Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Южный Дагестан - образец конфессионального многообразия и толерантности

В Южном Дагестане верующая часть населения, особенно молодежи занимает все более широкие позиции в обществе, а ситуация в религиозной сфере кардинально отличается от ситуации во всем остальном Дагестане. На данном этапе в этом регионе действительно сложились тенденции к усилению процессов развития религиозной мысли, что, по сути, является возрождением ислама, как религии народов исторически населяющих эти территории. Объединение религиозных общин в Южном Дагестане, по мнению многих экспертов, может способствовать политическому объединению различных социальных групп, общин, диаспор.

В то же время, некоторые политологи предпринимают попытки увязать бурное развитие теологических процессов на юге республики с сепаратизмом. При этом, они не показывают широкой общественности, что эти процессы имеют целостность, динамичность и направлены на активное просвещение населения.

Молодежь относится с почтением и уважением к старшим, а те прилагают немало усилий для того, чтобы интересы мусульман учитывались в разных сферах жизни. Представители религиозных организаций присутствуют на всех собраниях и активах муниципальных образований на юге Дагестана. В целом можно отметить, что растут симпатии к молодым мусульманам.

Процесс религиозной консолидации способствует этническому объединению, которое создает почву для продвижения инновационных проектов молодых ученых, студентов, талантливой молодежи юга.

Религиозность населения в Южном Дагестане также растет, и по сравнению с регионами Западного и Северного Дагестана, проявляется в настоящее время в более активной форме. Здесь, в настоящее время, функционирует 392 религиозных организаций, мечетей – (суннитских: 262 джума-мечетей, квартальных мечетей – 70, молитвенных домов – 41 и 19 шиитских мечетей); мусульманских учебных заведений – 38 (1 исламский вуз ИУ имени шейха Абдуллы Курихского в г. Дербенте; 14 медресе; 23 мактаба – начальных школ).

Общее количество обучающихся в вузах, мактабах, медресе в Южном Дагестане составляет около 1230 человек. Представители Южного Дагестана составляют 9% от общего числа дагестанцев, ежегодно совершающих хадж и умра, что значительно выше, чем прошлые годы. Сказывается также недоступность паломничества населению юга республики.

 

Диаграмма роста религиозных организаций в Южном Дагестане на 2008 - 2012 гг.

 

 

 

 

Показатели роста религиозных организаций (общин) по сравнению с показателями прошлых лет намного выше и активнее, о чем свидетельствует диаграмма роста религиозных организаций в Южном Дагестане в процентном соотношении, (см. диаграмму). Растет и общий уровень подготовки кадров мусульманского духовенства в большей части за счет студентов религиозных вузов прошедших учебу в зарубежных исламских учебных заведениях.

Религиозная обстановка в субъектах Южного Дагестана в Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском районах, а также в городах Дербент и Дагестанские Огни характеризуется, как стабильная.

Ныне среди всех народов южного Дагестана (лезгинских народов) идут процессы бурного религиозного возрождения и ситуация существенно меняется в пользу религиозных общин. Современное мусульманское движение Южного Дагестана представлено различными религиозными течениями ислама – салафизма, суфизма, шиизма (имамизма и исмаилизма, исповедуемых азербайджанской общиной). Салафизм в отличие от других исламских направлений быстро развивается и распространяется в южнодагестанской молодежной среде.

Образцом религиозного развития является ситуация в религиозной сфере в Сулейман-Стальском районе, которая кардинальным образом отличается от ситуации в некоторых соседних районах, а также и от ситуации по всему остальному Дагестану, с точки зрения положительной динамики. Верующая молодежь благодаря совместной, слаженной работе муниципальной власти и руководства религиозных организаций – имамата района, занимает прочные позиции в обществе. Итогом такого сотрудничества стал мир, доверие и спокойствие в Сулейман-Стальском районе.

Показательной является и религиозная ситуация в Дербентском, Рутульском, Курахском и Докузпаринском районах Южного Дагестана, демонстрирующая положительные изменения в последнее время.

Небольшие общины иудеев из числа горских евреев, а также немногочисленные православные русские общины также функционируют в Южном Дагестане.

Среди основных проблем самой важной остается слабая развитость Южного Дагестана, которая создает предпосылки для вовлечения местной молодежи в мусульманские радикальные группы. Этот процесс, безусловно, касается всего Дагестана. Если взять общую динамику, то Южный Дагестан менее подвержен влиянию радикализма, чем другие районы республики.

Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа специально для информационно-аналитического портала FLNKA.RU

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дагестане подвели итоги деятельности центра мониторинга этноконтактной ситуации

Руслан Гереев выступил с докладом «Религиозные общины в Дагестане»

Культура отношения к Ребенку в религии

Бегство в «рай»

Островок религиозного мира в Южном Дагестане

Комментарии (18)
Комментарий #8, дата: 07 январь 2013 00:19
муртуз,
Нельзя унывать когда идет война
Нужно биться до последнего, яда
Так бились наши предки чан стха
Разнесетса над горами песнь орла
Лезгины победили машалла
И землю свою освободили от врага
И будут жить свободно отныне и навсегда

Комментарий #7, дата: 06 январь 2013 23:58
В Кавказской албании У лезгин было свое Христианство оно было инструментом консолидации народа, Так же сейчас нам нужно выроботать свою. концепцию ислама Не секрет что третьи силы пытаются использовать ислам против лезгин. Так только лезгинский ислам сможет сконсолидировать лезгин.

Комментарий #6, дата: 06 январь 2013 23:37
Есть ли лезгинской нации будущее без Ислама, тесно переплетенного с лезгинскими адатами в единое целое? Ответ, по-моему, более чем очевиден, учитывая что ее этногенез проходил в течении тысячи лет именно под этим знаменем.
Изобретать колесо нет необходимости, традиционный Ислам не дающий никакого повода ни врагам Ислама, ни врагам лезгинского народа, завуалировавшим свои истинные замысли борьбой за лезгинскость должен стать ориентиром для трезвомыслящей части лезгинского общества.
Более того, убежден что этот выбор должен определяться ничем иным как инстинктом самосохранения, заложенным в любом организме, тем более таким хрупким как самосознание народа.
Абсолютно убежден, что путь без Ислама - дорога для маргиналов.
Либо мой народ скажет решительное НЕТ таким персонажам, либо история скажет нет моему народу.

Комментарий #5, дата: 05 январь 2013 23:39
Ракьун стха, с горечью приходится осознавать, что в отличии от нас, практически все страны/регионы, так или иначе позиционирующие себя как мусульманские, УЖЕ ДАВНЫМ ДАВНО (!!!) выработали собственные, как вы говорите "концепции", вот только Лезгины (да и все дагские народы) все слепо-ведомо шатаются, в поисках "истины". И за примерами далеко ходить не надо - совсем рядом Чечня, далее, Татария, та же Турция, Иран ... . (если бы у Лезгин сформировалось свое собственное понимание и толкование Ислама, способствующего обогощению (нравственному) и процветанию моего Народа, то я б одним из первых встал в поддержку и на путь его. А пока лишь боль и уныние, да поглядывание на такое нейтральное и манящее понятие как агностицизм. Увы и ах.) . . . . . . . . Соглашусь с Кьурушви, автор статьи переборщил с красками, да так, что и не сообразишь то ли умиляться, то ли плакать навзрыд.

Комментарий #4, дата: 05 январь 2013 23:31
ненужно придумывать какойто особый лезгинский Ислам. Всё давно сделали наши предки. Надо слушать наших алимов и имамов, вот например таких как Абдулгашумов - ахтынский имам. Такие известные шейхи как Магомед Ярагский - основоположник движения мюридизма и т.д. Есть и сайты, газеты, журналы дагские и лезгинские проповедующие наш истиный тарикатский Ислам . Вот основные : http:/darulfikr.ru ... Газета ассалам на русском и 6 нац.языках в т.числе табасаранский и лезгинский : http:/assalam.ru . И недавно появившийся : http:/lezgidin.ru . А также журнал Ислам. Вобщем сегодня масса достоверной информации об Исламе, в том числе разоблачающих заблуждения и ересь сектантов вахабистов. Дело за малым : читать, изучать, различать истину от лжи. Масса привелегий для юждаговских создали в ДУМД чтобы без очереди и без ограничений принимали в Исламские вузы, например теологический со светскими науками и т.д. Надо придерживаться истины тоесть большинства уммы и остерегаться чуждой идеологии, и всё иншаАЛЛАХ будет хорошо на нашей баракатной земле.

Комментарий #3, дата: 05 январь 2013 23:12
Религия нам нужен до определенного момента,чем больше мечетей тем больше проблемы создаются в борьбе за воссоединение Лезгинских земель,появится новый слой дармоедов и аферистов прикрывающим по разными лозунгами,и это пойдет во вред в воспитанию нашего молодежь.Чересчур увлечение с религией, можно сравнить с болотом, которой втягивают к себе и заканчивает с трагедией особенно для молодых поколений.Все эти секты;салафизм,суфизм,шиизм и др.можно сравнит с темнотой который закрывает все дорогу к наукам.Поэтому чем раньше мы закроем эти течении тем лучше будет развивать Юждаг.

Комментарий #2, дата: 05 январь 2013 22:07
"Процесс религиозной консолидации способствует этническому объединению, которое создает почву для продвижения инновационных проектов молодых ученых, студентов, талантливой молодежи юга."

То есть лезгин объединяет не принадлежность к одному этносу, а религиозная консолидация???
Хотелось бы услышать от Руслана Гереева про конкретные примеры, когда такая религиозная консолидация продвигает инновационные проекты молодых юждаговцев.

Комментарий #1, дата: 05 январь 2013 21:29
Лезгинам нужна своя Лезгинская концепция ислама.




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия