Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгины все чаще женятся на русских

Недавно Госкомстат опубликовал демографические и социально-экономические характеристики населения самых крупных национальностей, в число которых попали и лезгины, занимающие 20 место в этом списке.

Соотношение полов у лезгин показывают преобладание мужского населения. Такая структура населения отличает лезгин от остальных крупных народов и свидетельствует о том, что в нашей стране живет и работает большое количество трудовых мигрантов из Азербайджана представленных в значительной степени мужчинами.

Правда, соотношение полов чуть выровнялось с момента последней переписи: доля женщин возросла с 48,7% до 49,5%. Но скорее всего это связано с недоучетом лезгин в крупных городах, а именно туда и направлена трудовая миграция. Кроме того, лишь небольшая часть лезгин из Азербайджана была учтена в переписях как 2002, так и 2010 года. Такая ситуация объясняется тем, что мигранты, нежелающие осложнять свое пребывание в России, избегали общения с переписчиками. В 2010 году также был замечен тренд в сторону увеличения доли русского населения в Москве и других городах, происходивший за счет нерусского население. Одной из причин такой политики является попытка успокоить русских горожан засильем мигрантов в городах.

Как бы то ни было, в Россию переехало на временное и постоянное место жительство много лезгин не только из Азербайджана, но и из Туркмении, Казахстана и других стран. Только у армян и азербайджанцев наблюдается более деформированная половая структура – у них наблюдался более мощный «наплыв» мигрантов, с гораздо более высокой долей мужчин, чем у лезгин.

Перепись также показала падение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста у лезгин: с 30% до 25% за счет увеличение этого показателя у трудоспособного населения (с 61% до 66%). Доля пожилого населения осталась почти неизменной – 9%. Главными факторами этой трансформации является также миграция трудоспособного лезгинского населения в Россию и падение рождаемости.

Интересным особенностью последних лет стал ощутимый рост лезгинских мужчин состоящих в браке с 60,4% до 66%, доля замужних лезгинок изменилось незначительно с 61,4% до 62,2%. Вероятно лезгины молодого и среднего возраста, мигрируя в города, начали активнее обзаводиться семьями, причем спутниц жизни они чаще выбирают из представительниц других национальностей, преимущественно русских. Тем не менее число мононациональных лезгинских домохозяйств выросло с 72 до 90 тысяч, в среднем одно домохозяйство состоит из четырех с половиной человек. Примечательно, что доля разведенных, и среди мужчин, и среди женщин чуть упала.

Лезгинская семья становится малодетной. Этот процесс охватил и другие дагестанские народы. Растет доля женщин, не имеющих детей или родивших 1-2-х, и сокращается доля матерей, имеющих 3-х и более детей (с 35% до 31%).

Упала доля лезгин владеющих родным языком – до 82,4%, русским владеет 94,6%. При этом родной язык для лезгин становится неким символом. Удельный вес лезгин, указавших лезгинский язык в качестве родного, выросла с 94% до 94,9% с 1989 по 2010 год. По этому показателю лезгины все равно уступают народам Дагестана и вайнахам.

Более благоприятная ситуация у лезгин наблюдается в образовательной сфере. В полтора раза выросла доля людей с высшим и послевузовским образованием: с 14,4% до 21,6% (среднероссийский показатель чуть выще – 23,4%). Правда, такой же и даже более быстрый рост наблюдался и у других крупных народов. Среди горско-кавказских народов только осетины имеют более высокий уровень образования (30%). Однако, как известно, качество образование за последние годы неуклонно снижалось.

К сожалению, перепись выявила у лезгин очень высокий уровень безработицы – 22,8% от трудоспособного населения частных домохозяйств. Такая ситуация характерна для всех горско-кавказских народов и связана с тем, что Северный Кавказ является депрессивным регионом. Однако значительная часть безработных на самом деле регулярно выезжают на заработки за пределы своего региона. Следует ожидать дальнейший отток лезгин из Дагестана, пока показатель безработицы не понизится до приемлемого уровня.

Амиль Саркаров

.

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Русско-лезгинское прошлое Дагогней

Лезгин в Каспийске – больше всех

Юждаг захлестывает глобализация: трудовая миграция в горах

Сколько нас в Белокаменной?

Допись, допись и недопись

Комментарии (17)
Комментарий #7, дата: 29 июль 2012 22:17
Gatagvi, свое личное мнение не надо выдавать за истину в последней инстанции. У нас не все так просто как кажется на первый взгляд. Мне, например, часто приходилось слышать от ревностных мусульман (точнее, они сами себя к ним относили), что им ближе русский, принявший Ислам, чем лезгин-агностик или, тем более, атеист. А последних у нас немало и не учитывать их - большая глупость. К тому же я разграничил религиозную и этническую сферу и призвал всего лишь не рассматривать процессы, происходящие у лезгин, с позиции всего остального мусульманского мира.
Я уважаю тех, кто искренне верует во Всевышнего, тех кого религия делает более искренними и милосердными, хотя чаще приходится сталкиваться с радикальными недоумками. Или у нас нет и таких, которые себя называют "истинными мусульманами" и в тоже время общаются как уголовники? Не надо навязывать другим глубокие проблемы на ровном месте. Тем более что у вас нет проблем с поклонением Аллаху и нормальным восприятием праздника Яран Сувар (побольше бы таких). А Яран Сувар - это исконно лезгинский праздник. Он, конечно, испытал влияние Новруза, но это уже вторичный факт.

Комментарий #6, дата: 29 июль 2012 21:36
Москвич, +++++! Сагърай вун!

Комментарий #5, дата: 29 июль 2012 16:44
Цитата: Москвич
Да, у нас не все в порядке, впрочем как и у других кавказцев, но причем тут Ислам? Я бы поднял вопрос о горском воспитании. У нас есть свои обычаи и традиции, и не все из них укладываются в рамки Ислама, например Яран Сувар. Мы же говорим о лезгинском народе, а не о мусульманах. И что подразумевается под внешними атрибутами приличной лезгинки-горянки?

Лезгинский народ и есть мусульманский народ, понятия эти монолитны и неразрывны. И если кто-то из нас не считает себя хотя бы этническим мусульманином,то это его глубокие личные проблемы, имхо.
Все лезгинские национальные обычаи вполне укладываются в рамки традиционного Ислама, в том числе и такой "исконно лезгинский" праздник, отмечаемый и ныне в различных вариациях от Месопотамии до Хорезма.

Комментарий #4, дата: 29 июль 2012 14:43
Да не только лезгины, практически во всех дагестанских народностях наблюдается рост смешанных браков, в том числе и с русскими. Главной же причиной смешанных браков в Дагестане является отток из мононациональных сел в крупные дагестанские города где доля каждой национальности составляет не более 15 %.

Комментарий #3, дата: 28 июль 2012 17:30
Жезвай хиир жувандаз хурай. Урусрикай беhем рушар садрани х1иитуш. Жуван Лезги к!ол ачух ая.

Комментарий #2, дата: 28 июль 2012 03:26
Да, у нас не все в порядке, впрочем как и у других кавказцев, но причем тут Ислам? Я бы поднял вопрос о горском воспитании. У нас есть свои обычаи и традиции, и не все из них укладываются в рамки Ислама, например Яран Сувар. Мы же говорим о лезгинском народе, а не о мусульманах. И что подразумевается под внешними атрибутами приличной лезгинки-горянки?

Комментарий #1, дата: 27 июль 2012 21:11
Это всё из за отсутствия исламского воспитания и нравственности, без этого мы обречены на скорое вымирание. Сегодня действительно проблема найти приличную лезгинку-горянка, хотя бы с внешними атрибутами как у других дагестанок, даже в сёлах. А парни тоже вне Ислама выбирают себе кумиров проституток с телеэкранов. Так что делаем выводы!




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия