Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Южный Дагестан - образец конфессионального многообразия и толерантности

В Южном Дагестане верующая часть населения, особенно молодежи занимает все более широкие позиции в обществе, а ситуация в религиозной сфере кардинально отличается от ситуации во всем остальном Дагестане. На данном этапе в этом регионе действительно сложились тенденции к усилению процессов развития религиозной мысли, что, по сути, является возрождением ислама, как религии народов исторически населяющих эти территории. Объединение религиозных общин в Южном Дагестане, по мнению многих экспертов, может способствовать политическому объединению различных социальных групп, общин, диаспор.

В то же время, некоторые политологи предпринимают попытки увязать бурное развитие теологических процессов на юге республики с сепаратизмом. При этом, они не показывают широкой общественности, что эти процессы имеют целостность, динамичность и направлены на активное просвещение населения.

Молодежь относится с почтением и уважением к старшим, а те прилагают немало усилий для того, чтобы интересы мусульман учитывались в разных сферах жизни. Представители религиозных организаций присутствуют на всех собраниях и активах муниципальных образований на юге Дагестана. В целом можно отметить, что растут симпатии к молодым мусульманам.

Процесс религиозной консолидации способствует этническому объединению, которое создает почву для продвижения инновационных проектов молодых ученых, студентов, талантливой молодежи юга.

Религиозность населения в Южном Дагестане также растет, и по сравнению с регионами Западного и Северного Дагестана, проявляется в настоящее время в более активной форме. Здесь, в настоящее время, функционирует 392 религиозных организаций, мечетей – (суннитских: 262 джума-мечетей, квартальных мечетей – 70, молитвенных домов – 41 и 19 шиитских мечетей); мусульманских учебных заведений – 38 (1 исламский вуз ИУ имени шейха Абдуллы Курихского в г. Дербенте; 14 медресе; 23 мактаба – начальных школ).

Общее количество обучающихся в вузах, мактабах, медресе в Южном Дагестане составляет около 1230 человек. Представители Южного Дагестана составляют 9% от общего числа дагестанцев, ежегодно совершающих хадж и умра, что значительно выше, чем прошлые годы. Сказывается также недоступность паломничества населению юга республики.

 

Диаграмма роста религиозных организаций в Южном Дагестане на 2008 - 2012 гг.

 

 

 

 

Показатели роста религиозных организаций (общин) по сравнению с показателями прошлых лет намного выше и активнее, о чем свидетельствует диаграмма роста религиозных организаций в Южном Дагестане в процентном соотношении, (см. диаграмму). Растет и общий уровень подготовки кадров мусульманского духовенства в большей части за счет студентов религиозных вузов прошедших учебу в зарубежных исламских учебных заведениях.

Религиозная обстановка в субъектах Южного Дагестана в Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском районах, а также в городах Дербент и Дагестанские Огни характеризуется, как стабильная.

Ныне среди всех народов южного Дагестана (лезгинских народов) идут процессы бурного религиозного возрождения и ситуация существенно меняется в пользу религиозных общин. Современное мусульманское движение Южного Дагестана представлено различными религиозными течениями ислама – салафизма, суфизма, шиизма (имамизма и исмаилизма, исповедуемых азербайджанской общиной). Салафизм в отличие от других исламских направлений быстро развивается и распространяется в южнодагестанской молодежной среде.

Образцом религиозного развития является ситуация в религиозной сфере в Сулейман-Стальском районе, которая кардинальным образом отличается от ситуации в некоторых соседних районах, а также и от ситуации по всему остальному Дагестану, с точки зрения положительной динамики. Верующая молодежь благодаря совместной, слаженной работе муниципальной власти и руководства религиозных организаций – имамата района, занимает прочные позиции в обществе. Итогом такого сотрудничества стал мир, доверие и спокойствие в Сулейман-Стальском районе.

Показательной является и религиозная ситуация в Дербентском, Рутульском, Курахском и Докузпаринском районах Южного Дагестана, демонстрирующая положительные изменения в последнее время.

Небольшие общины иудеев из числа горских евреев, а также немногочисленные православные русские общины также функционируют в Южном Дагестане.

Среди основных проблем самой важной остается слабая развитость Южного Дагестана, которая создает предпосылки для вовлечения местной молодежи в мусульманские радикальные группы. Этот процесс, безусловно, касается всего Дагестана. Если взять общую динамику, то Южный Дагестан менее подвержен влиянию радикализма, чем другие районы республики.

Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа специально для информационно-аналитического портала FLNKA.RU

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дагестане подвели итоги деятельности центра мониторинга этноконтактной ситуации

Руслан Гереев выступил с докладом «Религиозные общины в Дагестане»

Культура отношения к Ребенку в религии

Бегство в «рай»

Островок религиозного мира в Южном Дагестане

Комментарии (18)
Комментарий #18, дата: 09 январь 2013 02:17
И стояла на ногах твердыня
Как несокрушимая скала.
Мудрая, лишенная гордыни
Чудо цитадель Нарын кала.


Извиняюсь за оффтоп. Комментарий к фото.

Комментарий #17, дата: 07 январь 2013 12:34
Цитата: муртуз
Gatagvi --- Уллу-Гатаг --- Гъатягъар (Гъатягъви???). Я не прав? Извиняюсь, что не в тему. Давно хотел спросить.

Совершенно верно.

Комментарий #16, дата: 07 январь 2013 12:17
Gatagvi --- Уллу-Гатаг --- Гъатягъар (Гъатягъви???). Я не прав? Извиняюсь, что не в тему. Давно хотел спросить.

Комментарий #15, дата: 07 январь 2013 11:19
Цитата: Kurushvi

Я тоже прожил в родном селе до 17 лет и в мои школьные годы через костер прыгали и бабки, и дедки (на худой конец, перешагивали). И красные нитки тоже повязывали на запястьях.

Мои курушские источники также подтвердили, что в "полноте красок" Яран сувар отмечают как и практически по всему Юждагу (за исключением разумеется детей и редчайших уникумов из числа взрослых) только лишь какая-то часть от той публики, которая считает горячительные напитки просто неотъемлимым атрибутом "этнокультурного" праздника Яран сувар.
Впрочем, спор дальше просто будет бестолков по сути своей. А кто прав по поводу того, где и как его на самом деле отмечают, на суд читателей.

Комментарий #14, дата: 07 январь 2013 06:31
Цитата: Kurushvi
Я тоже прожил в родном селе до 17 лет и в мои школьные годы через костер прыгали и бабки, и дедки (на худой конец, перешагивали). И красные нитки тоже повязывали на запястьях.

Обязательно спрошу сегодня же у знакомых курушских насчет дедков и бабок, и не потому что вам не доверяю.
Нечто в моем понимании невероятное, если представлять таких в моем селении, то за ними прочно укрепилась бы слава великовозрастных чудиков, а то и хуже. Если у кого-то по привычке "этнокультурный" праздник сопровождался изрядно выпитым спиртным, такое исключение вполне допускаю. В здравом уме нет, во всяком случае, в касумкентском районе.

Комментарий #13, дата: 07 январь 2013 06:09
Цитата: Gatagvi
А Вы вот скажите, уж положа руку на сердце, много ль знаете взрослых людей, которые отмечают Яран сувар по полноте, зачем лукавить с потолка, обозначая свою зацикленность на этом празднике?



Я тоже прожил в родном селе до 17 лет и в мои школьные годы через костер прыгали и бабки, и дедки (на худой конец, перешагивали). И красные нитки тоже повязывали на запястьях.

Комментарий #12, дата: 07 январь 2013 05:14
Kurushvi,
Уверяю Вас, идет явная путаница моей скромной персоны с неким человеком с осетинскими пирогами.

Я прожил семнадцать лет в своем родном селении, пока не покинул родные пенаты, и ни разу не видел ни одного взрослого человека с факелами и прыгающего через костры. Хоть это и была самая что не есть атеистическая советская эпоха, считалось, что это есть чистейшее баловство для детишек, естественно не по указанию райкомов партии, а именно по сложившимся народным традициям, на которых сильнейшую печать наложил тысячелетний Ислам.
А Вы вот скажите, уж положа руку на сердце, много ль знаете взрослых людей, которые отмечают Яран сувар по полноте, зачем лукавить с потолка, обозначая свою зацикленность на этом празднике?

А комментировать шедевр, что "не просто верит, но еще может и размышлять" вообще не представляю возможным, то все в чистом виде оскорбления в адрес людей именно в духе вашего опустевшего форума.

Комментарий #11, дата: 07 январь 2013 04:33
Цитата: Gatagvi
Kurushvi, а что сразу прибежали и с этим вопросом)) ?

Я как-то отвечал здесь на вопросы по Яран сувар (видите, с большой буквы даже пишу и раньше писал). Осетинские пироги при всей навязчивой столичной их рекламе не разу не пробовал, предпочитаю афарар, посему не представляю о чем идет речь.
Ширк из Яран сувар пытаются делать, причем с отчаянием обреченных, некоторые персоны с вашего сайта, моя же семья и все мои близкие друзья так или иначе его справляют, само собой разумеется, без факельных шествий и без идиотских прыжков через костры с убеждением (или без него), что огонь исцеляет от болезней. Хотя маленьким детишкам развлечения эти не возбраняются.
С Исламом данный праздник прекрасно сочетается при двух условиях:
1) не делать из него культ (как то вера в чудесное исцеление путем сожжения болезней, всякая чепуха с красными нитками, иначе яра ядайди я лугьуз, кто поверит???)
2) При условии, что человек позиционирующий себя мусульманином, отмечает исламские праздники с большим размахом чем все эти увеселительные мероприятия, от государства в том числе, типа первомая, нового года, дня конституции и т.д.


Gatagvi, что за ехидные обороты у Вас с Моквичем - "запрыгали", "прибежали"? Вы что там, друг за дружкой постоянно гоняетесь так что ли, что кроме спортивных оборотов культурно выражаться не можете?
Лукавить по поводу осетинских пирогов не надо - перечитайте свои статьи в "Настоящем времени".
Очень настораживает, когда человек позволяет себе оскорблять языческую культуру другого народа, и вдруг допускает модификацию взгляда на языческий праздник своего народа с точки зрения религии (нет ли здесь завуалированных мыслей!?). При этом праздник Яран-Сувар не признается в его полноте, а лишь только при условии исключения из него ключевых элементов. Но прыжки через огонь и красные нитки - это именно дань всей красочной мозаике всего праздника наших предков. Без них это уже не яркий лезгинский праздник, а какое-то черно-белое арабское кино...

Поймите, взрослые люди (кто не просто верит, но еще может и размышлять!) вполне разумеют, что Яран-Сувар сегодня - это именно этнокультурный праздник, уже давно лишенный языческой привязки (также как и календарный Новый год) и нитки и прыжки через огонь вряд ли спасут, так же как и ритуалы в других религиях не помогут избежать сомнений разума. Уверен, что именно инстинкт самосохранения и трезвая оценка последствий чрезмерного увлечения религией помогли (и помогут!) моему народу сохранить праздник Яран-Сувар и уразуметь завуалированные мысли религиозных клерикалов.

Но некий плюс для себя я нашел в Вашем посте: теперь будет к кому отсылать иных религиозных клерикалов, отвергающих Яран-Сувар! Надеюсь Вы сможете модифицировать их отношение к нему ))

Комментарий #10, дата: 07 январь 2013 02:41
Цитата: Kurushvi

Gatagvi, у кого реально завуалированные мысли мы увидим еще в будущем.
А пока ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: какое место Вы видите праздника Яран-Сувар в лезгинской культуре и как он сочетается с Исламом?
Является ли он лично для Вас таким же ширком, как Вы обозвали осетинские "три пирога"?

Kurushvi, а что сразу прибежали и с этим вопросом)) ?

Я как-то отвечал здесь на вопросы по Яран сувар (видите, с большой буквы даже пишу и раньше писал), а с этим праздником иные из ненавистников Ислама просто плешь проели людям.
А осетинские пироги при всей их навязчивой столичной рекламе не разу не пробовал, предпочитаю афарар, посему не представляю о чем идет речь.
Ширк из Яран сувар пытаются делать, причем с отчаянием обреченных, некоторые персоны с вашего сайта, это разрушители и их миссия более чем ясная - внести раскол и смуту в лезгинское общество..
Все мои близкие друзья в кругу своих семей так или иначе его справляют, само собой разумеется, без факельных шествий и без идиотских прыжков через костры с убеждением (или без него), что огонь исцеляет от болезней. Хотя маленьким детишкам развлечения эти не возбраняются.
С Исламом данный праздник прекрасно сочетается при двух условиях:
1) не делать из него культ (как то вера в чудесное исцеление путем сожжения болезней, всякая чепуха с красными нитками, иначе яра ядайди я лугьуз, кто поверит???)
2) При условии, что человек позиционирующий себя мусульманином, отмечает исламские праздники с большим размахом чем все эти увеселительные мероприятия, от государства в том числе, типа первомая, нового года, дня конституции и т.д.

В тысячелетней мусульманской истории моего народа сказанное выше находит прекрасное подтверждение, иначе от этого праздника за этот громадный период истории ровным счетом ничего бы не осталось.

Комментарий #9, дата: 07 январь 2013 01:09
Цитата: Gatagvi
Есть ли лезгинской нации будущее без Ислама, тесно переплетенного с лезгинскими адатами в единое целое?


Gatagvi, у кого реально завуалированные мысли мы увидим еще в будущем.
А пока ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: какое место Вы видите праздника Яран-Сувар в лезгинской культуре и как он сочетается с Исламом?
Является ли он лично для Вас таким же ширком, как Вы обозвали осетинские "три пирога"?




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия