Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Трагедия Хновского восстания

Ошибки советской власти в борьбе с исламом

Начало XX века ознаменовалось для человеческой цивилизации глубинными изменениями, определившими дальнейший ход истории. Не стал в этом отношении исключением и Дагестан, переживавший тогда сильнейший за всю свою историю слом существующих норм и устоев.
Взявшая в свои руки власть в стране коммунистическая партия стремилась переформатировать систему общественных взаимоотношений на новый лад, что встретило массу волнений и мятежей по всей России. Однако, особенно драматичные моменты разыгрались в наиболее консервативной части страны – на Кавказе, в частности в Дагестане.
Реакцией на проводимую властями политику атеизации общества и государства стали многочисленные восстания, происходившие в Стране гор. Патриархальное горское общество не могло примириться с тем, что вдруг, все то, на чем стояли многие поколения их предков, новой властью стало нивелироваться.
Хнов
Одним из ярких эпизодов, демонстрирующих особенности тех перемен, является Хновское восстание, охватившее четыре высокогорных селения – Хнов, Фий, Борч и Гдым, расположенных в бассейне верхнего течения реки Ахты-вац, притока реки Самур.


Хновское восстание началось в селе Хнов 18 мая 1930 года. 19 числа повстанцы вошли в село Борч, джамаат этого селения поддержал восстание. К 22 мая советская власть была низложена в аулах Гдым и Фий. Таким образом, в водоворот событий были вовлечены четыре высокогорных аула – рутульские Хнов, Борч и лезгинские Фий, Гдым. Участники восстания выступили против коллективизации, раскулачивания и требовали восстановления шариатских судов.


За месяц до того как восстал хновский джамаат, в апреле 1930года по инициативе муллы Мустафы Шейхзаде в селении Юхари Гёйнюк соседней Азербайджанской ССР состоялось совещание руководителей повстанческого движения региона.
На съезде присутствовали также и представители селений Хнов и Борч - Муса Ширинбеков и Незир Юнусов. После совещания, его участники стали распространять в родных землях слухи о скором падении советской власти. В связи с чем в Хнове был начат сбор оружия для подготовки населения к отрытому восстанию.

Фий
18 мая на сельском собрании джамаат селения Хнов принял решение начать восстание. Повстанцы свергли советскую власть в селе и двинулись вверх по реке Ахты-вац в ближайшее селение Борч. 19 мая борчинцы также оказались вовлечены в повстанческое движение. К 22 мая советская власть была низложена в аулах Гдым и Фий. Таким образом, в водоворот событий были вовлечены четыре высокогорных аула – рутульские Хнов, Борч и лезгинские Фий, Гдым.


По целому ряду причин Хновское восстание напоминает произошедшее также в Южном Дагестане крестьянское восстание под руководством религиозного авторитета, шейха Хаджи-Магомеда Штульского. Причиной восстания послужило недовольство местного населения коллективизацией, продразверсткой и преследованиями мусульманского духовенства. Быстро распространившееся восстание послужило призывом к действию также и жителей села Хнов.


По данным ОГПУ за 1930 г. в Ахтынском районе из 98 мечетей действовали только 29 (29,6%), были закрыты 37 (37,8%), не действовали из-за отсутствия духовных лиц 32 (32,6%); в Рутульском районе из 75 – 34 (45,4), 5 (6,6%) и 36 (48%) соответственно.


Сразу после захвата власти в верховьях Ахты-ваца, властями предпринимались попытки уговорить восставших сложить оружие, однако призывы не возымели действия. Для выяснения обстановки в восставших сёлах, к Хнову был отправлен разведотряд, одтельные участики которого были взяты повстанцами в плен.

После этого было принято решение провести войсковую операцию с целью силового подавления восстания. Из Ахты и Шиназа в Хновскую долину были натправлены красноармейские части 5-го полка Северо-Кавказской дивизии ОГПУ, 48-й кавалерийский дивизион и отряды красных партизан. Взять округу с ходу не удалось, поскольку повстанцами были выставлены дежурные посты, откуда наступающие отряды подверглись обстрелу из ружей.


Затем, сосредоточив силы, войска пошли в наступление на восставшие села. По мере продвижения силовики подвергались непрерывному ружейному обстрелу с окрестных гор. Вскоре Хнов был занят. Некоторые из повстанцев сдались, а некоторые ушли за Главный Кавказский хребет в соседнюю Азербайджанскую ССР, где продолжили повстанческую активность.
Для проверки селян на предмет принятия участия в восстании, Хнов был окружён,  установлен пропускной режим, пока не прошла тотальная проверка на лояльность власти всех граждан. По словам старожилов Хнова, в селе было взорвано несколько домов руководителей восстания, применено заложничество по отношению к их семьям.
 Как следует из материалов дела, к скрывающимся участникам восстания засылались делегации из авторитетных односельчан или же родственников, обещая при этом, что добровольно явившимся сохранят жизнь.

 «Приговор был суров: всего по делу было привлечено 350 человек, из них 53 человека, как руководители и актив вооруженного восстания, осуждены на различные сроки концентрационных лагерей. А непосрественно руководители восстания во главе Мусой Ширинбековым в количестве 16 человек постановлением политтройки и полномочного представителя ОГПУ Северо-Кавказского края приговорены к 10 годам лагерей (от 27 февраля 1931 года), но затем дело было пересмотрено, Муса Ширинбеков и другие руководители восстания, всего 16 человек, приговорены к высшей мере наказания с конфискацией имущества по статье 58/2 УК РСФСР - за активную борьбу с советской властью с оружием в руках. Среди осужденных были жители всех четырех селений, участвовавших в восстании. Было конфисковано личное имущество участников выступления, баранта и земли, им принадлежащие.»

Непосредственными организаторами и руководителями Хновского восстания были: Ширинбеков Муса, Магомед Гаджиев Молла, Азизов Гашим, Исламов Молла, Юнусов Назир и др. Постановлением тройки при полномочном представителе ОГПУ Северного Кавказа по ДАССР от 27 февраля 1931г. руководители восстания в количестве 16 человек во главе с Ширинбековым М. были осуждены к 10 годам ИТЛ. Военной коллегией Верховного суда СССР приговор был отменен и заменен высшей мерой наказания (расстрел) с конфискацией имущества.

Гдым
В 1936г. остальные участники Хновского восстания решением районных троек Ахтынского и Рутульского районов в период проведения коллективизации и раскулачивания были высланы за пределы республики.
В последних числах апреля 1930г. председатель Дагестанской Контрольной Комиссии ВКП(б) Казьминин и член бюро Дагестанского Комитета ВКП(б) Д. Измайлов с докладной запиской обратились в бюро Дагобкома ВКП(б) «О необходимости роспуска партийных, советских и комсомольских организаций Касумкентского, Курахского и Табасаранского районов» в связи с тем, что часть коммунистов, комсомольцев, некоторые председатели и секретари сельских советов активно принимали участие в рядах восставших с оружием в руках, а один из коммунистов – секретарь сельсовета, руководил повстанческим отрядом.


В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов» все участники Хновского восстания были полностью реабилитированы.


В 1929 году при образовании районного административного деления Дагестана селение Хнов, видимо, исходя из соображений этнической целесообразности, было включено в состав Рутульского района. Уже спустя 4 года после подавления восстания, в 1934 года Хнов был включен в состав соседнего Ахтынского района.


Восстание наложило печать и на отношение советской власти к «кулацкому селению» . Немало хновцев пострадало и в годы репрессий (1936-1938) за ту или иную причастность к восстанию 1930 года, попав в разряд «врагов народа».
По данным Хновского сельсовета, за 1936-1938 гг. было осуждено и выслано на Урал около ста хновцев. Многие колхозы Рутульского и Ахтынского района были созданы на основе конфискованного у участников и причастных к восстанию жителей этого района поголовья мелкого и крупного рогатого скота.


Восстание, произошедшее в селениях Хновской долины, как и другие, происходившие в то время на Кавказе, служат нынешнему поколению свидетельством эпохи, напоминанием о том, какую цену отдавали наши предки за сохранение традиционных ценностей горского общества.

Селим Ахтынский

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Корни чинопочитания в Дагестане

Ермолов: герой или преступник?

Обстоятельства Кубинского восстания

Руслан Гереев: Руслан Курбанов политически подготовлен для работы в Общественной палате РФ

Киргизы потребовали кун-выкуп за действия царской России

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 17 ноябрь 2013 20:55

Цитата: Gatagvi
Как хновское восстание, так и кюринское восстание под руководством Гаджи Магомеда Эфенди Штульского были большой ошибкой со стороны лезгинских духовных лидеров, не рассчитавших свои силы в борьбе с новой властью. Итог этих выступлений разгром и полное уничтожение духовной элиты лезгинского народа, плоды которых сейчас пожинаем и будем пожинать еще долго...
КАК верно сказал, согласен на все 100%


Комментарий #3, дата: 17 ноябрь 2013 14:19

А почему пострадали жители рутульского аула Лучек и другие рутульские аулы, когда вначале  были сожжены Шамилем, а потом аул Лучек переселила (кстати, куда?) царская администрация?


Комментарий #2, дата: 17 ноябрь 2013 12:30

никому не дано право осуждать своих предков ,обсуждать ...   обратите внимание и здесь какой то заде ,а ведь пошли бы Лезгины в армию набор в Польшу и история была бы другой не удобной для Ирана и Османа .Самое страшное когда элита больна


Комментарий #1, дата: 13 ноябрь 2013 21:12

Как хновское восстание, так и кюринское восстание под руководством Гаджи Магомеда Эфенди Штульского были большой ошибкой со стороны лезгинских духовных лидеров, не рассчитавших свои силы в борьбе с новой властью.
Итог этих выступлений разгром и полное уничтожение духовной элиты лезгинского народа, плоды которых сейчас пожинаем и будем пожинать еще долго...




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия