Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #49, дата: 19 сентябрь 2013 11:07

Цитата: Tahar
Более того, Алхасов позволил себе безапелляционно заявить: "Битву за Ярагского вы проиграли подчистую"!

Это Алхасов написал от безысходности.)) Я даже обрадовался, когда он так написал. Ему просто больше ничего не оставалось от бессилия, потому что ему здесь надавали пендюлей, и в особенности Шериф. Шериф, красава!

Кому верить, Алхасову, не имеющему исторического образования, или самому авторитетному дагестанскому историку и арабисту А.Шихсаидову? Думаю, адекватные люди поверят уважаемому Амри Рзаевичу.

На самом деле все очень просто. Могу поспорить, что Алхасов не ответит на мой элементраный вопрос.

Итак, уважаемый Гаджи, скажите, пожалйста, есть ли хоть один источник, который свидетельствовал бы о том, что Ярагский имеет квардальские корни, за исключением эпитафии на могильном камне, которую вы читаете ошибочно, разумеется. Может, вы нам представите хоть одно письменное доказательство, датированное ранее 1990-х годов? Может, где-то до указанной даты зафиксированы воспоминания квардальских стариков о Ярагском? Почему все эти "квардальские старики" вылезли только после 1990-х годов, прямо за первой публикацией негодяя Рамазанова о Ярагском?

И еще. А может, Ярагский курд? Ведь, если верить вам, то там написано КРД, а не КРДЛ. Ахахаха! Где последняя буковка? Хуху съел? wink


Комментарий #48, дата: 19 сентябрь 2013 10:43

Рашид, у лезгин свой Вини-Яраг есть. Опоздал.


Комментарий #47, дата: 19 сентябрь 2013 10:13

Гаджи Алхасов, Вы не ответили почему в слове вместо четырёх всего три согласные. Объясните нам эту простую вещь. Tahar привёл доказательство существования нисбы Курали на могиле шейха в Согратле и дал ссылку на соотвествующий документ. Шериф обосновал особенности написания "даль" и "лям", которые в обособленной форме хоть немного и схожи, но располагаются неодинаково по отношению к линии строки. На чём основано Ваше утверждение, что там написано именно "КРД", и что эти "КРД" ничто иное как Курдал?  Может там "курд" написано? smile


Комментарий #46, дата: 19 сентябрь 2013 09:59

Что и требовалось доказать! Я был уверен, что вместо ответов по существу на все мои вопросы, представитель "особого" района ответит очередным невнятным комментарием. Это все, на что вы способны, представитель сообщества "Крд"? И этого субъекта ФЛНКА выбрало "экспертом" по истории.. ФЛНКА, опомнитесь! Как вы не понимаете, что этот горе-историк Алхасов попросту издевается над аудиторией самого посещаемого лезгинского интернет-ресурса? Как может человек, не имеющий ни малейшего представления об арабском языке, давать заключение о содержании арабской надписи, которую, вероятно, и в глаза не видел??? Как можно доказывать наличие в надписи какого-то мифического "Крд", если там этого и в помине нет? Повторяю, все, кто уверяет читателей в существовании в арабской эпитафии на памятнике Исмаила, сына Мухаммада Ярагского этого "Крд" - наглые лжецы и провокаторы, которых надо изгнать с сайта. Любому ВМЕНЯЕМОМУ человеку я могу легко доказать свою правоту.

 

Комментарий отредактирован Администрацией.


Комментарий #45, дата: 19 сентябрь 2013 07:38

Комментарий удален Администрацией.


Комментарий #44, дата: 19 сентябрь 2013 01:44

Вот это да, не на шутку всколыхнулись вантые патриоты)) Герой ушел от вас вы его предали не поддержали когда он был жив а теперь когда он покоится в земле обгладываете его кости. Если бы шейх встал с могилы и увидел бы вас он бы скорее умер бы чтоб не видеть этого позора!

Устроили балаган как будто вам не известно что внутри Дагестана всегда было движение семей, тухумум, сел, да в конце концов народов не мало видных ученых носят нисбы от населеных пунктов в которых родились или долгое время работали, не мало наших алимов в Турции которые носят нисбы с их местностью но они не теряют своих корней, не мало чужеродных алимов насило нисбы наших местностей и они не потеряли своей памяти. Яраги это тож самое что и москвиц астраханец киевлянин...... если мои дети родились в Рязани это не делает их русскими, много моих родственнкиов родилось на землях кумыков и что они кумыки теперь нет конечно так же есть кумыки которые родились в аварских селах.

Приведу известный пример наиб Шамиля в Черкесии Мухаммед-Амин происходил из лакцев, но был рожден в аварском селе и владел аварским так что друзья вы тут не дело затеяли. Если по науки идете- доказывайте, если нет зачем клясться именем Всевышнего оставайтесь каждый при своем тем замым и сами не впадете в грех и братьев не сталкнете если они не на истине.


Комментарий #43, дата: 19 сентябрь 2013 01:20
Удивительней другое. В чем смысл предоставления площадки на лезгинском сайте ФЛНКА лицам, использующим эту площадку для антилезгинской деятельности, для разжигания межнациональной розни, для воровства лезгинской истории, словом, для торпедирования целей и задач ФЛНКА? Неужели руководство сайта находит важным публикацию этими лицами псевдоисторических материалов, ценность которых весьма сомнительна? При этом авторы этих материалов не способны ответить по существу ни на одно замечание, предпочитая отбрыкиваться от них.

Комментарий #42, дата: 19 сентябрь 2013 00:52

Удивительная логика -  Если вы не найдете ни в одном источнике, что Никарагуа не принадлежала агульцам, то они имеют полное право его назвать своим. 


Комментарий #41, дата: 19 сентябрь 2013 00:15
В публикации о ярагских памятниках в журнале "Лезгистан", на который ссылается Алхасов, вообще немало ляпов. Например, там сказано, что предка шейха Ярагского звали "Назур", в то время как в надписи ясно читается "Нузур". Далее, согласно этой публикации выходит, что у Исмаила было два сына с одинаковыми именами - "Малламухаммад" и "Мухаммад-эфенди". Это ошибка. Второго сына звали "Махмуд-эфенди". Переводы, в целом, сокращенные, часто неточные.

Комментарий #40, дата: 18 сентябрь 2013 23:08
Согласно исламу, клясться можно исключительно именем Всевышнего и никем (ничем) другим. Так почему "астагъфируЛлагь"? А клянусь я потому, что абсолютно уверен в своей правоте. И предлагаю сделать то же самое сообществу под кодовым названием "Крд". Но они этого не сделают, кишка тонка, ибо такой же уверенности в своей правоте у них нет. А если они поклянутся, то возьмут тяжкий грех на душу, потому как нет там того, о чем они говорят. В чем смысл выкладывать здесь фото памятника? Чтобы доказывать что-то этим "экспертам"?



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия