Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Мифы о дагестанских азербайджанцах

Сотрудник ДНЦ РАН приукрасил историческое прошлое отдельного народа

В конце прошлого месяца в «Дагестанской Правде» вышла очередная публикация, посвященная народам Дагестана: «Азербайджанцы в дагестанском историческом процессе». Несмотря на то, что ее автор Магомед-Расул Ибрагимов является ведущим научным сотрудником института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, в статье немало сомнительного материала и откровенных несуразностей.

Занижено или завышено?

Примечательно желание автора статьи завысить численность азербайджанцев за счет трудовых мигрантов из АР. По его мнению, «реальное число азербайджанцев в Дагестане на несколько десятков тысяч больше» официальных данных переписи. Но из каких источников он взял такую ощутимую цифру и почему всех выходцев из АР Ибрагимов называет именно азербайджанцами, он не раскрывает.

На самом деле, численность населения Дагестана является завышенной, так как многие уроженцы этой республики (в том числе и азербайджанской национальности) сами массово уезжают в целях заработка в крупные города и «сырьевые регионы» России, в которых уровень дохода является привлекательным для них. А трудовые мигранты в самом Дагестане представлены в первую очередь гражданами среднеазиатских государств (в основном из Узбекистана), а также Вьетнама, но и их число невелико.

Зато среди граждан АР, переселившихся в силу разных причин в Дагестан, большинство все-таки составляют лезгины, которые в основном уже сменили прежнее гражданство на российское.


Но есть важные нюансы, которые академическая наука пока учитывает слабо, а именно манипуляции с данными переписей. Как мы уже писали, жонглирование с цифрами последней переписи населения привело к занижению численности лезгин и табасаран и завышению численности азербайджанцев в Дагестане. Но это лишь верхушка айсберга.  Подлинный масштаб махинаций можно увидеть, ознакомившись со статьей Амиля Саркарова «Подсчитали и просчитались – 2» в  газете «Настоящее время» №25 от 29 июня 2012 г. Согласно ей, численность азербайджанцев в Дербентском районе завышена более чем в полтора раза и должна составлять 36-37% вместо 58% (то есть на 20 с лишним тысяч меньше). В меньшей  степени это затронуло также город Дербент.

Таким образом, реальное число азербайджанцев (точнее тех, кого к ним относят) должно быть на несколько десятков тысяч меньше, а не больше. Но статистическая часть публикации Ибрагимова на фоне других его рассуждений выглядит не столь значимой.


Опять албанцы и Сасаниды!

К большому сожалению, в своей статье Ибрагимов позволил совершенно антинаучные опусы, более того, статью напечатали в государственном СМИ, коей является газета «Дагестанская Правда».


Особенно это касается следующих строк: «Дагестанские азербайджанцы имеют давние традиции письменности. Предки их, видимо, пользовались клинописью, в первые века нашей эры – албанской и сасанидской графикой». По сути, он нынешнее тюркоязычное азербайджанское население Дагестана совершенно голословно возвел к албанцам и персам. Это все равно, что возвести хаттов, лидийцев, троянцев, греков и другие общности, проживавшие на территории современной Турции и их наследие к нынешним туркам.

То, что в той или иной степени албанское и иранское население участвовало в формировании нынешних дагестанских азербайджанцев (о чем он также упоминает), вовсе не означает, что они могут претендовать на их культурно-языковое наследие. Тем более, сохранились продолжатели данных культурно-языковых традиций: лезгинские народы и таты. Но явно искусственные и давно избитые попытки усидеть сразу на нескольких стульях, то есть объявить азербайджанцев одновременно наследниками и иранских, и кавказских, и тюркских (причем совершенно разных и несвязанных друг с другом) политических образований уже давно выглядят несуразными.

Но Ибрагимов на этом не останавливается. В своей статье он перечисляет археологические и культурно-исторические объекты начиная с каменных орудий ашельской эпохи! Сразу вспоминается история с азыхантропом (отнесенного учеными к пренеандертальцам, т.е. предкам неандертальцев, не являющихся прямыми предками современных людей, но, правда, скрещивавшихся с ними), которого в Азербайджанской Республике превратили в предка азербайджанцев, а в учебники попала фраза «древние азербайджанцы начали пользоваться огнем много миллионов лет назад».

Где хобот и где хвост?

Парадоксальным является то, что Ибрагимов все-таки упоминает и об ассимиляционных процессах, выделив их в отдельный раздел. В нем он описывает переход татов, населяющих окрестные с Дербентом села, на тюркский (азербайджанский) язык. Помимо прочего упоминает селение Ерси, связывая его с арабскими колонистами, при этом игнорируя исследования Анатолия Генко. А известный кавказовед, исследуя Ерси и другие окрестные селения в начале 30-х годов прошлого века, обнаружил табасаранскую топонимику, что говорит об их происхождении.

Как бы то ни было, Ибрагимов отметил, что более масштабные процессы тюркизации, охватившие жителей татоязычных и арабоязычных, частично табасаранских селений, находящихся вблизи Дербента, происходили в конце XIX– начале XX вв.

При этом завершение формирование азербайджанской народности он почему-то относит к 11-12 векам в связи с новой волной вторжений тюркоязычных народов (а именно, огузов) в Дагестан, явно перепутав начало и конец. Но если принять эту версию, то «народность» сформировалась, не успев  появиться на новой территории, и пришлые кочевники тем более не могут иметь отношение к наследию местных народов, с которыми они стали позднее частично смешиваться и ассимилировать их.


Как мы знаем, тюркский компонент в равнинной части Юждага после нашествия тюрок-сельджуков постепенно усиливался, особенно во времена татаро-монгольского нашествия и последующих войн между Золотой Ордой и Хулагуидами, а также при вторжении армии Тимура. Но о резком усилении тюркского компонента в Юждаге можно говорить, лишь начиная с 16 века, когда Сефевиды стали массово переселять тюркоязычные группы из Азербайджана (исторического, то есть нынешнего «Иранского»).


Еще один казус. Рассказывая о позднейших событиях, связанных с терекеменцами, он не пишет об их появлении на нынешней территории лишь в конце 16 века, несмотря на то, что это известный факт. Что неудивительно, так как это еще больше разрушает и без того противоречивую картину этногенеза азербайджанского населения Дагестана (и в целом азербайджанцев). О том, что данный вопрос до сих пор отражает неустойчивость самосознания тех, кого относят к дагестанским азербайджанцам, мы писали в статье «Этническая мозаика магалов Дербента».

Средневековый азербайджанский

Еще одну откровенную нелепость Ибрагимов выдал, написав, что «азербайджанский язык продолжительное время, начиная со Средневековья вплоть до второй половины XX в., был и остается (сейчас - в гораздо меньших масштабах) языком межэтнического общения народов Южного Дагестана».

Очень странно, что сказав о времени появления тюрок-огузов на Кавказе, Ибрагимов в тоже время его возводит к началу Средневековья, промахнувшись по крайне мере на 6 столетий!


Вот это ведущий специалист ДНЦ РАН! Но с чего он взял, что азербайджанский (точнее огузский) язык уже в 11-12 веке стал играть такую роль?! А как же арабский и персидский? Не говоря о лезгинском языке, который и в советское и постсоветское время старательно избегали рассматривать в качестве «лингва франка» (см. подробнее: Лезгинский как lingua franca 1 и Лезгинский как lingua franca 2).

В сухом остатке

Безусловно, азербайджанский язык был, отчасти, языком межэтнического общения в Южном Дагестане. Но, во-первых, он им стал довольно поздно и функционировал в целом в узких временных рамках. Во-вторых, он не единственный исполнял такую роль, особенно как язык письменности. В-третьих, он не охватывал всю территорию Южного Дагестана, во многих районах которого господствовал лезгинский язык, особенно в сношениях агулов и южных табасаран с лезгинами. А в настоящее время он уже не играет такой роли, так что если и говорить о «гораздо меньших масштабах», то правильнее сразу назвать их локальными (например, в магалах Дербента и некоторых селениях).

Нынешние азербайджанцы, конечно, являются частью современного дагестанского «этноландшафта». Но искусственное удревнение времени появления носителей огузских языков, сложения азербайджанского народа, как отдельной общности, а также попытки переписать дотюркское, а точнее доогузское наследие Южного Дагестана носят явный деструктивный характер и создают предпосылки для возникновения межнациональной напряженности.

Очень неприятно, что «Дагестанская Правда» стала одной из площадок для подобного мифотворчества. Еще большее недоумение вызывает то, что подобные сомнительные с научной точки зрения материалы выходят из-под пера сотрудника академического института, в то время как именно академическая наука должна быть образцом исторической правды. Более того, представляется, что сотрудники ДНЦ РАН должны бороться с этно-историческими мифами, как это было в случае с тенденциозным фильмом о Дербенте, а не заниматься их конструированием.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Игра на понижение в Юждаге

Опять неправильно подсчитали

Лезгин в Каспийске – больше всех

Народы в Азербайджане, наконец, подсчитали…но как!

Допись, допись и недопись

Комментарии (27)
Комментарий #17, дата: 23 август 2015 17:51

ОЛД еще один вопрос!Ты смотриш "Azerbaycan saati" на сайте WWW.AZADLIQ.INFO.Это тоже "армянский" сайт и тоже лож?Ганимет Захид тоже армянин?


Комментарий #16, дата: 23 август 2015 17:27

Уважаемый сайт ФЛНКА. Некоторым читателям,до сих пор не дошло то что, ваш сайт,как видно даже из своего названия,является зеркалом культурной сферы лезгинского народа и видит своим приоритетом сохранение и  развитие лезгинского языка,культуры и традиции. Допуском таких полуграмотных и не отвечающим гуманным принципам вашего сайта и всего лезгинского народа комментариям как пириви, вы можете повредить свой положительный имидж. Такие негативные комментарии, кроме того еще и на руки дагестанским кланам, которым ради сохранения своей власти,выгодно не доброжелательные отношения между лезгинским и азербайджанским народами. Это надо понять в конце концов и на корню пресекать комментарии таких читателей как пириви.


Комментарий #15, дата: 23 август 2015 09:17

Цитата: Олд
Цитата: пириви
. ОЛД ты что то сказал про режим КТО под Дербентом.По вышеуказанному поводу какой режим бы ты ввел в Нефчале?такой режим еще не придуман человечеством.Этот режим ввел всевышний АЛЛАХ в Содоме и Гаморре!!!!Прочитайте друзья вы такого еще не читали...в Нефчале(азеристан) девушку сироту по матери дома постоянно насиловали родной брат отец и дядя.Сайт называется www.criminalazerbaijan.com.Пусть кто нибудь посмеет сказать что они кавказцы. 

 
пириви это армянский сайт и вся инфа там ложь
Дорогой друг ОЛД должен опять тебя расстроить на этом "армянском" сайте под всеми публикациями есть ссылки откуда они взяты.Нефтчалинская история была опубликована на сайте www.oxu.az.Точно также подвсеми остальными публикациями.Посмотри повнимательней!А если знаеш какой нибудь другой сайт скинь мне ссылку вроде"www.criminaldagestan.com" или "www.criminalarmenia.com".Лично я не нашел.Буду благодарен.


Комментарий #14, дата: 22 август 2015 20:17

Цитата: пириви
. ОЛД ты что то сказал про режим КТО под Дербентом.По вышеуказанному поводу какой режим бы ты ввел в Нефчале?такой режим еще не придуман человечеством.Этот режим ввел всевышний АЛЛАХ в Содоме и Гаморре!!!!Прочитайте друзья вы такого еще не читали...в Нефчале(азеристан) девушку сироту по матери дома постоянно насиловали родной брат отец и дядя.Сайт называется www.criminalazerbaijan.com.Пусть кто нибудь посмеет сказать что они кавказцы. 

 

пириви это армянский сайт и вся инфа там ложь


Комментарий #13, дата: 21 август 2015 13:33

По мере обострения украинского конфликта противостояние между Россией и Западом усиливается. При этом центр данного спора может быть перенесен с Украины на Кавказ — в Грузию, Армению и Азербайджан. Такой прогноз в своем новом исследовании делают эксперты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, которую еще называют «теневым ЦРУ»

 

svpressa.ru/war21/article/130012/


Комментарий #12, дата: 21 август 2015 13:31

Цитата: Derbent
Мне кажется,что в центральных структурах масс- медиа Дагестана есть специальные люди,заинтересованные создавать напряженность между лезгинским и азербайджанским народами. Эту уловку надо уже давно понять. Только лишь в мире и согласии с азербайджанцами,а также с другими народами Кавказа  , и не отвлекаясь ни в какие заказные публикации журналистов, входящих в когорту известных всем кланов,  мы сможем развиваться.Ведь из некоторых тогдашних СМИ мы помним же информацию, где говорилось  для достижения своих целей ради  устранения Яралиева из поста  мэра,коньячный барон Мурад, не был против использовать ради этого разные методы,начиная от актов вандализма и вплоть до разжигания межнациональной розни между нашими народами. 


Комментарий #11, дата: 21 август 2015 13:26

Этот "научный" сотрудник больше был бы на своем естественном месте как на фото в статье."Играть на ЗУРНЕ".!!!!!


Комментарий #10, дата: 21 август 2015 10:19

. ОЛД ты что то сказал про режим КТО под Дербентом.По вышеуказанному поводу какой режим бы ты ввел в Нефчале?такой режим еще не придуман человечеством.Этот режим ввел всевышний АЛЛАХ в Содоме и Гаморре!!!!Прочитайте друзья вы такого еще не читали...в Нефчале(азеристан) девушку сироту по матери дома постоянно насиловали родной брат отец и дядя.Сайт называется www.criminalazerbaijan.com.Пусть кто нибудь посмеет сказать что они кавказцы. 


Комментарий #9, дата: 19 август 2015 23:43

Современное название иранской провинции Азербайджан (как и заимствовавшей это название Аз-кой. республики) связывается с древним названием страны Атропатена, – областью, лежащей южнее реки Аракс. Это название происходит от имени ахеменидского сатрапа Атропата, управлявшего в IV в. до н.э.  Малой Мидией

Как утверждает основоположник историографии  новообразованного Азербайджана Е. А. Пахомов, в своём  «Кратком курсе истории Азербайджана», изданном в Баку в 1923 году:

/«…название Азербайджана никогда не распространялось на земли севернее Аракса. Только в 1917 г. (должно быть в1918 –Б.А.) при распадении закавказского сейма на Грузию, Армению и восточное Закавказье, возникло предположение основать государство, объединяющее всех т. наз. «азербайджанских тюрок», как в России, так и в Персии. Этому государству провизорно (т.е. временно – Б.А.) было дано название Азербайджана. Идею эту осуществить не удалось и в состав новой азербайджанской республики вошло только восточное Закавказье, но название пришлось оставить за отсутствием лучшего…»/.. И это не гипотеза Пахомова; он, как и издатели его книги, современник этого события и знал Баку до 1918 года, когда этот город, ни кто не связывал с Азербайджаном – северной провинцией Персии


Комментарий #8, дата: 19 август 2015 20:25

Прекрасный анализ у Дербента!Шеленберг отдыхает!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия