Система округов повысит эффективность управления республикой
Деньга Халидов, советник Президента Республики Дагестан, Вице-президент Академии геополитических проблем, член Президиума Российского конгресса народов Кавказа.
Руководство республики ведет очень взвешенную политику в области межнациональных отношений, и я думаю, это даст свои «плоды». Впрочем, и в прошлом республиканская власть уделяла большое внимание этому вопросу. В Дагестане иначе нельзя. Правда, национальный вопрос в Дагестане, по сути, тесно связан по с экономическими, ресурсными. Хочу подчеркнуть, что вопросы межнациональной политики нельзя смешивать с вопросами земельными, экономическими и так далее. К сожалению, мы иногда это наблюдаем, в особенности, в последний год- полтора.
Что касается конфессиональной политики, то здесь с уверенностью можно сказать, что межконфессиональных проблем у нас нет.
Есть внутриконфессиональная проблема, в первую очередь связанная с трудностью налаживания диалога между салафитами и суфиями(тарикатским течением). Я считаю, что здесь серьезно недорабатывает ДУМД. Хотя, в свое время, благодаря покойному шейху Саид Апанди Чиркейскому, мюриды которого контролируют ДУМД, этому диалогу и даже сотрудничеству было положено хорошее начало. Но, увы, со смертью известного шейха этот процесс свернули. Полагаю, что это было выгодно врагам Ислама, Дагестана и России в целом. Это не выгодно «партии войны», для которой нестабильный Дагестан, как манна небесная. Конечно же, мы работаем в этом направлении. Президент Дагестана еще в сентябре 2013 года встречался с лидерами ДУМД и салафисткого течения. Он снова призвал к согласию конфликтующие течения. ДУМД тоже предпринял со своей стороны некоторые шаги навстречу, хотя там проблем хватает.
Но увы, силовики игнорируют президентские инициативы: в республике накопилось очень много фактов незаконных действий силовиков в отношении исламских заведений (кафе, ресторанов, учебных заведений) и салафитов. В Махачкале уже горько шутят, что «откупиться» от незаконных действий (задержаний и пр.) можно, если держать дома или в автомобилеспиртное (?!). Были случаи массовых задержаний молодых ребят с бородами, которых «тепленькими» вытаскивали из квартир ранним утром, как гитлеровцы в оккупированных странах. Это просто безобразие, и я считаю, что силовики, таким образом, косвенно подрывают доверие к новой власти и новому курсу.
Но наиболее «горячими», на мой взгляд, являются проблемы экономического и социального характера. Именно их решение нынешнее руководство Дагестана ставит во главу угла. Это и создание новых рабочих мест, то есть борьба с безработицей, это и стимулирование инвестиций, и развитие малого и среднего предпринимательства и т.д.
Идею территориальных округов я поддерживаю. В свое время, лет 23-25 назад, идею создания в Дагестане 6 или 8 округов (точно не помню) обосновывал покойный Ганиев Аркадий, общественный деятель и ученый (он кандидат географических наук) мой коллега по клубу «Перестройка» и демократическому движению в республике в конце 1980-х- начале 1990-х годов. Обоснование окружной системы строилось, главным образом, на экономико- географическом принципе. Ганиевский проект отличался от нынешнего проекта «раздела» РД и по сфере компетенции: окружным органам власти передавались часть полномочий как от республиканских властей, так и от районных. Это кантональная, как в Швейцарии, окружная система управления, которая в Дагестане просуществовала до 1929 года. Она была введена еще в Царской России, и считалась оптимальной формой управления различными этно- территориальными образованиями, которые назывались тогда наибствами. В округа входили не мононациональные территории, а полиэтничные, то есть они формировались не по национальному, а экономико-географическому принципу. Похожую картину мы видим и сейчас. Теперь у нас 4 округа и, насколько я знаю, в первоначальный вариант внесены изменения, более отвечающие, как мне кажется, чаяниям народов Дагестана.
Другое дело, что надо четко определить сейчас разделение полномочий между районами и округами, что и будет сделано в скором времени. Я считаю эту модель значительно облегчающей управление. Ни один субъект России не может похвастаться таким обилием районов, как Дагестан - целых 50 вместе с городскими округами. Даже в Московской области 36 районов, но какие: там бюджеты некоторых районов превосходят бюджеты иных субъектов Федерации. В соседней Чечне всего 15 районов и т.д. Поэтому становится понятно, для чего президент РД предпринял подобный шаг.
Все спешат с вопросом о кадровой политике. Руководство Дагестана дает шанс главам районов и городов измениться самим, с учетом новых задач. Раньше сказали бы «перестроиться». Некоторые используют этот шанс во благо народа, а некоторые продолжают "работать" по-старому. В плане глав округов пока рано говорить, в скором времени все узнаем. Думаю, после нового года мы станем свидетелями более эффективного подхода в кадровой политике. Здесь не должно быть никаких революций, только эволюционным путем можно развиваться, тщательно подбирая кадры.
В теории управления есть такой закон: для выправления ситуации на эволюционной основе в регионе или стране в целом нужно столько же времени, сколько ушло на «развитие» по негативному сценарию. Но у нас нет столько времени, максимум 3- 5 лет, а то и меньше, учитывая с одной стороны, нетерпеливость наших людей, а с другой - активную работу (по саботажу и распусканию слухов) определенных влиятельных групп, позиции которых в среднем звене управления, пока еще, достаточно прочны. Здесь непочатый край работы.
Беседовал Гусен Шахпазов
ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Алий Тоторкулов: «Путин усиливает силовую и экономическую политику на Кавказе»
Сергей Миронов встретился с лидерами национальных объединений
В Дагестане обсудили итоги работы религиозных организаций
Халидов: Россия должна отказаться от "ближневосточных рецептов" на Северном Кавказе