Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #19, дата: 18 сентябрь 2013 16:32

Нашел вот такую статью относительно происхождения Ярагского. 

 

http://lezgikim.narod.ru/Pages/Lezgipage/Shejh_Jaragi.html

Шейх М.Ярагский был лезгином...

В третьем номере республиканского обшественно-политического журнала «Народы Дагестана* была опубликована статья М.Рамазанова «Этнокультурное развитие агулов», где высказывается мнение об агульском происхождении учителя трех имамов, шейха Магомеда Ярагского и главного героя повести А.Бестужева- Марлинского «Мулла Нур». За разъяснениями по поводу происхождения Ярагского я обратился к известному арабисту, ведущему специалисту по эпиграфическим надписям, доктору исторических наук А.Р. Шихсаидову, который имеет прямое родственное отношение к М.Ярагскому. На мой вопрос, не является ли М.Ярагский агульцем, он ответил отрицательно и добавил, что никаких письменных документов, подтверждающих такой факт, нет. Ну а как же тогда с надписью на могильной плите, где будто указано село Квардал? «Не Квардал, а Курали написано там, а что касается версии Квардала - это ошибочное мнение Г.Садыки, которое быстро подхватили другие», - ответил ученый. Да и на самом деле, если бы он был агульцем, то его потомки, в том числе и А. Шихсаидов, знали бы о своих агульских корнях. К примеру, депутат Народного Собрания Г.Абашилов знает, что его 18-е колено было из лакского села Хосрех. Помнит свое лезгинское происхождение известный композитор, лакец по национальности М.Кажлаев, предки которого из села Мискинджа переселились в начале XIX века в Кази-Кумух. Известный политолог, Герой России М .Толбоев также помнит о своем лезгинском происхождении. Список можно продолжить.


Комментарий #18, дата: 18 сентябрь 2013 16:24

Дорогой  Шериф! Я не  совсем  понял  о  ком  вы  говорите. Но  с  родственниками  Ярагского  из  Квардала  я  знаком. И  они, к  счастью, не  хуже  меня  знают  свою  родословные  корни.


Комментарий #17, дата: 18 сентябрь 2013 16:18

Цитата: Гаджи  Алхасов
 вынуждени  заметить, что  битву  за  М.Ярагского  вы  проиграли  подчистую.

 

ФЛНКА пора организовать по этому вопросу круглый стол с участием агульской стороны. Думаю господин Алхасов смилостивится дать нам один шанс на "реванш" в этой "подчистую проигранной битве"


Комментарий #16, дата: 18 сентябрь 2013 16:15

Цитата: Гаджи Алхасов
Поэтому  наивность  ваших  рассуждений  хочу  демонстрировать  следующим  примером. Когда, например, рассуждают  о  всемирно  известном  Ибн  Сине, оо  чаше  всего пишут  Абу Али Хусейн ибн Абдуллах  ибн  Сина  и  в  редчайших  случаях  добовляют аль-Афшан, откуда  он  родом. Но  можно  ли  на  этом  основании  утверждать, что  он  на  из  этого  населенного  пункта? Вы  конечно  понимаете, что  такие  утверждения  зазвучали  бы  очень  глупо. Точно  также  несерьезно  говорить, что  М.Ярагский  не  агулец  лишь  потому, что  в  одной  версии  его  биографии  его  родина  на  указана. Но  в  другом  же  он  всетаки  есть. Поэтому, чтобы  ваша  поциция  показалось  бы  правдоподобной  вам  как  минимум  необходимо  уничтожить  надпись  с  могильного  камня  Исмаила. И  это  не  говоря  о  том, что  надо  будет  еще  вычеркнуть  память  и  целого  народа  и  лишь  потом  что-то  говорить.

Уважаемый Гаджи Алхасов.

Читал как-то очень давно статью какого-то кумыкского автора, где утверждалось, что имам Шамиль по происхождению кумык, там так же проводились какие-то свои доказательства.

Но здесь на сайте, если не ошибаюсь, у Вас уже было общение по данному вопросу с людьми, которые считают себя прямыми потомками шейха. Что удивительно, эти люди, далеко не чурающиеся исторической науки, даже не догадываются о своем агульском происхождении. Они не об этом знают, а Вы знаете.

Вы можете объяснить данную нестыковочку? Спасибо.


Комментарий #15, дата: 18 сентябрь 2013 16:07

Агулы  никогда  на  принимали  боевые  позы  против  лезгин. Но  коль  вы  постаянно  ставите  между  нами  разделительные  знаки, то  вынуждени  заметить, что  битву  за  М.Ярагского  вы  проиграли  подчистую. А  что  касается  вашего  недовольства, то  врядли  можно  воспринимать  его  как  аргумент. Еще  меньше  шансов полагать, что  недовольство, чье-бы  оно  ни  было, прибавит  доказательной  силы  вашей  аргументации  в  дискуссии.


Комментарий #14, дата: 18 сентябрь 2013 15:57

Поэтому  наивность  ваших  рассуждений  хочу  демонстрировать  следующим  примером. Когда, например, рассуждают  о  всемирно  известном  Ибн  Сине, оо  чаше  всего пишут  Абу Али Хусейн ибн Абдуллах  ибн  Сина  и  в  редчайших  случаях  добовляют аль-Афшан, откуда  он  родом. Но  можно  ли  на  этом  основании  утверждать, что  он  на  из  этого  населенного  пункта? Вы  конечно  понимаете, что  такие  утверждения  зазвучали  бы  очень  глупо. Точно  также  несерьезно  говорить, что  М.Ярагский  не  агулец  лишь  потому, что  в  одной  версии  его  биографии  его  родина  на  указана. Но  в  другом  же  он  всетаки  есть. Поэтому, чтобы  ваша  поциция  показалось  бы  правдоподобной  вам  как  минимум  необходимо  уничтожить  надпись  с  могильного  камня  Исмаила. И  это  не  говоря  о  том, что  надо  будет  еще  вычеркнуть  память  и  целого  народа  и  лишь  потом  что-то  говорить.


Комментарий #13, дата: 18 сентябрь 2013 15:48

Уважаемые  оппоненты, Тагьар  и  и  же  с  ними! Вы постоянно  и  к  месту  и  не  к  месту вновь  затрагиваете  вопрос  родовых  корней  М. Ярагского. Поэтому  я  смею  вам  напомнить, что  моя  статья, посвященная  этому  выдающемуся  деятелю, прежде  всего  опирается  на  данные  эпитафии  на  могильной  плите  его  сына Исмаила, где  приводится  полная  версия  родослоной  этих  людей. Как  известно, вначале  разного  рода  "ура-патриоты"  пытались  текст  данной  эпитафии  трактовать  по-своему, затем - подвергнуть  сомнению  достоверность  его  чтения. А  теперь  вы, продолжая  эту  линию,  ссилитесь  не  замечать  его. Вы  утверждаете, что  в  одном  из  вариантов  биографии  Исмаила  ничего  не  упоминаетсся  об  агульском  следе  их.   


Комментарий #12, дата: 18 сентябрь 2013 14:00

Цитата: Рашид
Abdullah, если поднять табасаранскую историю то, история лезгин будет выглядеть младенцем в люльке в сравнении с богатейшей историей табасаранского народа. Субьектов, которые говорят, что табасаранцы - это выходцы с Персии, срочно следует поместить в психлечебницы. Табасараны - это один из древнейших, коренных и многочисленных(к сожалению в прошлом) дагестанских народов.

А вы исходите из сегодняшних реалий, ав прошлом каждый народ в истории сыграл ту роль, которая ему была предназначена. И вам негоже оскарблять мой народ, не имея на то никаких моральных, этичемких и исторических причин


Комментарий #11, дата: 18 сентябрь 2013 13:12

Цитата: Abdullah
блогадаря лезгинской научной интелегенции пробуждаются от сна и горе историки даговских народов_присваивая все подвиги и територии в прошлом-лишь своему народу..история-эта наука ,а не национализм_запомните господа историки...и у армян бомбовая история,ну почему то к архивам никого не пропускают_наверняка крысу спрятали в мешке подобно азикам..насколько мне известно с истории и Карабах и Утика принодлежить удинам,а не армянам_которых их ассимилировал .

Мой покойный отец был большим знатоком истории Кавказа. Так вот, когда началось это противостояние между азерами и армянами из-за Карабаха, он сказал, что эти два народа пытаются присвоить историю и земли Утика, т.е. страны Утиев/ Удинов. Армяне еще пытаются доказать, что названия Арцах (Карабах) и Ахцах (Ахты) очень похожи, и что в Ахцахе (Ахты) проживали армяне. Нам необходимо восстановить и дорожить своей историей, независимо это агульская, цахурская, рутульская, табасаранская или лезгинская. Да, сегодня эти народы одной (лезгинской) языковой группы иногда в оскарбительной форме отнекиваются и пытаются отмежеваться от данного исторического факта. Я читала статьи некоторых представителей табасаранского народа, утверждающих, что их язык ближе аварскому. Уважаемые южнодагестанцы! Лезгины не пытаются ассимилировать какие-то народы, но есть какие-то правила языковые, в силу которых тот или иной язык относят к какой-то языковой группе, семье, хотят представители этих народов или не хотят. Самый далекий язык от лезгинского это рутульский. Но, пролушав диалог на данном языке, я смогу понять или даже переводить тему разговора. Сегодня, когда решаются судьбы многих малых народов, вместо того чтобы сплотиться, мы отдаляемся друг от друга.    


Комментарий #10, дата: 18 сентябрь 2013 12:51

Цитата: Рашид
Abdullah, если поднять табасаранскую историю то, история лезгин будет выглядеть младенцем в люльке в сравнении с богатейшей историей табасаранского народа. Субьектов, которые говорят, что табасаранцы - это выходцы с Персии, срочно следует поместить в психлечебницы. Табасараны - это один из древнейших, коренных и многочисленных(к сожалению в прошлом) дагестанских народов.
  Окажи милость_подними историю табасаранцев,покажи источники или дайте ссылку ,но только не пиши историю табасаранцев с ходу_глядя на лезгин сверху вниз подобно горе историкам))) ждем!!!!!!!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия