Южный Дагестан - образец конфессионального многообразия и толерантности
В Южном Дагестане верующая часть населения, особенно молодежи занимает все более широкие позиции в обществе, а ситуация в религиозной сфере кардинально отличается от ситуации во всем остальном Дагестане. На данном этапе в этом регионе действительно сложились тенденции к усилению процессов развития религиозной мысли, что, по сути, является возрождением ислама, как религии народов исторически населяющих эти территории. Объединение религиозных общин в Южном Дагестане, по мнению многих экспертов, может способствовать политическому объединению различных социальных групп, общин, диаспор.
В то же время, некоторые политологи предпринимают попытки увязать бурное развитие теологических процессов на юге республики с сепаратизмом. При этом, они не показывают широкой общественности, что эти процессы имеют целостность, динамичность и направлены на активное просвещение населения.
Молодежь относится с почтением и уважением к старшим, а те прилагают немало усилий для того, чтобы интересы мусульман учитывались в разных сферах жизни. Представители религиозных организаций присутствуют на всех собраниях и активах муниципальных образований на юге Дагестана. В целом можно отметить, что растут симпатии к молодым мусульманам.
Процесс религиозной консолидации способствует этническому объединению, которое создает почву для продвижения инновационных проектов молодых ученых, студентов, талантливой молодежи юга.
Религиозность населения в Южном Дагестане также растет, и по сравнению с регионами Западного и Северного Дагестана, проявляется в настоящее время в более активной форме. Здесь, в настоящее время, функционирует 392 религиозных организаций, мечетей – (суннитских: 262 джума-мечетей, квартальных мечетей – 70, молитвенных домов – 41 и 19 шиитских мечетей); мусульманских учебных заведений – 38 (1 исламский вуз ИУ имени шейха Абдуллы Курихского в г. Дербенте; 14 медресе; 23 мактаба – начальных школ).
Общее количество обучающихся в вузах, мактабах, медресе в Южном Дагестане составляет около 1230 человек. Представители Южного Дагестана составляют 9% от общего числа дагестанцев, ежегодно совершающих хадж и умра, что значительно выше, чем прошлые годы. Сказывается также недоступность паломничества населению юга республики.
Диаграмма роста религиозных организаций в Южном Дагестане на 2008 - 2012 гг.
Показатели роста религиозных организаций (общин) по сравнению с показателями прошлых лет намного выше и активнее, о чем свидетельствует диаграмма роста религиозных организаций в Южном Дагестане в процентном соотношении, (см. диаграмму). Растет и общий уровень подготовки кадров мусульманского духовенства в большей части за счет студентов религиозных вузов прошедших учебу в зарубежных исламских учебных заведениях.
Религиозная обстановка в субъектах Южного Дагестана в Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском районах, а также в городах Дербент и Дагестанские Огни характеризуется, как стабильная.
Ныне среди всех народов южного Дагестана (лезгинских народов) идут процессы бурного религиозного возрождения и ситуация существенно меняется в пользу религиозных общин. Современное мусульманское движение Южного Дагестана представлено различными религиозными течениями ислама – салафизма, суфизма, шиизма (имамизма и исмаилизма, исповедуемых азербайджанской общиной). Салафизм в отличие от других исламских направлений быстро развивается и распространяется в южнодагестанской молодежной среде.
Образцом религиозного развития является ситуация в религиозной сфере в Сулейман-Стальском районе, которая кардинальным образом отличается от ситуации в некоторых соседних районах, а также и от ситуации по всему остальному Дагестану, с точки зрения положительной динамики. Верующая молодежь благодаря совместной, слаженной работе муниципальной власти и руководства религиозных организаций – имамата района, занимает прочные позиции в обществе. Итогом такого сотрудничества стал мир, доверие и спокойствие в Сулейман-Стальском районе.
Показательной является и религиозная ситуация в Дербентском, Рутульском, Курахском и Докузпаринском районах Южного Дагестана, демонстрирующая положительные изменения в последнее время.
Небольшие общины иудеев из числа горских евреев, а также немногочисленные православные русские общины также функционируют в Южном Дагестане.
Среди основных проблем самой важной остается слабая развитость Южного Дагестана, которая создает предпосылки для вовлечения местной молодежи в мусульманские радикальные группы. Этот процесс, безусловно, касается всего Дагестана. Если взять общую динамику, то Южный Дагестан менее подвержен влиянию радикализма, чем другие районы республики.
Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа специально для информационно-аналитического портала FLNKA.RU
.