Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #79, дата: 21 сентябрь 2013 20:18

Цитата: Куьреви
span style="font-family: Verdana, sanf-serif; font-size: 15px; line-height: 22.5px; text-indent: 30px; word-spacing: 0px; background-color: #fff6e6;">Одним из наиболее выдающихся исламских алимов являлся агулец из селения Квардал, идеолог движения газават, учитель трех имамов и Гасана Алкадарского Нурмухамед бек Исмаил-Эфенди из рода Mexlмудар, впоследствии получивший имя Магомед Ярагский только по причине своего недолгого (менее 10 лет) проживания в Яраг-Казмаляре и открытия там высшей исламской школы для завершающих мусульманское образование. Его родители, дедушка, тоже известный алим, - все родом из Квардала, могила его деда известна -похоронен в Квардале. Некоторые ученые утверждают, что Магомед Ярагский якобы родился и жил в Яраг-Казмаляре, тогда как фактически он переселился туда в возрасте 30 лет вместе с семьями своих братьев, тоже алимов, чтобы спрятаться от царских властей. До этого он года два прятался от них в Табасаране, потом уехал в Аварию, где умер и похоронен. Потомки Нурмухамеда и его братьев до сих пор живут в Яраг-Казмаляре и считаются квардалцами. Нельзя не сказать о том, что Нурмухамед является прототипом героя повести А.Бестужева-Марлинского "Мулла Hyp". Так что у агулов есть право гордиться тем, что героем произведения русского писателя о Дагестане и дагестанцах стал именно агулец.
http://www.odnoselchane.ru/?com=articles&page=category&sect=18

 

Автор этой заметки не понимает разницы между «Ярагом» («Вини Ярагъар») и «Яраг-казмаляр» («Ярагъ къазмаяр»). Во времена Ярагского Яраг-казмаляра вообще не было. И с такими знаниями о Яраге некоторые делают выводы о ярагцах!?


Комментарий #78, дата: 21 сентябрь 2013 20:14

Ошибочное сообщение. Админа прошу удалить.


Комментарий #77, дата: 21 сентябрь 2013 20:13

Ошибочное сообщение. Админа прошу удалить.


Комментарий #76, дата: 21 сентябрь 2013 16:32

Одним из наиболее выдающихся исламских алимов являлся агулец из селения Квардал, идеолог движения газават, учитель трех имамов и Гасана Алкадарского Нурмухамед бек Исмаил-Эфенди из рода Mexlмудар, впоследствии получивший имя Магомед Ярагский только по причине своего недолгого (менее 10 лет) проживания в Яраг-Казмаляре и открытия там высшей исламской школы для завершающих мусульманское образование. Его родители, дедушка, тоже известный алим, - все родом из Квардала, могила его деда известна -похоронен в Квардале. Некоторые ученые утверждают, что Магомед Ярагский якобы родился и жил в Яраг-Казмаляре, тогда как фактически он переселился туда в возрасте 30 лет вместе с семьями своих братьев, тоже алимов, чтобы спрятаться от царских властей. До этого он года два прятался от них в Табасаране, потом уехал в Аварию, где умер и похоронен. Потомки Нурмухамеда и его братьев до сих пор живут в Яраг-Казмаляре и считаются квардалцами. Нельзя не сказать о том, что Нурмухамед является прототипом героя повести А.Бестужева-Марлинского "Мулла Hyp". Так что у агулов есть право гордиться тем, что героем произведения русского писателя о Дагестане и дагестанцах стал именно агулец.

http://www.odnoselchane.ru/?com=articles&page=category&sect=18


Комментарий #75, дата: 21 сентябрь 2013 11:06
Я думаю так, что если мы сегодня не встанем выше своих национальных амбиций, и не начнем движение к объединению, то наше историческое прошлое и наши корни древней албании присвоит себе азербайджан, а наш родственный народ удины станут частью истории и рода армении. Почему бы ФЛНКА не объединить тех, кто хотел бы поднять этот вопрос в кругу лезгиноязычных народов, для обсуждения совместного отстаивания нашей истории и дальнейшего объединения наших родственных народов?! Может это будет тем началом, когда мы возродим и вернем нашим народам причастность к единому прошлому.

Комментарий #74, дата: 21 сентябрь 2013 01:06

Нажмудин: Здесь одного квардальца уже спрашивали из какого рода Ярагский. Он сразу свалил, не ответив. Там у них в Квардале, оказывается, агульский только один род. Остальные из аварцев, лакцев, даргинцев и даже арабов. Лезгинского рода там, разумеется, не оказалось. Там у них, наверно, ни в одном агульском селе нет лезгинского рода

Так вот, в Квардале агульский род только Бугаяр, выходцы из Буркихана. Теперь агульцам не остается ничего другого, как сказать, что Ярагский из рода Бугаяр. wink Щас какому-нибудь старику из этого рода нальют сто грамм водки, лучше двести, и с подачи наливающего начнет бедный старик напевать как соловей о том, что ему дедушка рассказывал, что тому бабушка рассказывала, что той дядя рассказывал......

 

Нажмудин, убил! Долго смеялся  wink


Комментарий #73, дата: 21 сентябрь 2013 00:38

Цитата: Куьреви
стоили одному агульцу Ярагского назвать «агульцем» сказать что "битву за Ярагского вы подчистую проиграли"...

 

Цитата: vehfl70
А что, мир перевернётся что ли, если вдруг обнаружится доказательство того, что в жилах Ярагского текла, в том числе, агульская  или, скажем, табасаранская кровь!?

 

Если окажется, то будем рады за них. Честно. Но если "не оказывается", но твердят что оказалось, то это разве не должно задевать?

 

Цитата: Куьреви
если кто-то имеет доводы в пользу другого мнения, почему мы эти доводы не обсуждаем,

 

жаль что вы не посмотрели предыдушие страницы комментариев

 

 


Комментарий #72, дата: 20 сентябрь 2013 23:35

Цитата: Куьреви
Продолжение 

Что я имею в виду? С одной стороны, мы, лезгины, твердим, что Даниялов разделил наши «лезгиноязычные» народы, а с другой стороны, стоили одному агульцу Ярагского назвать «агульцем», мы готовы наброситься на агульцев, обозвать их и объявить их людьми, «не имеющими историю», «не имеющими героев» и «ворующими нашу историю и наших героев». Такая же реакция со стороны многих форумчан наблюдается на любые высказывания о своих этносах табасаранцев, рутульцев и представителей других народов, языки которых такие же замечательные, как и лезгинский язык, и названы относящимися к лезгинской группе языков лишь потому, что носителей лезгинского языка больше, чем носителей других языков. Осталось бы в ходе исторического процесса больше агульцев, назвали бы нашу языковую группу «агульской»…

А что, мир перевернётся что ли, если вдруг обнаружится доказательство того, что в жилах Ярагского текла, в том числе, агульская  или, скажем, табасаранская кровь!? Лично для меня ничего не изменилось бы в масштабе личности Ярагского. Я то знаю, что Ярагский – коренной ярагский. Но если кто-то имеет доводы в пользу другого мнения, почему мы эти доводы не обсуждаем, а обвиняем в «воровстве» своей истории тех, кого при абстрактных рассуждениях мы называем «лезгинами», отделёнными от нас Данияловым, а при обсуждении каждого конкретного вопроса огораживаемся от них, чуть ли не называя их людьми «второго сорта» или не замечая их существования!? Спрашивается, причём Даниялов, если мы такие?

Да, национализм – болезнь, лишающая человека разума…

 


Комментарий #71, дата: 20 сентябрь 2013 23:34

Обсуждение тем на этом форуме с очевидностью доказывают, что национализм – это болезнь. Болезнь, лишающая человека разума.

Широко охватывать тему не буду, но выскажусь по поводу одного вопроса, затронутого здесь, обсуждение которого почему-то происходит в националистических тонах.

Я говорю о Ярагском, о его этническом происхождении. Может быть, я лучше всех на этом форуме знаю, что Магомед Ярагский – лезгин, как минимум прадед, дед и отец которого родились и жили в лезгинском селении Вини Яраг. В исторической литературе нет и намека на нелезгинское или неярагское происхождение этой личности. Среди его потомков нет ни одного, кто думает по другому, потому что у них для того, чтобы думать по другому нет никаких оснований.  

Тем не менее, один агульский публицист высказал предположение, что Ярагский имеет агульское происхождение. Реакция на это предположение на этом форуме, как мне кажется, показывает больное состояние лезгинского общества.

 

 


Комментарий #70, дата: 20 сентябрь 2013 22:49

конечно алхасов не спец по статьям, где есть неточности. Он и сам вроде согласен на критику. Но беда автора в том что начинает (либо подогревает) споры на тему не относящейся к статье, (о Ярагском) причем не имея веских доводов, в результате чего и возникает шлейф оскарбительных коментариев в адрес народа. У некоторых лезгин - мания величия заиграла. И уже один из вконец охамевших заявляет что политический  шантаж и интриги между рос-белоруссией, это тож самое как агульцы поступают с лезгинами, и что (якобы) пользуются их мнимой блакосклоностью и братством на полную катушку. Вот такая вот наглая и циничная ложь ...





Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия