод К.А. Каграманяна о том, что главы 1.16–26 «Истории страны Алуанк» представляют собой отдельное сочинение ― «Повесть о Вачагане», составленную автором V века, являвшимся современником Вачагана III Благочестивого и очевидцем проводившихся им в Албании политических и религиозных преобразований; позднее данное сочинение было включено в состав «Истории страны Алуанк»[21]. Как замечает А.А. Акопян, в «Повести о Вачагане», подробно рассказывающей о тех подвижниках, которые способствовали распространению христианства в Албании, имя царя Урнайра не упоминается вовсе. Это позволяет говорить о том, что легенда об Урнайре как о царе, крещенном Григорием Просветителем, появилась довольно поздно (после V в.). А.А. Акопян полагает, что она была создана после Партавского собора 704 г., когда Албанская церковь предприняла попытку выйти из-под юрисдикции армянского католикосата, и, таким образом, у последнего возникла необходимость исторического обоснования идеи единства обеих церквей. Первоначальный вид этой легенды представлен в послании армянского католикоса Гюта Араhезаци к царю Вачэ II. В нем, в частности, сказано, что Урнайр получил крещение от Григория Просветителя, и что именно Григорий Просветитель направил в Албанию первого епископа. Последнее должно было явиться основанием для того, чтобы албанские католикосы и впредь получали рукоположение от армянских католикосов, преемников Григория Просветителя. Позднее, в X в., на основании этой легенды была скомпилирована одна из глав «Истории страны Алуанк» (1.9), но там она была использована уже с противоположной целью ― для обоснования самостоятельности Албанской церкви[22].

Справедливость построений А.А. Акопяна подтверждается еще одним обстоятельством: в главе 1.9 «Истории страны Алуанк» говорится, в частности, о том, что после смерти царя Урнайра албанцы просили себе в католикосы Григория, внука Григория Просветителя, и армянский царь Трдат III удовлетворил их просьбу. Если следовать этому указанию, то Урнайр должен был умереть еще до того, как Григорий, внук Григория Просветителя, стал епископом Картли и Албании, т.е. до 330 г. (дата смерти Трдата III), а, между тем, достоверные данные об Урнайре относятся к 371 г. Это позволяет считать, что сообщения главы 1.9 действительно основаны на легенде, изложенной в послании Гюта Араhезаци к Вачэ II.

Наконец, можно указать еще и на другое противоречие, которое неизбежно возникает в том случае, если принять сообщение главы 1.9 «Истории страны Алуанк» как достоверное: царь Урнайр должен был бы править как минимум с 313 по 371 г. Так, например, и считает Ф.Дж. Мамедова[23]. Однако, сомнение вызывает не столько возможность такого длительного правления Урнайра, сколько то, что в 371 г., во время Дзиравской битвы он вел в бой албанское войско, а потом еще имел силы спасаться бегством с места сражения[24]. Это может говорить о том, что в 371 г. Урнайр был вовсе не старым, в преклонных годах человеком, а скорее зрелым, полным сил мужчиной.

Все эти факты позволяют принять гипотезу А.А. Акопяна и согласиться с его мнением о том, что Урнайр воцарился в Албании незадолго до 371 г. – в 60-х гг. IV в.[25]
Р.Б. Геюшевым было выдвинуто предположение о том, что в Албании правили два царя под именем Урнайр: один из них правил до 330 г., а другой около 371 г.[26] Однако, данная точка зрения не опирается на данные источников. Так, в приводимом «Историей страны Алаунк» списке аршакидских царей Албании имя Урнайра упоминается только один раз: Вачаган Храбрый, Вачэ, Урнайр, Вачаган, Мирхаван, Сатой, Асай, Есвален, Вачэ, Вачаган Благочестивый[27].
Как уже говорилось, опираясь на данные этого списка, можно утверждать, что Вачаган Храбрый едва ли мог воцариться в Албании ранее первой пол. IV в. Этот хронологический период приблизительно совпадает со временем гибели сыновей Санесана и его самого около (337 г.[28]). А тот факт, что в более поздний период маскутские аршакидские цари перестают упоминаться в источниках (вплоть до периода правления шаханшаха Хосрова I (531–579)), позволяет считать вполне вероятным то, что после гибели Санесана шаханшах Шапур II упразднил трон маскутских царей и стал сажать представителей маскутской ветви Аршакидского рода уже на албанский трон. Иначе говоря, аршакидский трон на Восточном Кавказе мог быть перенесен из Страны маскутов в собственно албанские районы, хотя, разумеется, под властью нового албанского царя могло сохраниться и владение его предшественников ― Страна маскутов. В последнем случае становится объяснимым, почему Елишэ, рассказывая о восстании албанского царя Вачэ II, называет в числе его соратников одиннадцать горских царей и особо говорит о маскутском войске, не упоминая при этом о маскутском царе [29].

Таким образом, можно считать вполне вероятным, что Вачаган I Храбрый, который фигурирует первым в приводимом «Историей страны Алаунк» списке албанских аршакидских царей, был очень близким родственником Санесана.
В связи с этим предположением необходимо принять во внимание, что в IV в. Сасаниды нигде не создавали новых царских тронов и, уж тем более аршакидских, напротив, в данный период в Сасанидском государстве имела место прямо противоположная тенденция ― к упразднению малых царств. Это делает предположение о перенесении аршакидского трона из Страны маскутов в собственно албанскую область более вероятным. Именно с последним событием и можно связывать новое усиление Албанского царства.

Сама «История страны Алуанк» не упоминает о родстве Санесана с последующими албанскими царями, но это можно объяснить нежеланием албанского автора каким-либо образом связывать албанскую Аршакидскую династию с последним (?) маскутским царем, так как, во-первых, по приказу Санесана был убит епископ Григорий, во-вторых, Санесан приказал убить также своих сыновей, равно как и других маскутов, отказавшихся отречься от христианства, в-третьих, Санесан был организатором нападения восточно-кавказских племен на Армению, страну духовно близкую Албании.

По всей видимости, аршакидский трон в Стране маскутов служил опорой власти Сасанидов в Западном Прикаспии и основой сасанидской системы обороны в этом крае[30], но с поражением у Ошакана мощь маскутской армии значительно ослабла. Этим обстоятельством успели воспользоваться какие-то северокавказские кочевники, которые, по словам Мовсеса Хоренаци, в период правления армянского царя Тирана (342–350) поселились в Албании и в течение четырех лет совершали набеги на соседние армянские области. Только с помощью шаханшаха Шапура II армянскому царю удалось избавить свою страну от этих набегов[31]. Мовсес Хоренаци не сообщает о том, каким именно образом Шапур II помог Тирану, но очевидно, что действия сасанидского шаханшаха против кочевников были вызваны тем, что кочевники действовали в его восточно-кавказских владениях. Вероятно, именно тогда, приблизительно в 350 г., Шапур II и посадил на албанский трон Вачагана I Храброго.

По всей видимости, шаханшах Шапур II рассчитывал на то, что Вачагану I Храброму как представителю очень знатного и древнего царского рода удастся сплотить вокруг себя других восточно-кавказских правителей и благодаря этому надежно прикрыть границу Сасанидского государства в Западном Прикаспии. Кроме того, учитывая, что в последующий, более чем столетний период первостепенную роль на Восточном Кавказе играли именно албанские цари, можно предположить, что Шапур II подчинил их власти и некоторых других восточно-кавказских владетелей. Впрочем, последние сохранили некоторую самостоятельность, что придавало албанскому государству характер конфедерации[32].

Предлагаемой гипотезе, казалось бы, противоречат данные главы 1.14 «Истории страны Алуанк», из которых следует, что один из албанских аршакидских царей ― Вачэ II ― был современником маскутского царя Санесана. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не более чем анахронизм.

Глава 1.14 начинается с рассказа о подвижнической деятельности Григория Просветителя, его сыновей Аристакэса и Вртанэса, и внуков ― Иусика и Григория. Последний в пятнадцать лет был назначен епископом Иверии и Албании и во время своей проповеднической деятельности построил в албанском городе Цри церковь и поставил там священником Даниела. Вскоре после этого епископ Григорий прибыл к маскутскому царю Санесану, а некоторое время спустя был убит маскутами на поле Ватнеан. Вслед за этим маскутский царь Санесан отправился в поход на Армению, но там все его войско было перебито армянскими князьями.

«В то самое время, ― повествуется далее в «Истории страны Алуанк», ― укрепленный город Цри восстал против царя Алуанка и подчинился персидскому царю». Албанцы (в тексте ― пейоративное библейское «аргесцы», но речь идет именно об албанах[33]) взяли город и арестовали священника Даниела, а также находившегося вместе с ним отрока чилба, принявшего христианство. Албанцы стали уговаривать чилба отречься от христианства, но тот отказался. Тогда албанцы обезглавили обоих. «Некие сирийские иноки, подобрав их [тела], увезли в село hАку. Там похоронили их в могиле и на том месте построили монастырь. По сей день, говорят, там находятся мощи блаженных.

Случилось это при храбром Вачэ, царе Алуанка. И до царствования Вачагана Третьего Благочестивого, царя Алуанка, сына hАзкерта, брата Вачэ, царя святого, пресвятые мощи блаженных мучеников были сокрыты там. Ибо от храброго Вачагана до Вачэ в Алуанке было девять царей. Десятым по счету царем Алуанка был боголюбивый царь Вачаган Благочестивый».

Таким образом, из данных источника выясняется, что к моменту гибели маскутского царя Санесана (около 337 г.) в собственно Албании был свой царь, что, впрочем, не является неожиданностью, однако это не мог быть Вачэ II (именно он занимает девятую позицию в приводимом в «Истории страны Алуанк» списке албанских аршакидских царей), т.к. последний правил не в IV в., а в сер. V в.[34] Можно было бы предположить, что в источнике «Истории страны Алуанк» шла речь о Вачэ I, а не о Вачэ II, однако, если бы это было так, то его имя стояло бы в той части текста, где и упоминается албанский царь («…город Цри восстал против царя Алуанка…»), но поскольку оно там отсутствует, то представляется маловероятным, что оно наличествовало в источнике «Истории страны Алуанк», а разъяснение в самом конце главы 1.14 о том, что «Случилось это при храбром Вачэ, царе Алуанка», выглядит как позднейшая вставка. К такому же выводу, но несколько иным путем пришел и А.А. Акопян, по мнению которого текст главы 1.14 является частью «Повести о Вачагане», а рассматриваемая хронологическая привязка ― это ни что иное, как очень поздняя вставка[35].

Таким образом, данные главы 1.14 «Истории страны Алуанк» не дают основания усомниться в предлагаемой в настоящей статье гипотезе, согласно которой аршакидское правление в Албании начинается вскоре после того, как оно прерывается в Стране маскутов.
Впервые правитель Албанского Аршакидского государства упоминается под 359 г., когда перед началом битвы персов и римлян у г. Амида (в Месопотамии) албанский царь был замечен в свите Шапура II[36].
Некоторые сведения об Албанском Аршакидском царстве можно почерпнуть из рассказов Фавста Бузанда и Мовсеса Хоренаци о событиях 371 г. К этому времени борьба между Ираном и Римской империей за верховенство над Арменией обострилась до предела. Армянский царь Пап (369–374) строго придерживался ориентации на Рим, и, когда в 371 г. иранская армия пересекла границу Армянского царства, он выступил против нее совместно с римской армией.

Иранские и римско-армянские войска вступили в соприкосновение друг с другом на Дзиравском поле. Согласно сведениям, Фавста Бузанда, в составе армии шаханшаха Шапура II находился албанский царь Урнайр[37], а по сообщению Мовсеса Хоренаци, на стороне персов сражался и «храбрый Шергир, царь леков»[38]. Упоминание царя леков может говорить о том, что небольшие владения, учрежденные на Восточном Кавказе еще в III в. (некоторые из них упомянуты в надписи Нарсе), продолжали сохраняться довольно долго[39].

До Дзиравской битвы, еще в 368 г. правители северо-восточных областей Армянского царства, население которых составляли преимущественно албанцы, отступились от армянского царя Аршака II (350–368) и перешли в подданство к шаханшаху. Шапур II передал их владения под власть Урнайра[40], однако на Дзиравском поле ирано-албанская армия потерпела поражение, и вслед за этим армянская армия вернула под контроль своего царя северо-восточные области государства. Граница между Армянским и Албанским царствами снова пролегла по Куре[41].

Несмотря на поражение на Дзиравском поле Албания продолжала оставаться верным союзником Ирана. Этому не мешало и начавшееся при царе Урнайре распространение христианства среди албан. Урнайр и сам принял христианство[42]; христианами были и все его преемники. С другой стороны, это обстоятельство не способствовало сближению Албании с Арменией, поскольку с 368 г. в отношениях между этими странами появился спорный вопрос ― проблема лежавших к югу от р. Куры областей, имевших албанское население. Эти территории издавна (вероятно, со времени завоеваний Тиграна II или ранее) входили в состав Армянского царства, но, передав управление ими Урнайру, Шапур II дал повод ему и его преемникам считать эти земли своими и этим еще больше «привязал» к себе албанского царя.

Вскоре после 387 г., когда Армянское царство будет разделено между Римом и Ираном, северо-восточные области снова будут отторгнуты от Армении и включены в состав Албанского царства[43]. После этого «центр тяжести» политической жизни Албанского государства переместится на правобережье Куры[44].

[1] Тревер К.В. Очерки по истории культуры древней Армении. М.―Л., 1953. С. 145.
[2] Toumanoff C. The Albanian Royal succession // Le Museon. Revue d’etudes Orientales 97, fasc. 1-2. Louvain, 1984. P. 87; Мамедова Ф.Дж. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н.э. – VII в. н.э.). Баку, 1986. С. 58, 122, 184, 185; она же. О некоторых вопросах исторической географии Албании I в. до н.э. – VIII в. // Историческая география Азербайджана. Баку, 1987. С. 15.
[3] Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э. – VII в. н.э.). М.―Л., 1959.
[4] Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании (по данным археологии и письменных источников). Баку, 1984. С. 15.
[5] См.: Очерки истории СССР (III–IX вв.). М., 1958. С. 311, 314.
[6] Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк. Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш.В. Смбатяна. Сличение с критич. и ред. С.А. Авакяна. Ереван, 1984. 1.15. (далее: Мовсэс Каланкатуаци).
[7] История Армении Фавстоса Бузанда. Пер. с др.-арм. и коммент. М.А. Геворгяна. Под ред. С.Т. Еремяна. Вступ. ст. Л.С. Хачикяна. Ереван, 1953. 5.4-5. Далее: Фавст Бузанд.
[8] О названии сочинения Buzandaran patmut‘iwnk‘ и имени Фавстос Бузанд см.: Периханян А.Г. О первоначальном названии труда, приписываемого Фавсту // Международная конференция по средневековой армянской литературе, Ереван, 15–19 сентября 1986 г.: Тез. докл. Ереван, 1986. С. 154–155.
[9] Семенов И.Г. Этнополитическая история Восточного Кавказа в III–VI вв. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2002. С. 11–12.
[10] Фавст Бузанд, 4.6–7. Некоторое время в историографии была принята точка зрения К.В. Тревер, отождествлявшей маскутского царя Санесана с мятежником Санатруком (Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. С. 188–197. См. также: Мамедов Т.М. Албания и Атропатена по древнеармянским источникам (IV–VII вв.). Баку, 1977. С. 77; Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. С. 33 сл.; Мамедова Ф.Дж. Политическая история и историческая география... С. 98, 172 сл.), который в начале 30-х гг. IV в. попытался с помощью персов воцариться в Армении (История Армении Моисея Хоренского / пер. Эмина Н.О. М., 1893. 3.2-4 (далее: Мовсэс Хоренаци); Мовсэс Каланкатуаци 1.14), однако Б.-А. Арутюняном и М.С. Гаджиевым было показано, что это два разных исторических лица (Арутюнян Б.А. Поход мазкутского царя Санесана на Армению // Вестник общественных наук. Ереван, 1981. 6. С. 65–77 (на арм. яз.); Гаджиев М.С. Южный Дагестан в III–V вв. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1982. С. 140-143. См. также: Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 108; Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). Казань, 1994. С. 153–156). 
[11] Humbach H., Skjaervǿ P.O. The Sassanian Inscription of Paikuli. Pt.2. Synoptic Tables. Wiesbaden, 1980. BI. H3; Касумова С.Ю. Южный Азербайджан в III–IV вв. Проблемы этно-культурной и социально-экономической истории. Баку, 1983. С. 28, 53, 54.
[12] Фавст Бузанд, 4.6. См. также: Мовсэс Каланкатуаци, 1.14.
[13] Мовсэс Каланкатуаци, 2.5.
[14] Фавст Бузанд, 4.7. См. также: Мовсэс Хоренаци, 3.9.
[15] Данные Фавста Бузанда не содержат прямого указания на то, что в правление Санесана весь Восточный Кавказ входил в состав Маскутского царства, но все же А.А. Акопяном был сделан вывод о том, что в составе этого государства была объединена территория «между Курой, Каспийским морем, Дербентской линией гор [? ― И.С.] и Кавказским хребтом с его продолжением по Лянгябизской гряде, то есть охватывала всю восточную половину античной Албании» (Акопян А.А. Албания ― Алуанк... С. 104). Б.А. Арутюнян полагал, что власть Санесана распространялась и на территорию собственно Албании (Арутюнян Б.А. Поход мазкутского царя Санесана…. С. 77). Подобное же мнение было высказано и мной (Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия...  C. 17, 19). С.А. Яценко пошел еще дальше и неправомочно включил в состав государства Санесана также весь Дагестан и Центральный Кавказ и примыкающие к нему степные районы вплоть до низовий Волги (Яценко С.А. «Бывшие массагеты» на новой родине ― в Западном Прикаспии (II–IV вв. н.э.) // Историко-археологический альманах. Вып. 4. Армавир―Москва, 1998. С. 91, рис. 2). Полагаю, что все эти точки зрения несостоятельны; для того, чтобы убедиться в этом, достаточно процитировать соответствующее место из сочинения Фавста Бузанда: «В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал все войска, ― гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов, и баласичев и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал» (Фавст Бузанд, 4.7). Здесь не сказано о том, что Санесан повелевал этими племенами – он повелевал лишь войсками, набранными из этих племен.
[16] Мовсэс Каланкатуаци, 1.11.
[17] Акопян А.А. Албания ― Алуанк... С. 65; Апциаури Н.К. Источниковедческие проблемы распространения христианства на Кавказе (Цикл «Жития Григория Просветителя»). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Тбилиси, 1989. С. 7, 8, 17.
[18] Garitte G. Documents pour l’etude du livri d’Agathange. Rome, 1946. P. 72, 97, 99.
[19] Agathangelos. History of the Armenians / Transl. and Comm. by R.W. Thomson. Albany, N.Y., 1976. § 842.
[20] Апциаури Н.К. Источниковедческие проблемы... С. 10–18.
[21] Каграманян К.А. Источники «Истории страны Агванк». Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Ереван, 1973. С. 22; Акопян А.А. Албания ― Алуанк... С. 178–189.
[22] Акопян А.А. Албания ―Алуанк... С. 181–184.
[23] Мамедова Ф.Дж. Политическая история и историческая география… С. 186, 261, прим. 48.
[24] См.: Фавст Бузанд, 5.50.
[25] Акопян А.А. Албания ― Алуанк... С. 107.
[26] Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании… С. 29.
[27] Мовсэс Каланкатуаци, 1.15.
[28] Семенов И.Г. Этнополитическая история Восточного Кавказа. С. 12. 
[29] Егише. О Вардане и войне армянской / Пер. с др.-арм. И.А. Орбели. Примеч. К.Н. Юзбашяна. Ереван, 1971. С. 169. Далее: Елишэ.
[30] О сасанидской системе обороны на Кавказе см.: Семенов И.Г. Этнополитическая история Восточного Кавказа. С. 5, 13, 26.
[31] Мовсэс Хоренаци, 3.12.
[32] На конфедеративное устройства Албанского Аршакидского царства было указано Р.Х. Хьюсеном и М.С. Гаджиевым (Hewsen R.H. Ethno History and the Armenian Influence upon the Caucasian Albanians // Classical Armenian Culture: Influence and Creativity. Chico, Cal., 1982. 4. C. 27–40; Гаджиев М.С. Лпиния (исторические факты, локализация, этническая принадлежность) // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (Этногенетические исследования). Махачкала, 1998. С. 12; он же. Древний город Дагестана: Опыт историко-топографического и социально-экономического анализ. М., 2002. С. 240).
[33] Акопян А.А. Албания ― Алуанк... С. 244–245.
[34] Там же. С. 180.
[35] Там же. С. 180.
[36] См. сообщение Аммиана Марцеллина: Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt / Edidit W. Seyfarth. Lpz., 1978. 18.6.
[37] Фавст Бузанд, 4.7.
[38] Мовсэс Хоренаци, 3.37.
[39] В связи с событиями 450 г. Елишэ упоминает о лпинском и баласаканском царях (Елишэ, гл. 3).
[40] Фавст Бузанд, 5.51–52.
[41] Там же, 5.13.
[42] Мовсэс Каланкатуаци, 2.11.
[43] Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908. С. 1-27, 230.
 [44] Новосельцев А.П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // Древние государства Восточной Европы [1998]. М., 2002. С. 438.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

К истории Аршакидов Албании

Хронология Аршакидов Албании

"Albania Caucasica" представили ИВ РАН

Новые горизонты албанистики

Видеолекция по истории Кавказской Албании от лезгинской молодежи Санкт-Петербурга

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия