Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #69, дата: 20 сентябрь 2013 22:47

Цитата: LHMAO
Я всегда говорил и говорю что все народы Кавказской Албании братья, но совесть хорошая штука.

Эти призывы к совести довольно забавны, особенно если учесть, что соотносятся к региону, где всегда в массе своей уважали силу, силу и еще раз силу.

А самая большая сила - это власть, на чем собственно и зиждется в массе своей брутальность представителей отдельных народов. И благодаря чему так усиленно многие из малых народов ищут в своих тухумах корни от реально-титульных народов.

А лезгинская сила - прежде всего во внутрилезгинском единстве, а без этого единства так и останемся в трясине своих проблем, хоть с формальными братьями, хоть без них.


Комментарий #68, дата: 20 сентябрь 2013 21:38

Надо все эти темы решить раз и навсегда, собрав представителей наших народов, а ту сегодня так говорят, завтра скажут что Хаджи Дауд был Крызом, Будухом, а Лезгины как бы вообще кто такие, ну а Лезгины со своей стороны по братски стерпеть должны будут laughing .

Я всегда говорил и говорю что все народы Кавказской Албании братья, но совесть хорошая штука.

Товарищь Алхасов пусть лучше действительно напишет про Агульских шейхов, я уверен что у этого народа они были, а лезгинского героя шейха Мухаммада Ярагского оставит впокое.


Комментарий #67, дата: 20 сентябрь 2013 10:32

Цитата: СУВАН
Очень интересно, однако.) И кто же в Квардале является родственником Магомеда ЯРАГСКОГО? назови имена, тухум, знаю почти всех, но о родственниках Великого Лезгинского Имама в Квардале первый раз слышу.

Не назовут. Здесь одного квардальца уже спрашивали из какого рода Ярагский. Он сразу свалил, не ответив. Там у них в Квардале, оказывается, агульский только один род. Остальные из аварцев, лакцев, даргинцев и даже арабов. Лезгинского рода там, разумеется, не оказалось. Там у них, наверно, ни в одном агульском селе нет лезгинского рода.

 

Так вот, в Квардале агульский род только Бугаяр, выходцы из Буркихана. Теперь агульцам не остается ничего другого, как сказать, что Ярагский из рода Бугаяр. wink Щас какому-нибудь старику из этого рода нальют сто грамм водки, лучше двести, и с подачи наливающего начнет бедный старик напевать как соловей о том, что ему дедушка рассказывал, что тому бабушка рассказывала, что той дядя рассказывал...... и прочий бред.

 

Комментарий отредактирован. Вынесено предупреждение за провокацию межнациональной неприязни. За повтором последует блокировка. Администрация.


Комментарий #66, дата: 20 сентябрь 2013 08:57

Цитата: vehfl70
Но разве мы не можем сегодня возродить нашу древнюю кровь не разделяя нашу историю общие корни, а постараться объединиться через общность, духовность, родство, вбирая и объединяя начало нашего этноса имеющего разные говоры и наречия, как единого народа

Пора уже понять, что агульцы - это отдельный этнос. Да, он наиболее близок нам, но нам совсем не обязательно целоваться с ними взасос. Надо понять, что они ничем не лучше нас, и поэтому особо держаться за них не имеет смысла.

 

Хватит им потакать. Взгляните на Россию, которая пытается ввинтить в свою славянскую орбиту Белоруссию. И теперь дошло до того, что Лукашенко берет в заложники российского гражданина, зная, что Россия ради так называемого братства не станет обострять отношения. Абсолютно то же самое происходит с агулами. Они знают, что лезгины к ним неравнодушны, и пользуются лезгинской благосклонностью на полную катушку. Случай с Ярагским тому подтверждение. Они надеялись, что лезгины это проглотят. Не получится.

 

Комментарий отредактирован Администрацией.


Комментарий #65, дата: 20 сентябрь 2013 00:12

Нет, vehfl70, мы и без того слишком многое им позволяем. Воровство во все времена порицалось, а эти людишки уже больше 20 лет воруют нашу историю и дурачат собственный народ баснями. Хватит уже, пора с этим заканчивать.


Комментарий #64, дата: 19 сентябрь 2013 23:19
Интересная дискуссия. Мы и так разобщены так еще спорим о Яраги. Разве наша память не несет в себе нашу историю, где лезгиноязычные народы были объединены государственностью Албании? Может нам и историю поделить? Эпос Шарвили, передающийся из уст в уста, ведь это тоже говорит о древности наших народов и единых корнях. Как мы сегодня можем отталкиваться друг от друга, когда в нас одна родственая кровь?! Вот мой отец мне рассказывал, что его отец говорил на агульском и он сам тоже знал этот язык. Трагическая судьба была у семьи и он сам остался сиротой с 10 лет, так что может и во мне тоже есть агульские корни, все может быть я как то не углублялся. Но разве мы не можем сегодня возродить нашу древнюю кровь не разделяя нашу историю общие корни, а постараться объединиться через общность, духовность, родство, вбирая и объединяя начало нашего этноса имеющего разные говоры и наречия, как единого народа. Нам сегодня нужны духовные лидеры, и мы не должны делить их и они должны являться нашей общей ценностью, а нам нужно следовать их заветам, продолжая и не теряя нашу веру ради будущего поколения.

Комментарий #63, дата: 19 сентябрь 2013 23:13

Цитата: Антисасанид
Цитата: Tahar
Я хочу знать имя этого бессовестного грамотея.

Это говнюк хидир рамазанов.

 

Хидир Рамазанов не мог до этого сам додуматься, поскольку не владеет арабским. Кто-то другой выдумал "Крд".


Комментарий #62, дата: 19 сентябрь 2013 23:05

Удивительно, но, как мне удалось выяснить, до сих пор не существует публикации полного и достоверного перевода эпитафии Исмаила с родословной шейха Мухаммада Ярагского. Как нет и публикации арабского текста этой эпитафии. А ведь произвольная трактовка содержания именно этой эпитафии послужила главным предлогом для фальсификаций и грязных инсинуаций вокруг имени лезгинского шейха.


Комментарий #61, дата: 19 сентябрь 2013 22:54

Цитата: Tahar
Я хочу знать имя этого бессовестного грамотея.

Это ЦЕНЗУРА хидир рамазанов.


Комментарий #60, дата: 19 сентябрь 2013 22:49

Считаю также необходимым спросить у Фейзудина Нагиева, как издателя журнала "Лезгистан", о том, как он мог допустить публикацию в своем журнале (с таким-то названием!) перевода эпитафии с этой злосчастной припиской в скобках. Понятно, что за точность перевода ответственность несет автор перевода, но Нагиев, как лезгин должен был понимать, что эта никчемная приписка к переводу взята с фонаря! Получается, в 1993 г. Нагиев вольно или невольно вылил ушат воды на мельницу нечистоплотных людишек, которые с радостью стали считать эту публикацию истиной в последней инстанции. Эх, Нагиев, Нагиев..




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия