Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Взаимоотношения Кюре и Казикумуха

Когда и как в кюринских землях начали править ханы

Редакция ФЛНКА предлагает вашему вниманию статью, в которой автор на основе анализа источников делает выводы об искажении в историографии особенностей взаимоотношений вольных обществ Южного Дагестана и Казикумухского ханства.

У нас, лезгин, не только в истории еще много белых пятен, но даже сама историография (совокупность исторических исследований - ред.) таит множество загадок. Мы ранее анализировали, как в XIX веке многие историки, которые писали о Кубинском ханстве, стали вдруг к месту и не к месту вставлять в свои произведения кайтагское происхождение его ханов. Или как в XX веке в Кавказской Албании создали  «Масагетское царство».

Исследование этих загадок раскрывает неизвестные страницы нашей истории. Но и исследование самого появления этих историографических ляпов тоже представляет интерес.

Пример: в 1869-м году в Южном Дагестане была учреждена «Особая сословно-поземельная Комиcсия для разбора личных и поземельных прав туземных жителей и об увеличении штата Темир-Хан-Шуринской горской  школы» [РГИА Ф.1268 Оп.14 Д.107]. Она работала с 5 августа 1869 г. до 14 декабря 1870 г. В заключительном докладе членом этой комиссии Андрониковым сказано, что «до Аслан-хана в Кюринском ханстве не было беков». За этим следует интересное заключение, что все население состояло из раятов, также «шихов» и евреев. [Феодальные отношения в Дагестане XIX - начало XX в. Архивные материалы. М. Главная редакция восточной литературы. 1969. С. 164].

Кому они раятствовали, об этом докладчик не говорит. Ошибку можно было для представителя классового общества сосчитать естественной. Но из текста доклада видно, что комиссией было выявлено всего 12 раятских сел во всем Кюринском ханстве. Получается что беки, которые «с назначением нашим правительством в 1812 г. Аслан-бека кюринским ханом с того времени расселились в том ханстве», освободили остальные 200 с лишним сел от раятства? Звучит как анекдот, но такой вывод следует из доклада председателя Сословно-поземельной комиссии.

Вообще, взаимоотношения Кюре с Казикумухским ханством, тема очень интересная. Забегая вперед, скажем, что поздние дореволюционные и современные исследователи, изучившие этот вопрос, единодушны в том, что до 1812 года Кюринская область жила вольно-общинным строем, общество было бесклассовым, «жители до 1812 года были свободны и не знали податей» (XXV. Гидулянов. Ч. II, стр. 56. Этнографическое обозрение 1901. № 2; Доклад Андроникова; Айгунова Т. С. Внутренние и внешнеполитические отношения союзов сельских общин Дагестана в XVIII - начале XIX века; диссертация на соискание ученой степени кандидат ист. Наук. Махачкала 2005. I, 1; Манатилова З. З. Кюринское ханство и его вхождение в состав России; диссертация на соискание ученой степени кандидат ист. Наук. Махачкала 2003. I, 1).

Но в историографии можно найти много документов, где говорится, что Кюре уже во второй половине XVIII века, еще до ее завоевания Российской империей и вручения Аслан-хану, была принадлежащей Казикумухскому ханству.

Что интересно, все документы старательно разъясняют, как это происходило. Мы рассортировали эти разъяснения по способам присоединения Кюре к Казикумухскому ханству.

Получилось три версии. Первая версия военная: Кюре была захвачена Казикумухом. Об этом пишут Алкадари и Бутков.

По Алкадари это сделал  Мухаммед-хан, сын Сурхай-хана: «По смерти Надир-шаха…явившись из Аварии с человеком по имени Сам, завладел этими (Казикумухским и Кюринским) округами» [Алакадари. Асари Дагестан. Гл. 8.].

Комаров же пишет, что сделано это было позже сыном Мухаммед-хана Сурхай-ханом II: «Сурхай-хан, воспользовавшись смертью Фет-Али-хана, овладел Кюрою и присоединил ее к Казикумуху» [Комаров А. В.  Казикумухские и Кюринские ханы. ССКГ, вып. II, Тифлис 1869, гл 3].

Разумеется, и Алкадари, и Комаров историки авторитетные. Но, при всем уважении к авторитету и компетентности Алкадари, и Комарова тоже, и принимать эти заявления тоже невозможно. В реальной жизни подобные процессы по преобразованию вольных общин в феодальное владение обернулись бы драматическими последствиями. Кюринская земля стала бы ареной противоборства.

Например, после сражения на Гавдушанском поле и удаления Фетали-хана в Сальяны Мухаммед-хан Казикумухский решил завладеть Кубинским  «уездом и начал там осуществлять ханскую власть» [Алакадари. Асари Дагестан. Гл. 8; Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам с. 162; Бутков П. Г. Ч. II, с. 18]. Но очень скоро понял, что ему не рады и «добровольно вернулся» в Казикумух. За 15 лет до этого тот же Мухаммед-хан в другом месте – в Шекинском ханстве, пошел на силовое решение столь деликатного вопроса. В 1759 г. он убил шекинского султана, кстати говоря мужа своей дочери, и засел со своим войском в Нухе. [Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку Элм, 1991. Период V, с. 157; Алакадари. Асари Дагестан. Гл. 8; Керим Ага Фатех. Краткая история шекинских ханов. Баку Элм, 1958. с. 49; Хаджи Сеид Абдулгамид, Родословная шекинских ханов и их потомков. Баку, Элм, 1958. с. 60; Мирза Джемал Джеваншир Карабагский. История Карабага. Баку. АН АзССР. 1959, стр. 126;]. И правил там около сорока дней, пока не наступила кровавая развязка.

Поэтому невольно задаешься вопросами, а так ли написано в оригинале «Асари Дагестан», что имел в виду Гасан-эфенди, правильно ли перевел переводчик? И потом, существуют и другие версии, которые не уживаются с этой.

Согласно второй версии, Кюринская область была Казикумухским ханам просто подарена. Симонович Ф. Ф. пишет, что «провинция Кура…зависела она от дербентских султанов, а в новейшие времена от кубинских ханов и, наконец, уступил его Фет Али хан Хамутаю казыкумыцкому в наследственное и независимое владение» [Симонович Ф. Ф. Описание Южного Дагестана 1796 г. //История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. М. 1958, с. 151].

Бутков также считал, что Кюре была подарена Фетали-ханом Сурхай-хану Хамбутаю, но подарена была в качестве калыма за его сестру, на которой Фетали-хан женился [Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год, Часть II. СПб. 1869, с. 27]. По Рейнеггсу Кюре была подарена Сурхай-хану II в качестве компенсации за убийство его отца…Мухаммад-хана Аварского – для него что Мухаммед-хан Казикумухский, что Мухаммед-хан аварский, погибший под Шемахой, было все одно [Reineggs, J.: Allgemeine historisch-topographische Beschreibung des Kaukasus. TI., Sankt Petersburg: 1796,с.159].

Здесь тоже не поймешь, смеяться или плакать. Вольные общества были вольными не только в названии, их дарение кем-то кому-то как крепостных – это все-таки перебор. К тому же в период правления Фетали-хана в Казикумухе правил Мухаммед-хан, отец Сурхай-хана II. Они оба умерли в 1789 г., и Фетали-хан физически не успевал делать такие подарки Сурхай-хану II. Это не говоря о том, что никакой жены из Кази-Кумухского правящего дома у Фетали-хана никогда не было.

Ну и, когда Кюре стала вотчиной Фетали-хана, пояснять никто из перечисленных авторов не считал нужным, хотя получение области Казикумухом старались разъяснить с подробностями.

Третья версия поинтересней предыдущих. Ее приводят опять-таки Алкадари, а также Комаров [Комаров А. В.  Казикумухские и Кюринские ханы. ССКГ, вып. II, Тифлис 1869; гл. II], Искандер-бек Гянджинский, [Искендер-бек Гаджинский. Жизнь Фатали-хана Кубинского. Газета "Кавказ", 1847 год. № 48] и Бакиханов. В ней в Кюре снова распоряжается Фетали-хан.

Согласно этой версии Фетали-хан создал на границах с Кайтагом и Казикумухом два буферных владения.

К нему из Кайтагского уцмийства и Казикумухского ханства пришли два оппозиционных родственника правителей. А Фетали-хан создал под Хан-Магомеда, племянника уцмия Амир-Гамзы, и Шихмардан-бека, сына Мухаммед-хана Казикумухского и брата будущего Сурхай-хана II, два квазиханства. Для этого Фетали-хан построил Хан-Магомед-беку и его сторонникам город и переселил туда сто раятских семей из Кубинского ханства (по Гянджинскому двести семей), а Шихмардану подарил «селения Гюнейского магала, относившиеся раньше к Кубинскому уезду и магалы Кабирской и Кутуркюринский, относившиеся к Дербентскому владению» (Алкадари).
С Хан-Магомед-беком все понятно, Фетали-хан всего лишь помог ему обособиться от  своего дяди уцмия. Город Хан-Магомед-кала строился, на территории Уцмийства (Алкадари). Вклад Фетали-хана в сепаратизм Хан-Магомеда сводился к помощи в построении города и в ста или двухстах подаренных раятских семьях. Дальнейшая судьба Хан-Магомеда неизвестна, город Мамед-кала стоит до сих пор (**По разным датировкам Хан-Магомед-кала была образована во второй половине 70-х годов 18 века, дагестанские историки называют более точную дату — 1778 год. Впрочем, есть и иное мнение не менее авторитетных историков, которые датируют образование поселения тремя годами раньше.).

С Шихмардан-беком ничего не понятно. Можно конечно допустить, что Фетали-хан имел какое-то влияние на названные магалы, но это огромная по местным меркам территория, причем богатая посевными угодьями. Сам факт передачи таких богатых земель под чей-то контроль уже вызывает сомнения. Вся политика Фетали-хана в целом сводилось к захвату чужих земель и приращению ханства, поэтому этот шаг не вписывается в образ Фетали-завоевателя, который на склоне лет хотел даже Персидское государство сделать частью своей державы.

Никаких других подтверждений, что Шихмардан-бек владел какое-то время Кюрой или хотя бы ее частью, разумеется, не существует. В российских архивах имеется большой массив официальных документов того периода от разных чинов Российской военной администрации на Кавказе. В них нет ни слова о том, что Шихмардан-бек когда-либо правил в Кюринском регионе.

О нем вообще сведений крайне мало. Из имеющихся в свободном доступе источников можно лишь узнать, что Шихмардан-бек тоже умер в одно время с Фетали-ханом и своим отцом Мухаммед-ханом, в 1788 или в самом начале 1789 года. А еще из письма Сурхай-хана II наместнику Тормасову следует, что сын Шихмардан-бека Аслан-Гусейн жил вовсе не в Кюре, а у своего дяди в Аварии: «…у Аслан-бека имения никакого не было, он жил у своего дяди Умма-хана, от которого пришел ко мне, то я его и принял со всем желанием, и отдал за него дочь свою» [Письмо Сурхай-хана ген. А. П. Тормасову о своей верности России и взаимоотношениях с Аслан-беком. 1809 г. не ранее июня. Архив ИИАЭ Ф.1, опись 1, дело 551, с. 37].

Впрочем, можно дальше и не тратиться на критику. Такое разнообразие способов вхождения Кюринского региона в Казикумухское ханство их же взаимно и аннулирует: не могла одна область войти в состав другого столькими путями. Не говоря уже о достоверности самих способов.

Тем не менее, эта тема, как и многие другие в нашей истории, требует более пристального исследования с привлечением всех имеющихся архивных материалов.

Бедирхан Эскендеров

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Письменность до Маштоца

Вернуть имена из лезгинской истории

Вышла в свет книга о Дербентско-Кубинском ханстве

Лезгинский след на тропах газавата

Библиотека

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 31 август 2020 22:09

Сажидин Саиджамалович Саидгасанов,Атлухан Эфенди не был лакцем,как и сам Аслан-Хан тоже.


Комментарий #3, дата: 31 август 2020 22:03

Сажидин Саиджамалович Саидгасанов, ты то откуда знаешь


anonim
Комментарий #2, дата: 04 июль 2020 19:05

Кюредин иесияр яхулрикай хьайила, Кюре барбат1 авуна, халкьдиз гзаф к1ур гана. Ашукь Саида яхул хандиз кхьенвай шиир вилик йисара школадин программада лезги литературадин программадик квай. Гзаф гужар авуна чи халкьдиз абуру. За лезги историядин ктабдай к!елнай: Сурхай хана вичиз балк1анар герек атайла, ччанриз 50 лезги дишегьли гана дегишарна. Гьик садрани маса ханари ва халкьари лезгийриз куьмек садрани ганач. Гьавиляй лезгийрин даях тек са лезгияр я.  


Комментарий #1, дата: 04 июль 2020 17:39

При владении над Курой, Аслан хан отравлял своих беков во многие села. Я точно знаю, что в село Ашага-Стал, примыкающими к нему и Орта-Стал, и Юхари-Стал отправи лакца под именем Хенжал. Из тухума Атлухан эфенди, чтобы подружится с беком, выдал свою дочь. Высокий надгробный камень находися у нас в кладыще. Его именем внук Хенжал жил иживет члены их семьи.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия