Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Капир - жемчужина Курахской долины

Об истории и культуре старинного аула


Капир - один из древних аулов Южного Дагестана с богатой и славной историей, который, не смотря на все трудности, связанные с жизнью горцев в современном мире, продолжает свою древнюю историю.
КьепIир (по-русски принято говорить Кабир или Капир) – крупный аул на юго-востоке Курахского района, расположен он в 21 км от райцентра. Точных   данных о возрасте села нет, однако, многочисленные памятки истории и предания позволяют судить о древности населенного пункта.
Относительно происхождения топонима "Кабир" имеются как минимум 2 гипотезы. Согласно первой, название села идет от арабского слова «Кабир», что   значит "огромный". Вторая гипотеза имеет уже связь с лезгинским языком - по ней, название восходит к сочетанию "кьве пIир"(2 зиярата). По-видимому, делабилизация корневого "кьв" привела со временем к переходу "кьвепIир" >> "кьепIир".
Исторически так сложилось, что Капир состоит из 7 сел-кварталов, которые вместе довольно гармонично образовывали единый населенный пункт. Число кварталов соответствовало количеству тухумов, которые жили в этом селе. Обособленный уклад жизни кварталов Капира продержался вплоть до начала 20 века.
Названия тухумов (Михер, Чатунар, ЧIуьгъвер, Кьаружунар, Варварар, Пlирер, Къазакьар) и кварталов (Михер мягьле, Чатун мягьле, ЧIуьгъвер мягьле, Кьулан мягьле, Къазакь мягьле, ТIулан мягьле, Хъемцал мягьле) хорошо сохранились и современные капирцы знают и помнят их.
Сохранившиеся в топонимике села названия Куьгьне (ЦIуру) къеле (Старая крепость) и Тегьид сенгер (вал Таги) говорят нам о существования в старину в Капире крепостных сооружений. Над аулом возвышается старинное здание трехэтажной Джума мечети. Прежде в селе были и квартальные мечети.
По имеющимся данным, в 1747 капирцы в черте своего села дали бой войскам Надира шаха, нанеся ему ощутимые потери. В 1806 году в Капире по приказу генерала фон Граббе обосновалась рота Российской армии, основной задачей которой было покорение, читай усмирение, горцев Южного Дагестана.
Капирцы были активными участниками восстания крестьян в Дагестане в 1877-1878 гг. Одним из его руводителей был Капир Гаджимурад, образ которого особо почитаем сельчанами. Царская власть жестоко подавила восстание, сам Гаджимурад был схвачен и казнен. Етим Эмин не раз упоминал выдающегося капирца в своих стихотворениях. Кстати, еще один капирец, Муслим, был хорошим другом известного поэта.


Ай, кьепIирви Гьажимурад 
Кемендиз вигьенва хьи. 
Гила гьикIда, эй мусурман, 
Нукьмин инсанар гьинава?
 

Етим Эмин "Гьинава?" (1877-78гг.)

Не оказались в стороне капирцы и во время событий Русско-Кавказской войны. Так, Гаджи Насрулла-эфенди из Капира был соратником имама Шамиля. Принимал участие в боевых действиях. Он погиб в сражении с русскими войсками, будучи осaжден вместе с имамом Шамилем в Гунибе.
В конце 19 века на весь Кюринский округ известной была поэтесса Капир Айисат. Она писала песни на народный лад. О положительном и отрицательном, что есть в этом мире. О настоящей чистой любви.
По преданиям, в своих лирических произведениях она передавала переживания того, что не смогла связать свою судьбу с любимым человеком. Поэтому образ влюбленной пары, которой не суждено быть вместе, является одним из центральным в ее творчестве.
О своей замечательной односельчанке написал роман известный поэт и писатель Селимбег Рамазанов. Произведение носит название «Айисат из Капира». По этому произведению режиссер Мирзебег Мирзебегов поставил спектакль.
В былые времена особой храбростью и смелостью (в особенности в деле воровства) славился тухум Кьаржунар. Из этого рода происходил, кстати, и Котур-Кюринский наиб Али-Гаджи Нурали.
Издревле капирцы владели землями на территории современного Магарамхюрского района. Постоянных жилищ на этих участках они не строили, ввиду открытости этих мест для набегов и грабежа. Использовались эти земли обычно чабанами. Они сюда спускались на зимовку с гор . Жили чабаны в землянках (къазмаяр), а для овец и скота отводили загоны (серденар или ятахар).
Лишь в конце 19 века, когда обстановка в предгорной и равнинной части Южного Дагестана стала безопасной, капирцы начали основательно обживать свои земли. Согласно переписи 1886 года, в Капире проживали 1932 человека. Это был крупный и влиятельный аул.
В 1878-1880 гг. появились первые хуторки, которые в начале 20 века переросли в современные села Яруквалар и Капир-Казмаяр. В 30-е годы капирцы выиграли тендер на заселение равнинных земель и массово начали переселяться на земли новообразованных сел.
В 1915 году в селе Капир открылась первая светская школа, учителем в которой работал ахтынец Вагьид Гасанов. В 1936 году школа стала семилетней, а с 1942 получила статус средней. В ней учились также дети из соседних аулов.
В годы Великой Отечественной войны 516 капирцев ушли на фронт, из них, к сожалению, только 72 человека вернулись к родным очагам. В память о погибших в борьбе за Родину капирцам в селе установлен обелиск.
Радует то, что несмотря на переселение части капирцев на равнину, не смотря на общий упадок Курахского района, нынешний Капир растет и развивается. Ныне в селе проживает порядка 1600 чел. Это третий по численности населения аул района.
На территории Капира имеется небольшое производство - ковровая фабрика, соковый цех, асфальтовый завод, кирпичный завод. Планируется организация розлива минеральной, горной питьевой воды. Также намечается строительство цеха по производству сыра. В Кабире функционируют районное лесничество, участковая больница, аптека, почтовое отделение, средняя школа.

Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

О происхождении топонима «Кюре»

В Магарамхюрском районе учителя школы добились погашения задолженности по зарплате после обращения в прокуратуру

Древний Ашар

В Курахском районе началась газификация села Кутул

«Где люди вольны как орлы…» - 7

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 01 май 2020 16:52

И не думал, что у меня такой огромный тухум.

Еще раньше село Кучун оснавали.


Комментарий #3, дата: 19 октябрь 2013 20:59

Кьеп/ирцам свойственна скурпулезная аккуратность во всем. Село трудолюбивых и уважительных людей. Село с очень чистыми дорогами, тропинками, с благоухающими, ухоженными садами и огородами. А какие узоры Кьеп/ирских ковров? Знаменитый Кьеп/ирский узор сумахов распрастранен по всему Дагестану. Кьеп/ирцы очень красивый народ с своеобразным Кьеп/ирским акцентом лезгинского языка. Сегодня граница между Кьепир и К/ири стерлась, и оба эти и так немаленькие села образовали большой и красивый  поселок в горах.  Желаю процветания моим братьям и сестрам. Успехов во всем!


Комментарий #2, дата: 19 октябрь 2013 09:14
Красивые у нас места и как можно уезжать из таких красивых гор и не развивать здесь достойную жизнь? Возможно ли, чтобы целевое направление сельского хозяйства было направлено на возрождение сел, то есть, чтоб жители сами являлись строителями коллективного хозяйства? Все взаимоотношения должны быть через народный контроль, чтоб люди были заинтересованы, а если сданы земли то тоже через согласие и договор с джамаатом. Нужно чтоб фермерские хозяйства тоже были подконтрольны народу, чтоб у "человека" небыло возможности обойти закон. Надо чтоб государство работало напрямую с теми джамаатами кто хочет создать коллективное хозяйство и сами выступали бы собственниками, а если сданы земли предпринимателю, то налоговые органы должны работать вместе и через представителей сельских общин. Мы сами можем быть министрами, когда это касается нашего развития и будущего наших детей. Все кто работает на территориях районных центров должны быть подчинены контролю, чтоб небыло такого, чтоб директор завода или предприятия, мэр города пользовались возможностью двойной бухгалтерии и обходил налоги, а потом с помощью нечестных денег нарушал взятками наши законы, разрушая наш союз. Нам надо брать все в свои руки и строить гражданское общество иначе мы никогда не сможем удержать людей, украшать жизнь и горы своим трудом развивая достойный быт.

Комментарий #1, дата: 19 октябрь 2013 08:31

ФЛНКА спасибо за фото. Очень красиво. Вспомнил молодость когда приезжал с братьями в Капир. +++++




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия