Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Мифы о дагестанских азербайджанцах

Сотрудник ДНЦ РАН приукрасил историческое прошлое отдельного народа

В конце прошлого месяца в «Дагестанской Правде» вышла очередная публикация, посвященная народам Дагестана: «Азербайджанцы в дагестанском историческом процессе». Несмотря на то, что ее автор Магомед-Расул Ибрагимов является ведущим научным сотрудником института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, в статье немало сомнительного материала и откровенных несуразностей.

Занижено или завышено?

Примечательно желание автора статьи завысить численность азербайджанцев за счет трудовых мигрантов из АР. По его мнению, «реальное число азербайджанцев в Дагестане на несколько десятков тысяч больше» официальных данных переписи. Но из каких источников он взял такую ощутимую цифру и почему всех выходцев из АР Ибрагимов называет именно азербайджанцами, он не раскрывает.

На самом деле, численность населения Дагестана является завышенной, так как многие уроженцы этой республики (в том числе и азербайджанской национальности) сами массово уезжают в целях заработка в крупные города и «сырьевые регионы» России, в которых уровень дохода является привлекательным для них. А трудовые мигранты в самом Дагестане представлены в первую очередь гражданами среднеазиатских государств (в основном из Узбекистана), а также Вьетнама, но и их число невелико.

Зато среди граждан АР, переселившихся в силу разных причин в Дагестан, большинство все-таки составляют лезгины, которые в основном уже сменили прежнее гражданство на российское.


Но есть важные нюансы, которые академическая наука пока учитывает слабо, а именно манипуляции с данными переписей. Как мы уже писали, жонглирование с цифрами последней переписи населения привело к занижению численности лезгин и табасаран и завышению численности азербайджанцев в Дагестане. Но это лишь верхушка айсберга.  Подлинный масштаб махинаций можно увидеть, ознакомившись со статьей Амиля Саркарова «Подсчитали и просчитались – 2» в  газете «Настоящее время» №25 от 29 июня 2012 г. Согласно ей, численность азербайджанцев в Дербентском районе завышена более чем в полтора раза и должна составлять 36-37% вместо 58% (то есть на 20 с лишним тысяч меньше). В меньшей  степени это затронуло также город Дербент.

Таким образом, реальное число азербайджанцев (точнее тех, кого к ним относят) должно быть на несколько десятков тысяч меньше, а не больше. Но статистическая часть публикации Ибрагимова на фоне других его рассуждений выглядит не столь значимой.


Опять албанцы и Сасаниды!

К большому сожалению, в своей статье Ибрагимов позволил совершенно антинаучные опусы, более того, статью напечатали в государственном СМИ, коей является газета «Дагестанская Правда».


Особенно это касается следующих строк: «Дагестанские азербайджанцы имеют давние традиции письменности. Предки их, видимо, пользовались клинописью, в первые века нашей эры – албанской и сасанидской графикой». По сути, он нынешнее тюркоязычное азербайджанское население Дагестана совершенно голословно возвел к албанцам и персам. Это все равно, что возвести хаттов, лидийцев, троянцев, греков и другие общности, проживавшие на территории современной Турции и их наследие к нынешним туркам.

То, что в той или иной степени албанское и иранское население участвовало в формировании нынешних дагестанских азербайджанцев (о чем он также упоминает), вовсе не означает, что они могут претендовать на их культурно-языковое наследие. Тем более, сохранились продолжатели данных культурно-языковых традиций: лезгинские народы и таты. Но явно искусственные и давно избитые попытки усидеть сразу на нескольких стульях, то есть объявить азербайджанцев одновременно наследниками и иранских, и кавказских, и тюркских (причем совершенно разных и несвязанных друг с другом) политических образований уже давно выглядят несуразными.

Но Ибрагимов на этом не останавливается. В своей статье он перечисляет археологические и культурно-исторические объекты начиная с каменных орудий ашельской эпохи! Сразу вспоминается история с азыхантропом (отнесенного учеными к пренеандертальцам, т.е. предкам неандертальцев, не являющихся прямыми предками современных людей, но, правда, скрещивавшихся с ними), которого в Азербайджанской Республике превратили в предка азербайджанцев, а в учебники попала фраза «древние азербайджанцы начали пользоваться огнем много миллионов лет назад».

Где хобот и где хвост?

Парадоксальным является то, что Ибрагимов все-таки упоминает и об ассимиляционных процессах, выделив их в отдельный раздел. В нем он описывает переход татов, населяющих окрестные с Дербентом села, на тюркский (азербайджанский) язык. Помимо прочего упоминает селение Ерси, связывая его с арабскими колонистами, при этом игнорируя исследования Анатолия Генко. А известный кавказовед, исследуя Ерси и другие окрестные селения в начале 30-х годов прошлого века, обнаружил табасаранскую топонимику, что говорит об их происхождении.

Как бы то ни было, Ибрагимов отметил, что более масштабные процессы тюркизации, охватившие жителей татоязычных и арабоязычных, частично табасаранских селений, находящихся вблизи Дербента, происходили в конце XIX– начале XX вв.

При этом завершение формирование азербайджанской народности он почему-то относит к 11-12 векам в связи с новой волной вторжений тюркоязычных народов (а именно, огузов) в Дагестан, явно перепутав начало и конец. Но если принять эту версию, то «народность» сформировалась, не успев  появиться на новой территории, и пришлые кочевники тем более не могут иметь отношение к наследию местных народов, с которыми они стали позднее частично смешиваться и ассимилировать их.


Как мы знаем, тюркский компонент в равнинной части Юждага после нашествия тюрок-сельджуков постепенно усиливался, особенно во времена татаро-монгольского нашествия и последующих войн между Золотой Ордой и Хулагуидами, а также при вторжении армии Тимура. Но о резком усилении тюркского компонента в Юждаге можно говорить, лишь начиная с 16 века, когда Сефевиды стали массово переселять тюркоязычные группы из Азербайджана (исторического, то есть нынешнего «Иранского»).


Еще один казус. Рассказывая о позднейших событиях, связанных с терекеменцами, он не пишет об их появлении на нынешней территории лишь в конце 16 века, несмотря на то, что это известный факт. Что неудивительно, так как это еще больше разрушает и без того противоречивую картину этногенеза азербайджанского населения Дагестана (и в целом азербайджанцев). О том, что данный вопрос до сих пор отражает неустойчивость самосознания тех, кого относят к дагестанским азербайджанцам, мы писали в статье «Этническая мозаика магалов Дербента».

Средневековый азербайджанский

Еще одну откровенную нелепость Ибрагимов выдал, написав, что «азербайджанский язык продолжительное время, начиная со Средневековья вплоть до второй половины XX в., был и остается (сейчас - в гораздо меньших масштабах) языком межэтнического общения народов Южного Дагестана».

Очень странно, что сказав о времени появления тюрок-огузов на Кавказе, Ибрагимов в тоже время его возводит к началу Средневековья, промахнувшись по крайне мере на 6 столетий!


Вот это ведущий специалист ДНЦ РАН! Но с чего он взял, что азербайджанский (точнее огузский) язык уже в 11-12 веке стал играть такую роль?! А как же арабский и персидский? Не говоря о лезгинском языке, который и в советское и постсоветское время старательно избегали рассматривать в качестве «лингва франка» (см. подробнее: Лезгинский как lingua franca 1 и Лезгинский как lingua franca 2).

В сухом остатке

Безусловно, азербайджанский язык был, отчасти, языком межэтнического общения в Южном Дагестане. Но, во-первых, он им стал довольно поздно и функционировал в целом в узких временных рамках. Во-вторых, он не единственный исполнял такую роль, особенно как язык письменности. В-третьих, он не охватывал всю территорию Южного Дагестана, во многих районах которого господствовал лезгинский язык, особенно в сношениях агулов и южных табасаран с лезгинами. А в настоящее время он уже не играет такой роли, так что если и говорить о «гораздо меньших масштабах», то правильнее сразу назвать их локальными (например, в магалах Дербента и некоторых селениях).

Нынешние азербайджанцы, конечно, являются частью современного дагестанского «этноландшафта». Но искусственное удревнение времени появления носителей огузских языков, сложения азербайджанского народа, как отдельной общности, а также попытки переписать дотюркское, а точнее доогузское наследие Южного Дагестана носят явный деструктивный характер и создают предпосылки для возникновения межнациональной напряженности.

Очень неприятно, что «Дагестанская Правда» стала одной из площадок для подобного мифотворчества. Еще большее недоумение вызывает то, что подобные сомнительные с научной точки зрения материалы выходят из-под пера сотрудника академического института, в то время как именно академическая наука должна быть образцом исторической правды. Более того, представляется, что сотрудники ДНЦ РАН должны бороться с этно-историческими мифами, как это было в случае с тенденциозным фильмом о Дербенте, а не заниматься их конструированием.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Игра на понижение в Юждаге

Опять неправильно подсчитали

Лезгин в Каспийске – больше всех

Народы в Азербайджане, наконец, подсчитали…но как!

Допись, допись и недопись

Комментарии (27)
Комментарий #27, дата: 12 январь 2016 02:49

Seymyr, если ученый пишет о распространении какого-то явления "начиная со Средневековья...", то имеется в виду всё Средневековье, а не последний его отрезок - тогда надо писать "Позднее Средневековье". Так что он не прав и не надо его оправдывать. Не надо чушь писать и о том, что почти вся литература до середины 20 века была не на лезгинском языке, а в первую очередь на азербайджанском. Это, конечно, не так. А устное творчество было почти всё на родном языке. У вас здесь не получится вешать лапшу, так как на этом сайте и ведется борьба с фальсификаторами, подобными вам и разобранному автору.


Комментарий #26, дата: 21 декабрь 2015 19:30

Непонятно что удивило автора статьи Иеру Рамазанову в том что азербайджарнский язык был языком межетнического общения в ЮжДаге начиная со Средневековья, которое длилось с VI-VII по XV-XVI века.

Средневековый лезгинский писатель Кюре Мелик живший в 1340-1410 годах писал исключительно на тюркском азербайджанском языке.

Практически вся лезгинская литература до середины 20 века - либо полностью на азербайджанском (или арабском) языке, либо частично на лезгинском, частично на азербайджанском.

Не нужно передергивать. Если азербайджанским специалистом было отмечено общераспространенность азербайджанского тюркского языка в Дагестане начиная со Средневековья - это не значит что он имел в виду начало средних лет. Это всё равно что назвать лжецом человека который сказал "Вчера у меня родился сын" только потому, что сын его родился в средине вчерашнего дня а не в самом начале )))


Комментарий #25, дата: 12 сентябрь 2015 00:21

о каком азербажане тут речь? О том в котором все фальшиво и искуственно начиная с истории вплоть до статистики? Не может государство где процветает произвол и преследование по нац.признаку с избиением, арестами и даже убийствами активистов, журналистов и прочих неугодных называться демократическим и уж тем более толерантным, и еще при этом указывать другим что делать. А бакинский султанат это типичный пример тиранического гос-ва, где права человека - пустой звук. Самого гейдар алиева не только на западе, но даже в соседней "братской" турции в сми упоминают как диктатора, а сам азербажан даже отмечают как государство средней азии. Такие вот дела...


Комментарий #24, дата: 07 сентябрь 2015 14:44

   Фальсификация истории - ЭТо ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Государство ли человек ли или толкователь.


Комментарий #23, дата: 05 сентябрь 2015 00:17

Пора и чести знать.Целый народ отдан на подкуп.


Комментарий #22, дата: 05 сентябрь 2015 00:14

Лезгинам пора понять, что ждать небесной манны не стоит.


Комментарий #21, дата: 24 август 2015 20:44

Украст чужую выдаст зa свои-Эта гениальность


Комментарий #20, дата: 24 август 2015 18:53

Дербент как жаль что не читаеш то что пишут в их соцсетях.Язык не понимаешь аль желания нет? Инфа лично для тебя-На днях я прочел публикацию одного "МУЖА" их карманной оппозиции что якобы лезгинам Кусарского района задним числом предоставляют российские паспорта и выдают российское гражданство.Тем самым Россия создает себе анклав лезгин(Россиян) на территории "независимого" азер-на.И что все это дело стоит от 150-200 тыс рублей.Предоставляют поспарта и  гражданство в Дербенте.Как бы ты это прокоментировал и как ты думаеш ФЛНКА должен опубликовать статью про эту ГНУСНУЮ ЛОЖ на наш народ.И как наконец ты думаеш я должен написать комент в твоем "научном стиле"на случай появления статьи?


Комментарий #19, дата: 24 август 2015 18:39

Цитата: Derbent
Уважаемый сайт ФЛНКА. Некоторым читателям,до сих пор не дошло то что, ваш сайт,как видно даже из своего названия,является зеркалом культурной сферы лезгинского народа и видит своим приоритетом сохранение и  развитие лезгинского языка,культуры и традиции. Допуском таких полуграмотных и не отвечающим гуманным принципам вашего сайта и всего лезгинского народа комментариям как пириви, вы можете повредить свой положительный имидж. Такие негативные комментарии, кроме того еще и на руки дагестанским кланам, которым ради сохранения своей власти,выгодно не доброжелательные отношения между лезгинским и азербайджанским народами. Это надо понять в конце концов и на корню пресекать комментарии таких читателей как пириви.
Ты прав надо только твои коменты публиковать!


Комментарий #18, дата: 23 август 2015 22:18

пириви бытовуха везде есть, а вот КТО не везде. 

кстати, у вас сегодня в Махачкале КТО ввели, скорее всего будут убийства, как обычно... 





Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия