Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

"Важно работать и заниматься тем, что по-настоящему нравится"

Интервью с лезгинским художником и скульптором Ляметом Дженетхановым

Редакция сайта ФЛНКА предлагает вашему вниманию интервью с профессиональным скульптором и художником, педагогом, автором множества картин и скульптур, членом Союза художников России Ляметом Дженетхановым.

Лямет Эседович, расскажите нашим читателям немного о себе.

Я родился в селении Картас-Казмаяр Магарамхюрского района 1 октября 1954 года. Окончил местную сельскую среднюю школу. Забегая вперед, скажу, что определенный период жизни жил и работал в Вологде, являюсь почетным гражданином Вологды. В настоящее время живу в селении Куллар Дербентского района, работаю в местной средней школе учителем изобразительного искусства. Занимаюсь любимым делом и обучаю этому детей, чему безмерно рад.

Как Вы связали свою жизнь с этим видом творчества: был ли это исключительно Ваш личный выбор или же кто-то на это повлиял?

Все это у меня семейное. Так, отец был мастером на все руки: рисовал, был кузнецом, хоть и работал в ГАИ. Мой дядя также рисовал, брат хорошо работал по камню. Да и дети, а теперь и внуки пошли отчасти по этому пути – увлекаются живописью. В них это заложено, думаю, но надо только раскрыть их способности.

Теперь расскажу по порядку о том, как я поступил на учебу и попал в творческую среду. Учился я в школе хорошо по всем предметам, но рисование занимало особое место, никогда не забывал и всегда хотел связать себя с этим. Это были времена, когда и света не бывало, поэтому приходилось при фитиле настольной лампы в полумраке рисовать. Незадолго до окончания учебы в школе произошло событие, которое стало для меня отправной точкой и началом обучения в этом творческом деле. В заключительный год обучения в школе я принял участие в республиканской олимпиаде по географии, в которой занял второе призовое место. После олимпиады, уже на выпускном, мне посчастливилось встретиться с одним из преподавателей с географического факультета, с которым я познакомился еще на республиканской олимпиаде. Он посетил наш выпускной и предложил мне поступить на их географический факультет. Но я ответил ему, что мне больше нравится рисовать. Тогда он рассказал, что в их ВУЗе открыт новый факультет, на который идет набор поступающих, и пригласил меня в Махачкалу. Вот так и началось мое знакомство и учеба на художественно-графическом факультете. Приехав в город, сдал 5 вступительных экзаменов, 3 из которых по специальным предметам, что в итоге позволило поступить в институт в 1973 году. Хорошо отучившись,  защитил дипломную работу у известного советского дагестанского скульптора Гейбата Гейбатова.
Самурский лес
Что касается тех, кто повлиял на меня как на творческую личность, то есть художника и скульптора, то могу отметить многих. Однако особенное место отведу человеку, которого могу назвать не просто преподавателем, но и учителем по жизни – это известный советский архитектор Киева Вадим Константинович Скугарев. Он занимался многими направлениями: обработкой дерева, оформлением, малыми формами. Я, будучи студентом, постоянно сопровождал Скугарева в его работе. Он был настоящим практиком, в отличие от многих других. Он всегда показывал и передавал нам все, что умел, полностью. Благодаря ему, я овладел техникой акварельной живописи, одной из сложных. Он был прекрасным педагогом. Преподавал нам также Орешников с момента открытия художественного факультета в институте в Махачкале. Со всех городов Советского Союза к нам направили лучших в своем деле специалистов, которые отработали у нас около пяти лет и благодаря которым мы получили хорошую практику и бесценный опыт в этом искусстве. Именно благодаря таким людям у нас было много времени, как теории, так и практики по специальным предметам.

После отъезда наших преподавателей остались второе и третье поколение, то есть мы и наши ученики, как последователи традиций этих прекрасных людей и специалистов. Благодаря этому и, конечно же, нашим стараниям, большинство, почти все, входят в Союз художников России. Помимо всего этого, я также занимаюсь скульптурой, дизайном, архитектурой и строительством.

Также хочу отметить интересный эпизод из моей жизни – знакомство с Хасбулатом Аскар-Сарыджой в 1976 году. После нашего знакомства, ознакомления с моим творчеством и моей мастерской, что было очень приятно, он пригласил меня в Москву поступить и продолжить учебу. Но, увы, по ряду причин и семейных обстоятельств я не смог это сделать, о чем, конечно же, очень сожалею. Но это жизнь, и, несмотря ни на что, с помощью Всевышнего, я добился определенных успехов и регалий даже здесь, на Родине. А сейчас ни о чем не жалею, в жизни я добился и получил достаточно и доволен всем.

Кроме того, мне в бытность студентом посчастливилось в качестве подмастерья-помощника принять участие в процессе подготовки к показу руководству страны и последующей установке памятника Революционерам в парке возле центральной площади. Это был запоминающийся опыт для меня, являвшегося тогда еще молодым художником и скульптором.

Благодаря классику французской скульптуры Родену и его творчеству я увлекся и работаю до сих пор в этом жанре.

Помню, как сейчас: около месяца проходил практику в Эрмитаже, каждый день видел, рисовал и копировал произведения великих авторов и не уставал восхищаться ими. Все они были разные по формам и жанру, разных авторов и периодов, но все они были прекрасны. И хочу сказать, что в моем творчестве нет определенного и четкого разделения на направления в искусстве, но все-таки я приверженец традиций, и для меня чужды современное искусство в крайних его проявлениях, хоть оно и популярно. Для меня более важен традиционный взгляд и уклад в творчестве.
Дербент
Как профессионал и человек неравнодушный, интересующийся историей и архитектурой родного края, можете ли Вы озвучить свое мнение по поводу особенностей реставрации крепости в Дербенте и архитектурных веяний недавнего прошлого в городе?

Начнем с того, что не могу не отметить вклад, сделанный в развитие древнего города Дербента, являющегося одной из визитных карточек Дагестана. Многое уже выполнено, но многое еще предстоит сделать. Я искренне благодарен тем меценатам, которые оказали помощь в этом деле. В первую очередь, конечно, Сулейману Абусаидовичу Керимову и его команде, которые не покладая рук работали во благо людей и города. Однако стоит затронуть совсем другую сторону, что совсем от них не зависело – работу, проделанную специалистами в области сохранения культурно-исторического облика древнего города и реставрации памятников культуры, которая была проведена на местах. На мой взгляд, с чем согласились некоторые и согласятся остальные специалисты в этой области, реставрация и восстановление проведены не на должном уровне. Об этом можно говорить долго, но, думаю, основная мысль понятна. Необходимо уделить этому в дальнейшем особое внимание.

Как и у любого художника, Ваше творчество подвержено критике. Как Вы к ней относитесь?

Недавно, кстати, в Махачкале состоялась моя авторская выставка. Что касается критики, то считаю, что нет плохих картин и произведений. Каждый по-своему заслуживает творческий успех и достоин своих творений. Искусство не может быть хорошим или плохим, бывает конструктивная и неконструктивная критика. В современном мире у каждой творческой личности есть свое видение на жизнь и творчество, которое отличается от других. И не может один просто так критиковать другого за непонимание его взгляда на жизнь. Считаю это неправильным.
Село Картас-Казмаяр
Лямет Эседович, невозможно не упомянуть об одном немаловажном событии в вашем родном селе, к которому Вы имеете прямое отношение. Радостным событием для земляков стала установка мемориальной доски ветеранам-землякам Великой Отечественной Войны, где отмечены имена ваших сельчан-участников войны. Об этом мы упоминали ранее в недавнем интервью с членом Совета ФЛНКА Джаруллахом Ахадуллаевым. Интересно было бы услышать об этом от человека, который непосредственно изготовил памятную доску.

Идея и непосредственная инициатива принадлежала учительнице Картас-Казмаярской средней школы, которая обратилась с этой мыслью к моему хорошему другу Джаруллаху Ахадуллаеву. Он поддержал эту идею и поделился ей со своими друзьями Шихкеримом Шахпазовым, Шахвеледом Саидалиевым и, конечно же, со мной, предложив мне взяться за изготовление и оформление. Я был рад такой инициативе, согласился, и мы начали подготовку к созданию памятной доски, ведь предстояла большая работа. Много труда проделано ребятами в поисках в местных архивах всех участников-земляков Великой Отечественной Войны. И уже после кропотливой работы, я приступил непосредственно к самому изготовлению и дальнейшему оформлению. После, когда работа уже была закончена, все местные жители, особенно старшее поколение – совет старейшин, с большой радостью приняли сделанное нами, что не может не радовать меня, как автора. С воодушевлением эту идею поддержал и Глава сельского поселения. Ведь это наглядная память о наших предках, часть из которых так и не вернулись к своим родным, навеки оставшись на поле битвы, и которые отдали свои жизни ради будущего поколения.

Отмечу, что благодаря моему товарищу Джаруллаху Рамазановичу я узнал о Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. Взятый организацией курс, несомненно, является верным. Проводимая Автономией работа очень важна для благополучия и развития лезгинского народа.

В продолжении данной темы, стоит упомянуть также о том, что у меня до этого был определенный схожий опыт. Мною, помимо этой памятной доски, также был ранее изготовлен обелиск-памятник с барельефом головы воинов-освободителей и мемориальной доской участников Великой Отечественной войны в родном селении Куллар. Содействие в этом оказал местный меценат и спонсор Муталиб Эмсетов, который выделил средства на покупку материала. Также большую помощь оказал директор Кулларской СОШ Айнудин Османов, который поддержал идею создания памятника. Проектирование, создание с художественным оформлением и последующей установкой я сделал за счет личных средств и сил на безвозмездной основе. Хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто принял участие и оказал неоценимую помощь в этих делах в память о наших ветеранах во имя будущего поколения.
Село Куллар
Какие напутственные слова Вы сказали бы нашей молодежи и всем тем, что желает достичь успеха в жизни и профессии?

Хочу озвучить мысль из высказывания, принадлежащего известному французскому скульптору Родену, основной посыл которой заключается в следующем: «как бы люди прекрасно прожили бы свою жизнь, если каждый человек сделал бы хоть малую часть из того, на что он способен». Увы, мы не делаем и пяти процентов из того, что можем на самом деле. Исходя из этого, мне бывает обидно, когда человек не работает. И поэтому всегда вспоминаю и зачитываю изречения Родена, чтобы дошло до каждого, как продуктивно можно использовать свое время, не тратя его впустую. И только усердно трудясь и работая каждый день, поставив перед собой цели и задачи, можно добиться результата и успеха в жизни. Это касается не только художников, скульпторов и дизайнеров, а всех без исключения, будь то портного или простого рабочего, в любом деле это актуально. И думаю, лучше этого не придумаешь, и ничего нет. Кроме того, считаю важным работать и заниматься тем, что по-настоящему нравится, от чего получаешь удовольствие. И тогда работа будет похожа на отдых, не будешь уставать от своей профессии и в конечном итоге добьешься успеха. С этим я стараюсь идти по жизни и придерживаюсь девиза во всем.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

«Помнить малую Родину и чтить свой народ»

Консолидация лезгин Вологды

Нижегородские лезгины

Творчество Шарифа Шахмарданова

Абдурахман Микрахский – народный учитель и поэт

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия