Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каким мог быть Агул в прошлом?

Ответ на комментарии к статье «Великие эмиры Агула»

 Так выходит, что каждая наша статья на сайте ФЛНКА сопровождается бурей эмоциональных высказываний читателей. С одной стороны это радует – значит люди интересуются своей историей.

Но с другой – настораживает, особенно, когда некоторые плохо воспитанные посетители страницы безосновательно проявляют, мягко говоря, хамство, переходя без всякой на то причины на личности и народы.

Нужно ли говорить о том, что такое поведение бывает свойственно профессиональным провокаторам или, что еще хуже - трусам. Но это никак не отвечает целям и задачам ФЛНКА, поскольку одной из заявленных программных задач ее заключается в консолидации лезгинских народов, наряду с оказанием должного внимания вопросам их общей истории и культуры.

Поэтому уместно спросить, почему бы воинствующим критиканам вместо того, чтобы ничтоже сумняще пытаться опровергнуть те или иные очевидные факты и самим не написать что-нибудь и о своем народе?

Тем более, если они постоянно намекают на свой высокий профессионализм и осведомленность в исторических вопросах. Наши народы слишком долго были в разрозненном состоянии, и эта несправедливость нам слишком дорого обходится, в том числе в знании своего прошлого.

Об истории Дагестана написано немало. Однако характер литературы, посвященной этой тематике таков, что в ней практически ничего невозможно найти о чем-либо конкретном. По сути, эта литература обо всем и ни о чем одновременно.

Такое положение объясняется обобщающим характером отраженной в ней информации. А история таких народов как агулы, рутулы, цахуры и т.д. в этих обобщениях затерялась и вовсе.

Вот почему сегодня, когда появляются те или иные сведения по истории умалчиваемых в академических трудах этносов, некоторые читатели воспринимают это «в штыки».

Мы не против критики как таковой, но она должна быть здоровой, корректной и не переходящей границы этики и морали. Но, к большому сожалению, приходится констатировать, что о такой реакции оппонентов пока еще можно лишь мечтать. Тем не мене мы решили отреагировать на некоторые замечания их.

История агулов, как и любого другого народа, сопряжена с взлетами и падениями, победами и поражениями, приобретениями и утратами. Однако возможность совершения ими позитивных деяний собственными силами оппонентами ставится под необоснованное сомнение, хотя факты говорят совершенно об обратном положении.

Так, например, в истории сохранились письма ширваншаха Фарибурза I (1063-1069) к некоторым населенным пунктам страны Лакз, с помощью которых он пытался установить свое влияние в Гумике посредством исламизации этого края, и письмо к жителям самого Гумика по этому поводу.

Целью первого письма, как считают специалисты, была при содействии духовных лиц Лакза, «настаивая на энергичные действия с их стороны, склонить жителей Гумика к исламу.

Ширваншах просит в письме жителей этих населенных пунктов известить лакцев о том, «что мы не желаем ничего, кроме вознаграждения за намерения наши, и не хотим ничего, кроме справедливости, по мере наших сил. Нет (у нас) ни жажды к хараджу их, ни надежды на налоги их».

В письме же, адресованном непосредственно к жителям Гумика, ширваншах обращается к ним со словами: «…Вы изъявили желание быть приверженными безопасности и насытиться верой, а кто ищет защиты у Аллаха, то Он ведет (его) прямым путем…. Поспешите, да поведет вас Аллах прямым путем, с ответом, спешите получить наше одобрение… Вы знаете о том, что когда вы примите ислам, вы будете спасены; когда вы начнете верить, вы будете в безопасности».

Есть основания полагать, что первыми кандидатами на эти «некоторые населенные пункты Лакза», к жителям которых обращается Фарибурз I, могут быть агульские села. В частности одним из весомых аргументов в пользу этого утверждения служит тот факт, что именно агульское селение Рича является единственным населенный пунктом в Дагестане, который, как известно, заслужил почетное прозвище Баб аль-Кист - «Ворота справедливости» за свою деятельность по распространению ислама в Дагестане.

Этим пассажем мы обращаем внимание своих оппонентов на следующий момент. Если владение Гумика, которое и территориально и по численности населения немногим больше чем Агул, к тому же в какой-то степени, как показано выше, зависело от него, со временем сумела окрепнуть.

Более того, нашло в себе силы около 200 лет держать под своим контролем чуть ли не половину Дагестана, то на каком основании вы априори лишаете агулов такой возможности в монгольский период?

Утверждение о том, что «данных о существовании сильного и самостоятельного Агула в монгольский период не существует» не имеет доказательности. Ведь пользуясь этой же логикой, можно сказать, что данных, доказывающих обратное, также не существует.

Поэтому нам представляется, что наши оппоненты однобоко и в слишком узком диапазоне воспринимают исторические процессы. По этой причине заявляю, что нет смысла и дальше разобраться в их замечаниях по поводу статьи «Великие эмиры Агула». Но напоследок хочется сказать: «Ребята, повышайте свой интеллект. Это пойдет вам на пользу».

Гаджи Алхасов, Представитель ФЛНКА в Агульском районе

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Черная дыра Рутула, Цахура и Агула

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Общественность в поиске компромисса

Мир наблюдает, а Азербайджан молчит…

Лезги-критика и лезги-критиканство. Как излечить эту национальную болезнь?

Комментарии (79)
Комментарий #59, дата: 19 сентябрь 2013 22:23

Представитель "особого" района уверяет в том, что раньше кто-то доказывал наличие в эпитафии Исмаила, сына Мухаммада Ярагского, слов "Курада", "Курави", "Курали". Кто-нибудь видел научные публикации, где бы это утверждалось? Или это на уровне журналистики или устных хабаров? Кто мог утверждать подобную чушь? Я никогда об этом не слышал. Самое удивительное, что в переводе этой надписи из журнала Лезгистан, на который (перевод), как на спасительную соломинку, как на последний "аргумент" ссылается Алхасов, нет ни упоминания "Курада", ни "Курави", ни "Курали", ни пресловутого "Крд". Ничего, кроме нисбы "ал-Яраги". Так откуда вообще появился этот шизоидный "Крд", за который из последних сил цепляется Алхасов и вся эта неграмотная братия? Кто придумал этот нелепый обрубок? В чьем воспаленном мозге он впервые появился на свет??? Я хочу знать имя этого бессовестного грамотея.


Комментарий #58, дата: 19 сентябрь 2013 20:15

По поводу Мегьаммеда Ярагъи доказывать,что он агулец,всеравно,что доказывать, что агулы есть на Марсе. Спор не очем!!!

 Автору советую немедленно прекратить заниматься разжиганием розни между нашими народами и не вводить в заблуждение себя и людей.

 Давайте посмотрим на наши языки и тогда,думаю,этот человек сделает какие-то для себя выводы.

 

 

Согласие Рази хьуб -рази хьун

 

Знакомство - Таниш хьуб- таниш хьун

 

Ответы - Жувабар-жавабар-чугьабар

 

Вопросы - Суалар

 

Радость, благодарность - Шадвял -шадвал

 

Как себя чувствуете? - Фишти ая хIалар?-Гьик1 (фик1 я ахт.куруш диал) я гьалар?

 

Давно вас не видел(а) - Пара вахти вун хъадагвай- Пара вахт вун такунвай

 

Как здоровье? - жандин хIалар фишти ая?-чандин гьалар гьик1(фик1) я?

 

Поздравляю с днём рождения! - Уху ягъ мубарак хьурай -Хайи йугъ мубарак хьурай

 

С праздником! - Сувар мубарак хьурай- сувар мубарак хьурай

 

Поздравляю с Новым годом! - ЦIае ис мубарак хьурай!Ц1ийи йис мубарак хьурай!

 

Как дела? - Фишти ая? Гьик1(фик1) я?,гьик ава?

Товарищ -Эльдеш (юлдаш)

Товарищи - Эльдешар

Друзья - Дустар

Уважаемые товарищи - Гьюрметлу эльдешар 

 

Простите, ... - Багъишламиш къе, ...багъишламиш(азерб) айа или гъил къачу

 

Извините, пожалуйста... - Хил гъуш, вас минат хьурай ...гъил къачу, ваз минат хьурай....

 Можно вас спросить? - Вавас хабар гъушас ахтияр цIайва? Вавай хабар кьаз эхтияр це 

Ребята - Гадияр-гадаяр

мама-бав-бах

папа-дад-дах

Старик - Къужа

Сынок - Зе гада -зи гада-хва

Доченька - Зе руш -зи руш

 Друг - Дуст- дуст

 Заходи(те) - Ачашав -ша

 Дети - Шиниквар- шарагар

 Девочки - Рушар -рушар

 Мальчики - Гадияр-гадаяр

 маленький- биц1и

 цветок -тук-цуьк

 язык-мез, ч1ал

чабан- Хюппякъан-хиперхъан

небо-зав-цав

река-нец1-вац1

видеть -агвас-акваз

увидел-агуне-акуна

халва-асида-исит1а

вода-хьед-йад

дом-хал-к1вал

стена-цал

 

 

1сад

2уд-кьвед

3хьипуд-пуд

4якьуд-кьуд

5г1ифуд-вад

6йерхьид-ругуд

7йерид-ирид

8муйад-муьжуьд

9йарч1уд-к1(ч1)уьд

10йиц1уд-ц1уд

 


Комментарий #57, дата: 19 сентябрь 2013 16:08

Цитата: Гаджи Алхасов
Дорогой  Шериф! Я не  совсем  понял  о  ком  вы  говорите. Но  с  родственниками  Ярагского  из  Квардала  я  знаком. И  они, к  счастью, не  хуже  меня  знают  свою  родословные  корни.

Очень интересно, однако.) И кто же в Квардале является родственником Магомеда ЯРАГСКОГО? назови имена, тухум, знаю почти всех, но о родственниках Великого Лезгинского Имама в Квардале первый раз слышу. 


Комментарий #56, дата: 19 сентябрь 2013 14:14

Цитата: Гаджи Алхасов
Алэ, Тагьар  и  прочие! Повторение  старой  песни о "неправильном чтении"  на  новый  лад  из  того  же  репертуара. Вначале такие  же "ну  очень  грамотные  братья" данное  название  читали  как Курада, затем - Курави, а  теперь - Курали. Появились и  фотографии. Наверное  такие  же  как  фотографии "Албанской  книги  на  чистейщем  лезгинском  языке". Удачи  вам  в  ваших  научных  начинаниях.

 

Господин Алхасов, не стоит перейти на "агульное" охаивание всех и вся.

Братья лезгины, вам тоже стоит воздержаться от резких высказываний.

 

Вместе этого лучше достать все имеющиеся материалы о жизни Шейха и его потомков, в том числе и фотографии могильного камня или оттиска эпитафии и опубликовать их в интернете,сделать их общедоступными. Тогда все вопросы отпадут сами собой.

 


Комментарий #55, дата: 19 сентябрь 2013 12:03

странно что администрация сайта пропускает статьи которых издевается над историей его народа..позор(((((((((((((((


Комментарий #54, дата: 19 сентябрь 2013 11:58

такие сотрудники флнка как фальсификатор  алхасов-опасен чем азик историк_алхасов сеет вражду между нашими народами своим невежеством и непросвещенностью..этот горе флкншник отделяет наши народы ,а не сближает..разве лживый нрав способен на богоугодное дело,ему легче прикрываясь за флнка разрушить и то малое хорошее,что есть между нашими народами...тщеславие и зависть к истории нашего народа _затуманил его взор и сделал его не зрячим и глухим..этот лжедруг опасень чем академия наук азерстана_мы и так знаем их в лицо ,что они наши отявленные враги,а этот.....Аузубиллягь..пора на него точку ставит,мы не хотим видет в культуре безкультурие!!!!!


Комментарий #53, дата: 19 сентябрь 2013 11:40

Нет, Рашид. Когда к имаму Шамилю пришли юждаговские шейхи, то он им сказал: здравствуйте, шейхи Табасаранского района! А когда прощался, то обнял их и сказал: передавайте от меня привет главе вашего муниципального образования, главе МЧС и начальнику Табасаранского РОВД. Скоро пришлю к вам наиба Хаджимурада))) Тот действительно скоро пришел и ограбил Табасаран.


Комментарий #52, дата: 19 сентябрь 2013 11:33

Цитата: Хаджидадай
Если по науки идете- доказывайте, если нет зачем клясться именем Всевышнего оставайтесь каждый при своем тем замым и сами не впадете в грех и братьев не сталкнете если они не на истине.

Вот это ключевая фраза.)))) Каждый из вас, агульцев, прекрсно знает, что неправ, поэтому поклясться как-то боязно. Хорошо, что у вас хоть чуть-чуть совесть перед Всевышним осталась. Перед нам вы ее уже потеряли.

Я клянусть Всевышним Аллахом, что все те, кто утверждает, что великий шейх Мухаммад Ярагский имеет агульские корни, просто врут в том смысле, что у них нет никаких доказательств, но они продолжают настаивать на необоснованной позиции.

А так, конечно, возможно, у Ярагского (как и у любого из нас) в тридесятом поколении где-то и был агулец, аварец, узбек, японец и т.д. но таких сведений, по крайней мере, нигде нет. Кроме того, все мы мессопотамцы, потому что, по многим сведениям, дагестанцы пришли из района Мессопотамии. wink


Комментарий #51, дата: 19 сентябрь 2013 11:21

Цитата: Рашид
Вы друзья не спорьте.Магомед Ярагский имеет корни из села Верхний или Нижний Яракк Хивского района.

Все названия сел с сочетанием согласных звуков "йрк" имеют отношение к лезгинам-яркинцам. Рутульцы называют лезгин "йырк", таб-цы и агульцы нас называют "яркур", "яркар". Так что табасаранское село Яракк было основано яркинцами, которые позже перешли на таб-ский язык.


Комментарий #50, дата: 19 сентябрь 2013 11:15

Цитата: Tahar
Удивительней другое. В чем смысл предоставления площадки на лезгинском сайте ФЛНКА лицам, использующим эту площадку для антилезгинской деятельности

Мало того, Алхасов яв-ся представителем ФЛНКА в Агуле. Вот такую змею пригрела на груди наша автономия. Надеюсь, после этих публикаций у руководителей ФЛНКА откроются глаза на этого "внедренца".




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия