Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #9, дата: 18 сентябрь 2013 00:42

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села.

 

А вот в другой своей статье https://flnka.ru/glav_lenta/1931-srednevekovye-vladeniya-agulov.html господин Алхасов утверждал, что агулы имели свои отдельные государственные образования ( Филан, Руклан, Зуклан, Куркилан) , а значит не входили в состав Лакза(правильнее Лекза)!?....


Комментарий #8, дата: 17 сентябрь 2013 23:15
Отвечая же на вопрос в заголовке статьи Алхасова "Каким мог быть Агул в прошлом?", отвечу: он мог быть разным в разное время. Вот только ответить более точно на этот вопрос можно при условии, если все мы будем стараться изучать историю агулов на основе анализа имеющихся фактов и исторических источников, а не гадая на кофейной гуще. В любом случае, Агул - интересный регион, достойный серьезного изучения.

Комментарий #7, дата: 17 сентябрь 2013 23:02
Мухаммад Ярагский - это вообще отдельная история. Не думаю, что целью и задачей ФЛНКА является внедрение в сознание лезгинских народов сомнений относительно этнической принадлежности шейха Ярагского - гордости лезгинского народа. А ведь, к глубокому прискорбию, именно этим озабочены некоторые "деятели" братского народа. Вместо того, чтобы попытаться найти новые исторические источники по истории и культуре агулов, заслужив тем самым благодарность и признательность всех лезгинских народов, эти "деятели" безуспешно пытаются сделать из Ярагского агула. Причем абсолютно на голом месте! Не имея никаких на то оснований! А когда лезгины справедливо возмущаются и возражают, на них еще наклеивается ярлык "националистов"!

Комментарий #6, дата: 17 сентябрь 2013 22:50

но в одном не может даже капли сомнения_каждый этнос как и каждый род имеет свою историю или биографию.


Комментарий #5, дата: 17 сентябрь 2013 22:48

блогадаря лезгинской научной интелегенции пробуждаются от сна и горе историки даговских народов_присваивая все подвиги и територии в прошлом-лишь своему народу..история-эта наука ,а не национализм_запомните господа историки...и у армян бомбовая история,ну почему то к архивам никого не пропускают_наверняка крысу спрятали в мешке подобно азикам..насколько мне известно с истории и Карабах и Утика принодлежить удинам,а не армянам_которых их ассимилировал .


Комментарий #4, дата: 17 сентябрь 2013 22:46
Действительно, одной из целей и задач ФЛНКА является консолидация лезгинских народов. Именно так - консолидация. Но не думаю, что задачей ФЛНКА является утверждение мнения о том, что Агул "на протяжении всей (!) истории был особым районом Дагестана" только на том лишь основании, что так хочется считать Алхасову. В чем же конкретно заключается эта "особость"? Курахский или Ахтынский районы не менее "особые". Или Алхасову хочется казаться оригинальным в высказываниях и лингвистических оборотах? Если так, тогда понятно, почему Алхасов предпочитает писать "ничтоже сумняще" вместо известного "ничтоже сумняшеся". Чтобы иметь успех у "студентов", мало иметь свое мнение. Неплохо бы, чтобы оно еще было основательным.

Комментарий #3, дата: 17 сентябрь 2013 22:39

за Сурхай хана и за Хаджи Давуда говорит научная история..а вот за Мухаммада Яраги говорят агулы.


Комментарий #2, дата: 17 сентябрь 2013 22:35

Цитата: Рашид
Лезгинам можно возвеличивать свой народ,своё прошлое, а агульцам этого делать нельзя что ли? Вперёд агулы!!!
 Было бы неплохо поднять и табасаранскую историю..лично я знаю табасаранцев как переселенцев с перси_если я не ошибаюсь.


Комментарий #1, дата: 17 сентябрь 2013 22:10
Вместо того, чтобы отреагировать на высказанные замечания к статье "Великие эмиры Агула" по существу, ее автор предпочел прочитать краткую лекцию в назидательном тоне, словно он - преподаватель, а читатели сайта - его студенты. А ведь "повышать интеллект" должны бы все - и студенты, и преподаватели. Жаль, что Алхасов ушел от ответов, ведь лично мои замечания к статье носили конкретный характер. Зря Алхасов считает, что некоторые читатели сайта задались целью принизить роль агулов в истории. Просто хотелось бы, чтобы публикации носили более серьезный, основательный характер, а не основывались на голословных предположениях по принципу: "данных, доказывающих обратное, также не существует".




Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия