Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #39, дата: 18 сентябрь 2013 22:25

Цитата: Tahar

 

Не стоит так распялить себя стха, и уж тем более клясться именем Создателя (астагъфируЛлагь). Если есть возможность, то выложи фото могильного камня здесь. Правда нет уверенности, что господин Алхасов не скажет. что есть еще одна могила или могильный камень


Комментарий #38, дата: 18 сентябрь 2013 21:46
А теперь по порядку, господа. Насколько я понял, главный и единственный "довод" Алхасова сводится к тому, что Квардал ("Курдул", "Крд") упоминается в эпитафии на надмогильном памятнике Исмаила, сына шейха Ярагского. В этом, по мнению Алхасова, заключается, якобы, документальное подтверждение версии об "агульском происхождении" Ярагского. СО ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗАЯВЛЯЮ, что в этой эпитафии с родословной шейха нет ни нисбы "Курали", ни, тем более, никакого "Курдала". Нет там в помине никакого Курдала! Там есть только нисба ал-ЯРАГИ и ничего кроме ал-ЯРАГИ. Понимаете, Алхасов и иже с вами? Я-РА-ГИ. Не Курали, не Курдали, а исключительно ЯРАГИ. Более того, я готов даже поклясться именем Всевышнего Аллаха в этом, как и в том, что никакого Курдала, ни Крд там в помине нет и никогда не было. А еще я утверждаю, что все, кто уверяет общественность в обратном - ФАЛЬСИФИКАТОРЫ и ЛЖЕЦЫ. Двойная нисба "ал-Яраги ал-Курали" есть на могиле самого шейха Ярагского в Согратле (см. Лавров Л.И.Эпиграфические памятники Северного Кавказа. т. 3. С. 81). Что касается перевода этой надписи с памятника Исмаила, опубликованного в журнале Лезгистан (№3-4 за 1993 г.), скажу следующее: во-первых, это не научное издание, а "литературно-художественный и общественно-политический независимый журнал". Во-вторых, опубликованный там перевод целиком на совести автора этого перевода. В-третьих, откройте пошире глаза! После имени предка Мухаммада Ярагского - Назура, последующие слова "который жил в с. Квардал Курахского района) взяты в СКОБКИ. Понимаете, в скобки! Т.е. этих слов в самой надписи нет и быть не могло. Надеюсь, все понимают, что понятия "Курахский район" не может быть в надписи от 1904 г. Автор перевода в журнале Лезгистан зачем-то включил эти слова в скобки после перевода собственно надписи, вероятно, потому, что это была информация, услышанная им от сказочников, которые усиленно распространяли тогда эту высосанную из пальца "сенсацию". Подчеркиваю еще раз, никакого "Квардала" в надписи нет. Если же кто-то посмеет и дальше утверждать, что в надписи присутствует мифический "Крд", я предлагаю поклясться в этом именем Всевышнего. Слабо??? Кстати, Крд ну никак не может быть Курдулом, для этого нужно хотя бы Крдл. Хотя сомневаюсь, что Алхасов способен это понять.

Комментарий #37, дата: 18 сентябрь 2013 20:22
То, что на Агульском майдане, как сообщил Шериф-стха, был вывешен портрет Ярагского как "агульского национального героя" - по меньшей мере нечистоплотно. Но в этом нет вины этих людей с майдана. Вся вина ложится на некоторых безграмотных представителях агульской интеллигенции, уверяющих простых агулов в том, что Ярагский - "их человек". Именно эти грамотеи разыграли этот фарс.

Комментарий #36, дата: 18 сентябрь 2013 20:16

Цитата: Гаджи Алхасов
Не  играйте  роль  не  понимающего. Во-первых, второй  согласный "вав" может  и  не  быть, поскольку  название  Квардал  читается  и  пишется  и  как  Курдал (чаще  всего). Что  же  касается  букв  "лям"  и  "даль", то  они  не  на  настолько  похожие, чтобы  их  не  различить. Так, что  попытки  спекуляции  идут  с  вашей  стороны. А  по  поводу  отсутствия  в  приведенных  списках  биография  сведений  об  Агуле я разъяснения  уже  давал. Для  доказательства  достаточно  чтобы  ини  были  в  одном  источнике.   

Как Вы объясните, что слово элементарно состоит из 3, а не 4 согласных?  В Курдал их 4. 


Комментарий #35, дата: 18 сентябрь 2013 20:13
Нет, это уже переходит всякие границы!!! С невероятной упрямостью, достойной лучшего применения, Алхасов продолжает-таки отстаивать эту параноидальную "версию" об агульском происхождении Ярагского. Более того, Алхасов позволил себе безапелляционно заявить: "Битву за Ярагского вы проиграли подчистую"! Во как!! Давно замечено: высокомерие часто идет рука об руку с невежественностью. О какой "битве" идет речь? Неужели вы возомнили о себе, что вас и ваши с позволения сказать "доводы" вообще кто-то воспринимает всерьез???

Комментарий #34, дата: 18 сентябрь 2013 20:02

Комментарий удален Администрацией.


Комментарий #33, дата: 18 сентябрь 2013 19:58
Гаджи Алхасов ,где вы получили историческое образование и на какие научно-исторические архивы вы ссылайтесь?

Комментарий #32, дата: 18 сентябрь 2013 19:02

Дорогой  земляк! Все  что  вы  написали  в  своем  последнем  посте  с  точностью  до  наоборот  можно  адресовать  в  ваш  адрес. Непонятно  только  в  чем  выражается  ваша  грамотность  и  неграмотность  других, если  вы  не  привели  ни  одного  безоговорочного  довода. Оставайтесь  при  своем  мнении, а  мы останемся  при  своем. Всего  доброго.


Комментарий #31, дата: 18 сентябрь 2013 18:25

Не  играйте  роль  не  понимающего. Во-первых, второй  согласный "вав" может  и  не  быть, поскольку  название  Квардал  читается  и  пишется  и  как  Курдал (чаще  всего). Что  же  касается  букв  "лям"  и  "даль", то  они  не  на  настолько  похожие, чтобы  их  не  различить. Так, что  попытки  спекуляции  идут  с  вашей  стороны. А  по  поводу  отсутствия  в  приведенных  списках  биография  сведений  об  Агуле я разъяснения  уже  давал. Для  доказательства  достаточно  чтобы  ини  были  в  одном  источнике.   


Комментарий #30, дата: 18 сентябрь 2013 18:21

Цитата: Гаджи  Алхасов
Но  еще  труднее интерпритировать  ее  как Курали  даже  при  ваших  аргументах. Вы  так  не  думаете?
 

 

 Все что вы тут писали, было бы смешно, если бы не было печально, и я бы не стал тратить на вас свое время, если бы тон нынче не задавали люди далекие не только от истории, но и вообще малограмотные. Но таковы как говорил Горбачев реалии, на Агульском майдане в Махачкале на празднике единства ваши земляки вывесили фотографию Шейха, как агульского национального героя. Вот и приходится доказывать вам и вам подобным что если в буквосочетании КР(.) третья буква Л а не Д, то там написано не Карел и не Курильчанин, а Куьрели

За сим откланиваюсь. дальше продолжать не в силах




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия