Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #29, дата: 18 сентябрь 2013 18:08

Цитата: Гаджи  Алхасов
Я  думаю, что  вы  все  это  сами  хорошо  понимаете, а  вопросы  ставите  лишь  бы  демонстрировать  свое  согласие  с  нашей  позициией. Если  это  так, то  это  не  очень  серьезно.  

 

а что тут вы хотите сказать, криптографии не разобрать


Комментарий #28, дата: 18 сентябрь 2013 18:06

Цитата: Гаджи  Алхасов
мои  оппоненты  обвинили  меня  в  том. что  я даже  не  в  курсе  того, что  существует  биография  Исмаила, где  вообще  нет  ни  намека  на  агульсое  происхождение  рода Ярагских.

 

во первых этим оппонентом был я

во вторых биография не Исмаила, а Шейха (къ.), написанная его сыном Исмаилом. 

 

Цитата: Гаджи  Алхасов
(если  она  конечно существует)

 

в третьих отрыврк из него кстати можно прочесть на сайте alpan365ru.

 

Цитата: Гаджи  Алхасов
В  нынешних  комментариях,я  настаиваю  на  том, что, отстутствие  в  этом  самом  биографии (если  она  конечно существует)  сведий  об  агульском  компоненте в  родословней  его  не  доказывает  о  не  агульском  происхождении  его  рода.

 

в четвертых существует еще по крайней мере пять-шесть биографий написанных неЛЕЗГИНАМИ - заметьте это. В числе авторов и русские историки, и европейцы, и дагестанцы, в том числе Али Каяев и Назир из Дургели. И никто из них ни намеком не говорит о каком-либо агульстве Шейха.

А отсутствие доказательств в данном случае это аргумент в нашу пользу, это я вам объяснял в предыдушем посте


Комментарий #27, дата: 18 сентябрь 2013 18:01

Но  еще  труднее интерпритировать  ее  как Курали  даже  при  ваших  аргументах. Вы  так  не  думаете?


Комментарий #26, дата: 18 сентябрь 2013 17:57

Грамотно, Шериф. Ни добавить, ни убавить.


Комментарий #25, дата: 18 сентябрь 2013 17:39

Обыгриваю  озночает  следующее. На  мое  прежнее  утверждение, что  эпитафия  Исмаила является  единственным  достоверным  источником  родословной  Ярагского, мои  оппоненты  обвинили  меня  в  том. что  я даже  не  в  курсе  того, что  существует  биография  Исмаила, где  вообще  нет  ни  намека  на  агульсое  происхождение  рода Ярагских. В  нынешних  комментариях,я  настаиваю  на  том, что, отстутствие  в  этом  самом  биографии (если  она  конечно существует)  сведий  об  агульском  компоненте в  родословней  его  не  доказывает  о  не  агульском  происхождении  его  рода. Я  думаю, что  вы  все  это  сами  хорошо  понимаете, а  вопросы  ставите  лишь  бы  демонстрировать  свое  согласие  с  нашей  позициией. Если  это  так, то  это  не  очень  серьезно.  


Комментарий #24, дата: 18 сентябрь 2013 17:39

Цитата: Гаджи  Алхасов
В  том  то  и  дело, что  в  надписи  написано  Крд, а  не  Курали.

 

Как я понял на камне нет огласовок, и именно это, а также похожесть букв "лям" и "даль" дает вам повод для спекуляций. Но уважаемый господин Алхасов, даже при отсутствии огласовок это слово трудно интерпретировать как "Квардал" потому что нет второго согласного "вав" и конечного "лям". Надеюсь вы не будете утверждать что эпитафию написал вопиюще безграмотный писарь. 

Но вы я думаю будете утверждать, что там название села Квардал нписано в сокращенной форме Кард, иного прочтения там не видится. Но даже и в таком случае надпись не трудно будет прочитать, потому что "лям" и "даль" отличаются между собой во первых по высоте, во вторых у "даль" есть ножка слева, а у "лям" его нет, потому что буква лям в словах влево не соединяется. Так что с вас фотография могильного камня и источник второй биографии Исмаила, а если есть то и третьей. И помните, отсутствие доказательств тут служит доводом как раз в нашу пользу, потому что традиционно Шейх (къ.) считался кюринским лезгином.


Комментарий #23, дата: 18 сентябрь 2013 17:21

Цитата: Гаджи Алхасов
Уважаемый  Шериф! Информация  о  биографии Исмаила  мне  подкинули  в  комментариях то  ли  Жуванбур, то  ли  Тагьар  к  моей  позапрошлой  статье, обвиняя  меня  в  том, что  я  не  в  курсе  последних  открытий.. Здесь  же  я  этот  момент  и  обыгриваю. Так  что  вопрос  не  ко  мне, а  к  моим  оппонентам.

 

Позвольте, что значит обыгрываю

 

Цитата: Гаджи  Алхасов
 несерьезно  говорить, что  М.Ярагский  не  агулец  лишь  потому, что  в  одной  версии  его  биографии  его  родина  на  указана. Но  в  другом  же  он  всетаки  есть.

 

Это ваши слова? Вот и предъявие вторую биографию. Первоисточник конечно


Комментарий #22, дата: 18 сентябрь 2013 17:14

Уважаемый  Шериф! Информация  о  биографии Исмаила  мне  подкинули  в  комментариях то  ли  Жуванбур, то  ли  Тагьар  к  моей  позапрошлой  статье, обвиняя  меня  в  том, что  я  не  в  курсе  последних  открытий.. Здесь  же  я  этот  момент  и  обыгриваю. Так  что  вопрос  не  ко  мне, а  к  моим  оппонентам.


Комментарий #21, дата: 18 сентябрь 2013 16:44

Цитата: Гаджи  Алхасов
Дорогой  Шериф! Я не  совсем  понял  о  ком  вы  говорите. Но  с  родственниками  Ярагского  из  Квардала  я  знаком. И  они, к  счастью, не  хуже  меня  знают  свою  родословные  корни.

 

Говорил только о вас, но если родственники помнят, то можете их тоже пригласить.

 

Кстати, господин Алхасов, не сообщите ли нам, где находится вторая биография Исмала, и нет ли третьей, четвертой и т. д. Одна я слышал хранится в одном из архивов Санкт-Петербурга, а вот вторым вы меня заинтриговали


Комментарий #20, дата: 18 сентябрь 2013 16:43

В  том  то  и  дело, что  в  надписи  написано  Крд, а  не  Курали. Поэтому  и  нет  там  никакой  ошибки. Текст  данной  надписи ко  всему  прочему  в  свое  время  публиковаслся  и  на  страницах  журнала, изадаваемым  Ф.Нагиевым. Кажеться  он  назывался  "Лезгистан". А  то, что  А.Р.Шихсаидов  не  знает  об  агульских  корнях  Ярагского  (или  говорит, что  не  говорит) это  ничего  не  решает. Кто-то  помнит  о  своих  корня, а  кто-то  нет. Я, например, знаю  14  поколений  своих  предков. даже  составил  карту  родословной  линии.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия