Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Агул, выдержавший советский натиск

История жизни авторитетного алима и богослова Багаудина Багадаева

Одна из нравственных задач подрастающего поколения заключается в том, чтобы отдать дань памяти тем, кто это заслуживает по праву. А среди агулов одним из таких известных людей является Багаудин Багадаев – алим, который прошел через жернова советской репрессивной машины и не сломался.
 
Когда начинаешь говорить о таких людях каждый раз приходиться говорить о том, сколько им пришлось пережить в своей жизни и какое наследие они оставили после себя.
 
Огорчает то, что ученым-богословам в недалеком еще прошлом приходилось предавать свои знания, преодолевая неимоверные трудности со стороны государственных органов.
 
Каждый человек, вступивший на путь изучения и распространения Ислама, видимо уже бывает готов к тому, что будет даваться тяжело, и готовить себя к трудностям. Так сложилась судьбы видного ученого, богослова, учителя Багадая (Багаудина) Багадаева.
 
Родился он в селение Тпиг Кюринского округа (Агульский район) в 1889 году в семье сельского бегаула (кавха). Как и все сельские ребята той поры, маленький Багаудин тоже поступил в сельское медресе для изучения основ Ислама и арабского языка.
 
Видя его стремление к знаниям и способности к учебе, отец решил отправить тринадцатилетнего Багаудина в Курах для продолжения учебы. Там в то время было хорошее медресе и известный ученый Мухаммад-хаджи.
 
Здесь он в течение трех лет изучил исламское право, толкование Корана и историю Ислама. Уже к шестнадцати годам Багаудин имел достаточную грамотность, и непродолжительное время работал писарем у наместника Гази-Кумухского хана в селении Буркихан.
 
Но желание изучить науки побороло другие перспективы, и Багаудин отправился вглубь Дагестана в поисках знаний. Тогда в Кала-Корейше (Дахадаевский район) жил известный во всем Дагестане ученый Расулуллах-хаджи.
 
У него Багаудин продолжил изучение шариатского права (фикх). Там же он работал над усовершенствованием своего арабского языка, дополнительно стал изучать и персидский язык. В 18-19 вв. персидский язык имел существенное значение в изучении Ислама.
 
Много было трудов, которые доступны были только на этом языке. Дагестанские алимы даже составляли трех-четырех и семиязычные словари для изучения таких книг.
 
Проучившись там, Багадай перешел в знаменитое медресе Гасана Алкадарского и до конца жизни великого лезгинского ученого в 1910 году изучил у него географию, астрономию, физику, логику, этику (адаб) и другие науки.
 
С 1910 по 1913 годы Багаудин по три месяца уходил в Лакию для изучения отдельных книг. В 1914-1915 годах усовершенствовал знания по фикху в Хунзахе, Кубачи и в Уркарахе.
 
По итогам учебы всех этих лет, отданных изучению Ислама, Багаудин имел прекрасное образование и прослыл среди односельчан как «всезнающий»: кроме родного агульского языка он свободно говорил и писал на арабском, персидском и турецком языках, а также владел лезгинским, аварским, даргинским, лакским и табасаранским языками. 
 
Октябрьскую революцию 1917 года Багаудин воспринял, как и все религиозно просвещенные дагестанцы, негативно. Но, следуя примеру более старших сельчан, он тоже призывал братьев по вере к терпимости, не сражаться и не проливать бессмысленно кровь друг друга – не вступать в братоубийственную войну.
 
После этого он также проводил большую просветительскую работу среди земляков и призывал их не восставать против Советской власти. В частности, в Дагестане в то время было много локальных восстаний крестьян, недовольных коллективизацией и созданием колхозов.
 
Так в 1929-31 годах в Южном Дагестане то и дело вспыхивали конфликты с властью. Багадай предвидел исход этих восстаний и отговаривал людей от этого.
 
Все же ему тоже грозила высылка, но он успел скрыться от Советской власти в Баку в 1925-35 годах. С собой он забрал и своих двух сыновей. Там он окончил педагогическое училище на русском языке и шестимесячные курсы бухгалтера.
 
После учебы проработал учителем начальных классов в поселке Сабунчи близ Баку и бухгалтером на Бакинском нефтеперегонном заводе. Там тоже дагестанцы, работавшие на промыслах, обращались к нему со всеми религиозными вопросами, на которые охотно отвечал Багадай.
 
Он, пользуясь своим положением и наработанными связями, помог многим семьям освободиться от ареста и остаться не высланными в Архангельскую область, Киргизию и Казахстан. Писал письма в Москву и излагал объективную ситуацию семьи того или иного человека.
 
Но все-таки он не смог избежать уготовленной ему судьбой участи – в 1936 году он опять попал под те же жернова репрессий. Но ему каким-то чудом удалось уцелеть и вернуться через год домой. Однако вскоре вновь был арестован и выслан в Киргизию «как кулак».
 
Как мы знаем, в те годы из разных районов Дагестана в Среднюю Азию было выслано более двадцати тысяч семей. В основном высланные были размещены в Киргизии.
 
В Киргизии, куда был выслан, Багадай не сидел сложа руки – вновь устроился работать учителем начальных классов в русской школе. Но все его действия, как религиозного ученого, были строго под контролем спецслужб.
 
Вскоре Багадай приобрел авторитет среди высланных дагестанцев – лезгин, агулов, аварцев, даргинцев и лакцев. Он прекрасно понимал, что выслан вовсе не из-за своего состояния, которое, кстати, у него и не было, а потому, что был неудобен воинствующим атеистам-большевикам.
 
Большевики никак не могли смириться с тем, что Багадай, человек, не вступающий в какие-либо контакты с властью, имеет больший авторитет, чем они. Таких людей, как Багадай, среди высланных под видом раскулачивания дагестанцев – было большинство.
 
Задача власти состояло избавиться от них или, в крайнем случае, держать таких людей в изоляции от остального общества.
В Киргизии за высланными был установлен строгий контроль. Они не имели при себе паспортов, и для выезда из места проживания более чем на четыре километра необходимо было получить разрешение у коменданта. Пропуск тоже выдавался не более чем на шесть часов. По сути эта была тюрьма, где власти держали неугодных для себя людей.
 
Высланные из Дагестана и других Северокавказских республик были распределены на территории радиусом 200 километров. Если отпущенный опаздывал, то комендатура, на чьей территории он находился, должна была в пропуске отметить причину опоздания ссыльного.
 
Багаудин имел среди ссыльных огромный авторитет ввиду его богобоязненности и учености, и ни одно мероприятие (мавлид, имянаречение, свадьба ит.п.) не проходило без его участия. За ним приезжали глубокой ночью на фургоне, тайно.
 
Для получения разрешения в комендатуру подавали заявление и вместе с ним – материальное вознагрождение. Рассказывают, когда комендант узнавал, для чего Багадаеву нужен пропуск, кричал: «Чо это такое: басурманы опять будут петь всю ночь».
 
Багаудину разрешили вернуться из Киргизии в 1950 году. По возвращении в Дагестан он поселился в Дербенте, где и прожил до конца своей жизни. Но и здесь он не прекратил свою просветительскую деятельность.
 
Взял к себе на учебу нескольких учеников, и тайно от всех передавал им свои знания. Он был одним из признанных в Южном Дагестане религиозных авторитетов в Советский период. С ним советовался муфтий Дагестана по разным шариатским вопросам – и всегда его мнение имело вес.
 
Ему предлагали работу имама в Джума-мечети Дербента, но он категорически отказался. Для этого у него были причины: недоверие к тому режиму, той системе, которая долгие годы преследовала его и потом, обрекая на смерть, оправила в ссылку – Киргизию, где была только голая степь, где дагестанцам с трудом удалось выжить. Он никак не мог доверять этому государству, и поэтому предпочел остаться дома, нежели занимать религиозные должности.
 
Знание, ум и мудрость позволяли ему принимать разные решения и делать выводы. За восемь лет до смерти он сказал в кругу семьи, что коммунистический режим является угнетающим и что такой режим не сможет долго продолжиться – и скоро все переменится.
 
Тогда в самый разгар «развитого социализма», никто не мог и предположить, что такая держава, как СССР рухнет в одночасье и превратиться в «развивающееся государство». Багадаев оставил после себя прекрасно воспитанных грамотных детей и внуков.
 
Большинство из них выбрали самую благородную профессию – профессию врача, а хорошо известный дагестанцам Джамалудин Багадаев – сын Багаудина, в свое время был заместителем министра здравоохранения РД.
 
Багадай (Багаутдин) Багадаев ушел из жизни в 1977 году, похоронен он на сельском кладбище в родном селении Тпиг Агульского района.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Тажидин Саидов

Хивские школы через судьбу учителя

Гелхен – культурное наследие Дагестана

Каким мог быть Агул в прошлом?

В Дербенте прошло открытие Вахты памяти

Комментарии (13)
Комментарий #13, дата: 15 декабрь 2014 01:41

Цитата: муртуз
   Кто такой вААще этот Алхасов, что бы мы из раза в раз, на своем же сайте,  натыкались на его очередную "ЭПОПЕЮ"  ????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

Отвечаю: Это тот, кто вместе со своими малограмотными сообщниками нагло и беззастенчиво пытался своровать историю лезгин, а сейчас, при полном попустительстве руководства сайта ФЛНКА, пытается продолжать дурачить аудиторию сайта нелепыми баснями об "особости" одного из народов Южного Дагестана. Ни на одном уважающем себя интернет-ресурсе, не говоря уже о солидных научных журналах, этому субъекту не позволят опубликовать его антинаучные статейки, но сайт ФЛНКА слишком добр и лоялен к баснописцам.


Комментарий #12, дата: 08 декабрь 2014 00:58

Цитата: Багаудин
Цитата: Tahar
для меня очевидно, но руководство сайта предпочитает наблюдать за деятельностью Алхасова через призму понятных только руководству сайта ФЛНКА соображений
так ли независимо руководство сайта?

   бесспорная истина, что абсолютной независимости не бывает в природе человеческого бытия  (как ни крути, но кто то от кого то, так или иначе - зависим). Вопрос в другом - в том, что, в данном конкретном случае,  наблюдаем ли мы зависимость деятельности организации ФЛНКА от стечений обстоятельств, вызванных, к примеру, сложившейся политической конъюнктурой (это было бы заметно - МЫ бы, как нить, поняли, потерпели бы) при которой поступить иначе просто нельзя ???!  Или же это, непонятная для нас, зависимость от амбиций некоего юждагского "самородка-ГИГАНТА"   - Алхасова???!!! ......  

   Кто такой вААще этот Алхасов, что бы мы из раза в раз, на своем же сайте,  натыкались на его очередную "ЭПОПЕЮ"  ????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

  


Комментарий #11, дата: 07 декабрь 2014 15:18

Цитата: Tahar
для меня очевидно, но руководство сайта предпочитает наблюдать за деятельностью Алхасова через призму понятных только руководству сайта ФЛНКА соображений
так ли независимо руководство сайта?


Комментарий #10, дата: 07 декабрь 2014 11:32

Неужели среди целого агульского народа нет более подходящего и грамотного человека с кем бы было целезообразно сотрудничать,нежели постоянно вызывать возмушение читателей этого сайта,не желающиее видеть односторонние статьи имеющие цель  отрицательно влияющие на историю лезгин.Речь конкретно идет не об этой статье,а о предыдущих и давних статьях.


Комментарий #9, дата: 07 декабрь 2014 09:59

Цитата: Tahar
но руководство сайта предпочитает наблюдать за деятельностью Алхасова через призму понятных только руководству сайта ФЛНКА соображений.

 

 +++++++++++++++++++++

 

  


Комментарий #8, дата: 06 декабрь 2014 02:33

[quote=Zaman]Позвольте вмешаться в вашу дисскуссию. В статье обнаружил еще одну опечатку -"Октябрьскую революцию 1017 года" (наверное год все-таки был 1917).


Эту опечатку, уверяю, заметили не только Вы. Мне кажется, дело в том, что автор этих ляпов не утруждает себя элементарным вычитыванием текста. Да и к чему??! "Для сайта ФЛНКА сойдет" - рассуждает автор, пользующийся безграничным кредитом доверия Лезгинской автономии, - "Пипл и так схавает"! Не схавает!! Внимательные читатели сайта давно имели возможность убедиться в том, что площадку сайта малограмотный, но амбициозный субъект под фамилией "Алхасов" использует для самоутверждения и пропаганды идей, чуждых целям ФЛНКА. Во всяком случае, это очевидно для меня. Но, как видно, не для администрации сайта, который раз за разом с готовностью предоставляет площадку сайта для самоутверждения очевидному дилетанту. Впрочем, это для меня очевидно, но руководство сайта предпочитает наблюдать за деятельностью Алхасова через призму понятных только руководству сайта ФЛНКА соображений. Как говорится, вам видней, господа упертые слепцы. Флаг вам в руки. 


Комментарий #7, дата: 05 декабрь 2014 19:39

Меня заинтересовало название статьи. Правда, текст статьи не имеет отношения к её названию...


Комментарий #6, дата: 05 декабрь 2014 18:33

Алхасов, а по существу слабО?


Комментарий #5, дата: 05 декабрь 2014 14:11

Позвольте вмешаться в вашу дисскуссию. В статье обнаружил еще одну опечатку -"Октябрьскую революцию 1017 года" (наверное год все-таки был 1917).

 У Тахара вызвали вопросы следующие комментарии Гаджи-"Ханство  было  ликвидировано, но  система  организации  общественной  жизни вплоть  до  30-х  годов  ХХ  века сохранялась  прежней"!!!

 Мне самому интересно, как была выстроена система общественной жизни в те годы. Ведь известно, что вплоть до середины 20-х гг. в Дагестане существовали окружные шариатские суды. Кстати, интересное выступление Сталина на Съезде народов Дагестана 13 ноября 1920 г.:

  В настоящее время правительство России, благодаря победе над врагами получив возможность заняться вопросами внутреннего развития, нашло необходимым объявить вам, что Дагестан должен быть автономным, что он будет пользоваться внутренним самоуправлением, сохраняя братскую связь с народами России. Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям.
 Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьезное значение. До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат. [c.395]
 Я здесь от имени правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство россии предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев.
 Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию.
 Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены.http://grachev62.narod.ru/stalin/t4/t4_85.htm


Комментарий #4, дата: 04 декабрь 2014 08:56

. Причем эти беки были отнюдь не местного происхождения, а происходили из феодального сословия Лакии, будучи родственниками казикумухского ханского дома.------  Это  на  воде вилами написано..

 

Причем эти беки были отнюдь не местного происхождения, а происходили из феодального сословия Лакии, будучи родственниками казикумухского ханского дома.------

 

Многоликому  Тагьару  лишь  бы  из  пустого  в  порожнее......

 

По-Вашему, выходит, что Советская власть до 30-х гг. не внесла существенных корректив в общественную жизнь Дагестана, оставив нетронутыми реалии середины XIX в.)------  Ты  о чем, родной  ты  наш?

 





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия